Теория антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:41, реферат

Краткое описание

Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления . Чем больше проявлялось воздействие внешней среды, тем больше внимания высшее руководство должно было уделять изучению процессов, происходящих в окружении организации, и разработке адекватных реакций на возможные внешние воздействия, способов долгосрочного развития.

Оглавление

1. Основные причины кризисов на российских предприятиях………………….3
2. Методики, позволяющие установить, на какой кризисной стадии находится организация……………………………………………………………………..16
3. Процедура банкротства………………………………………………………...29
4. Перечень организаций Волгограда, находящихся в кризисном состоянии (2007- 2009 гг)…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………….37

Файлы: 1 файл

ТАУ.docx

— 176.27 Кб (Скачать)

     1) объем продаж увеличивается; 

     2) объем продаж уменьшается. 

     Если  проблем с продажей продукции  нет, значит причины в другом. Поэтому  далее следует выяснить оборачиваемость  оборотных средств. Если оборачиваемость  малая, то проблемы связаны с большой  длительностью производственного  цикла. Необходимо выявить слабое звено  цикла. Это может быть, например, длительность оплаты отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны  с ценовой политикой и контролем  цен, с условиями договора на продажу  товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты).

     Высокие цены могут быть связаны с издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Для российских предприятий, как  правило, высокие составляющие издержек – это затраты на энергоносители.

     Если  оборачиваемость средств большая, причины экономического кризиса  связаны с рентабельностью товара.

     Если  объем продаж уменьшается, то существует проблема с реализацией продукции. Дальнейшие вопросы должны уточнить наличие запасов готовой нереализованной  продукции, потребительские свойства товара, ценовую политику и систему  распределения и продвижения  товара, ответы на которые могут  дать представление о причинах сложившегося экономического кризиса деятельности предприятия.

     

     Рисунок 3. Логическая схема  поиска внутренних причин экономического кризиса  деятельности предприятия

     Поиск путей выхода из кризиса связан с  устранением причин, способствующих его возникновению, а процесс  планирования этого выхода можно  разделить на две основные стадии:

  • разработка антикризисной стратегии деятельности фирмы (антикризисное стратегическое планирование);
  • определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).

     Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов  производства и сбыта) и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т.п.

     “Методические положения по оценке финансового  состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса”, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе  России от 12.08.94 № 31Р содержат рекомендации по разработке именно оперативных планов финансового оздоровления, оставляя в стороне то обстоятельство, что  стратегическое и оперативное планирование связаны друг с другом, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Именно стратегическое планирование позволяет  устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости внешней  среды функционирования фирмы, сосредоточить  внимание на главных задачах выхода из кризиса с минимальными потерями.

     В процессе антикризисного стратегического  планирования разрабатываются стратегии  выхода организации из экономического кризиса.

     

     Рисунок 4. Модель антикризисного стратегического  управления предприятием

     Тактическое планирование должно осуществляться в  рамках выбранных стратегий. Оно  имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы  организации для достижения стратегических целей. Осуществление запланированных  оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса, не связанных  со стратегическими целями, может  привести к кратковременному улучшению  финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины  кризисных явлений.

     В соответствии с вышеизложенным, модель антикризисного стратегического управления предприятием представляется следующей (рис. 4).

     Процесс антикризисного стратегического планирования, первого этапа стратегического  управления, начинается с определения  текущей миссии организации. Миссия формирует главные предпосылки  успеха деятельности фирмы при различных воздействиях на нее со стороны внешней среды и определенных характеристиках ее внутренней природы и организации.

     Главными  вопросами, на которые должен ответить руководитель предприятия, оказавшегося в кризисных условиях, являются вопросы  о том, сможет ли он в рамках миссии своей фирмы выйти из кризиса  и достичь конкурентных преимуществ  как на внутреннем, так и на внешнем  рынках? Насколько обеспечены независимость  и безопасность фирмы в длительной стратегической перспективе? Насколько  широта выбранной миссии фирмы позволит ей в случае необходимости диверсифицироваться? Если он не сможет найти достаточно сильные, аргументированные ответы на них, скорректировать миссию в  случае необходимости, то можно с  уверенностью сказать, что он не сумеет вывести предприятие из экономического кризиса.

