Теория бюрократического построения организации М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:33, реферат

Краткое описание

Макс Вебер внес существенный вклад в становление общей теории и практики управления организацией. Его относят к административной школе менеджмента, однако в отличие от большинства представителей этой школы, он опирался на культурологическую интерпретацию организационных процессов, что позволяет отдельным исследователям отнести его к особому направлению в теории управления, связанному с культурологическим пониманием "машинной модели организации". Вебер изучал влияние религиозных идей на хозяйственную и социальную жизнь. В частности, он установил определяющее значение протестантской этики на формирование капитализма.
Харизматическому правлению с его новаторством и эмоциональной напряженностью, Вебер противопоставлял традиционный, бюрократический тип власти, опирающийся на устоявшиеся законы и обычаи.
Лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания.

Оглавление

1. М. Вебер 1
2. Бюрократическая модель организации: достоинства и недостатки 2
3. Экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления 5
Список литературы: 9

Файлы: 1 файл

лауре распечатай.docx

— 71.39 Кб (Скачать)

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов  управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной  формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие  на управляемую систему.

Направленность методов  управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так  и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также  это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма методов  управления – воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Оно может  быть прямым (непосредственным) или  косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

 

      • Организационно-распорядительные методы;
      • Экономические методы;
      • Социально-психологические методы.

Организационно- распорядительные – это методы, с помощью которых  менеджер как субъект власти воздействует на персонал. Это методы принуждения. В свою очередь, они также подразделяются на классы. Обозначим их содержание.

Методами организационно-стабилизующего воздействия являются, например, штатное  расписание, положение о внутреннем трудовом распорядке, должностные инструкции, производственные инструкции, планы  работ и т.п.

Среди способов распорядительного  воздействия можно выделить приказ, распоряжение, указание, контроль и  т.п.

Также существуют методы дисциплинарного  воздействия (поощрения, взыскания).

Можно сказать, что достоинство  методов организационно-административного  воздействия состоит в их возможности  обеспечивать четкость, организованность, согласованность, ответственность  и трудовую дисциплину. Они оказывают  прямое воздействие на организацию  и позволяют быстро реагировать  на управленческую ситуацию.

Экономические методы управления – предполагают учет и использование  экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого  работника в результатах своего труда.

Содержание экономических  методов сводится к постоянному  оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы  и неограниченная потребность.

В управленческой практике экономические методы руководства  чаще всего выступают в следующих  формах:

·  Экономическое планирование (использование экономических показателей  в оценке результатов труда);

·  Экономическое стимулирование (использование стимулирующей системы  оплаты труда);

·  Хозрасчет (хозяйственная  самостоятельность подразделений  и организации в целом);

·  Источники финансирования (бюджетные и внебюджетные);

·  Ценообразование.

Особо стоит отметить развивающийся  класс экономико-математических методов  управления. Они включают:

·  экономическое прогнозирование  и программирование;

·  математическое моделирование;

·  теория игр;

·  управление запасами;

·  исследование операций и др.

В деятельности практикующего  высокопрофессионального менеджера  экономический анализ и экономический  аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры  базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы  – экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее  время все более актуальной становится проблема экономической психологии – специального направления в  психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение.

Социально-психологические  методы – совокупность специфических  способов и средств воздействия  на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах.

Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие  факторы и с их помощью целенаправленно  воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив  с едиными целями и задачами. Социологические  исследования свидетельствуют, что  успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его  профессиональных знаний и на 85% –  от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение  в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический  климат. Поэтому существенное условие  образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что  от настроения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда  может увеличиться примерно в 1,5 раза (а может в несколько раз  уменьшиться).

В качестве задач использования  социально-психологических методов  управления выступают:

·  Планирование социального  развития коллектива;

·  Повышение производственной и творческой активности сотрудников;

·  Создание благоприятного психологического климата;

·  Сплочение трудового  коллектива;

·  Управление конфликтами;

·  Формирование групп (команд);

·  Сохранение и развитие традиций;

·  Изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников;

·  Управление мотивацией сотрудников. Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей и применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют наличность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия  на коллектив – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно  учитывать природу человеческого  поведения и человеческих отношений  в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего  мира личности помогает ему подобрать  наиболее эффективные формы сплочения  и активизации коллектива.

Необходимость использования  в практике управления организацией социально-психологических методов  руководства очевидна, так как  они позволяют своевременно учитывать  мотивы деятельности и потребности  работников, видеть перспективы изменения  конкретной ситуации, принимать оптимальные  управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно  применяет он различные формы  социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения.

 

Итак, методы управления, или  воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или  организационно- административные, экономические  и социально-психологические. В последнее  время приобретают значение и  социологические методы. Важно то, что все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия  управляющей системы на управляемую  для достижения определенной цели.

Список литературы:

  1. Бюрократическая теория организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://partnerstvo.ru/lib/to/node/13
  2. Лигинчук Г.Г. Менеджмент: Учебный курс / Г.Г. Лигинчук. – М.: МИЭМП, 2008.
  3. М.В.Масловский  «Теория бюрократии Макса Вебера и современная Политическая социология».  

http://socnet.narod.ru/library/authors/ocracy.htm

  1. .     Рациональная бюрократия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbest.ru/razryprresh/kadrresh/orgstr/razbur

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория бюрократического построения организации М. Вебера