     Следующим, не менее важным, этапом стратегического  антикризисного планирования является анализ среды бизнеса и выяснение  причин экономического кризиса деятельности предприятия. Правильность выбора стратегий  выхода из кризиса и устранение его  причин и последствий зависит  от точности и комплексности диагностики  состояния предприятия. На этом этапе  фирма проводит исследования внешней  и внутренней среды бизнеса, выделяет те из них, которые действительно  имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, проводит оценку реального положения фирмы, выясняет причины кризисного состояния.

     На  следующем этапе проводится стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых показателей, определяет разрыв между  ними. Затем при помощи методов  стратегического анализа и планирования формулируются стратегические альтернативы выхода предприятия из экономического кризиса.

     Очередной этап связан с выбором одной из альтернативных стратегий и ее проработкой. На этом заканчивается процесс стратегического  планирования и начинается процесс  оперативного планирования.

     Следующие этапы стратегического управления связаны с реализацией планов и контролем результатов.

     В целом процесс стратегического  антикризисного управления представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к составлению  оперативных планов до реализации и  контроля) и обратной (от учета результатов  выполнения к пересмотру миссии) связью, важнейшим этапом которого является стратегическое планирование.

  1. Методики, позволяющие установить, на  какой кризисной стадии находится организация.

     В зарубежной и российской экономической  литературе предлагается несколько  отличающихся методик и математических моделей диагностики вероятности  наступления банкротства коммерческих организаций. Первые исследования аналитических  коэффициентов для предсказания возможных осложнений в финансовой деятельности компаний проводились  в США ещё в начале тридцатых  годов [6]. В современной практике финансово-хозяйственной деятельности зарубежных фирм для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером.

     Однако, как отмечают многие российские авторы, многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования  банкротства в отечественных  условиях не принесли достаточно точных результатов. Были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей к российским хозяйственным условиям, в частности «Z-счёта» Э. Альтмана и двухфакторной математической модели. Новые методики диагностики возможного банкротства, предназначенные для отечественных предприятий, были разработаны О.П. Зайцевой, Р.С. Сайфуллиным и Г.Г. Кадыковым. Кроме того, в Постановлении правительства Российской Федерации № 498 от 20.05.1994 была установлена официальная система критериев для оценки неплатежеспособности организаций, действовавшая до 1.03.1998 года.

     Все системы прогнозирования банкротства, разработанные зарубежными и  российскими авторами, включают в  себя несколько (от двух до семи) ключевых показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческой организации. На их основе в большинстве из названных  методик рассчитывается комплексный  показатель вероятности банкротства  с весовыми коэффициентами у индикаторов.

     Эти методики и модели должны позволять  прогнозировать возникновение кризисной  ситуации коммерческой организации  заранее, ещё до появления её очевидных  признаков. Такой подход особенно необходим, так как жизненные циклы коммерческих организаций в рыночной экономике  коротки (4—5 лет). В связи с этим коротки и временные рамки  применения в них антикризисных  стратегий, а в условиях уже наступившего кризиса организации их применение может привести к банкротству. Указанные  методики должны позволять использовать различные антикризисные стратегии  заранее, ещё до наступления кризиса  коммерческой организации, с целью  предотвращения этого кризиса.

     Наиболее  простой из методик диагностики  банкротства является двухфакторная  математическая модель, при построении которой учитывается всего два  показателя: коэффициент текущей  ликвидности и удельный вес заёмных  средств в пассивах. На основе статистической обработки данных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой были выявлены весовые коэффициенты для каждого из этих факторов. Для  США данная модель выглядит следующим  образом:

     

         если  Х > 0,3, то вероятность  банкротства велика; 
    если — 0,3 <Х< 0,3, то вероятность банкротства средняя; 
    если Х < — 0,3, то вероятность банкротства мала; 
    если Х = 0, то вероятность банкротства равна 0,5.

     Применение  данной модели для российских условий  было исследовано в работах М.А. Федотовой, которая считает, что  весовые коэффициенты следует скорректировать  применительно к местным условиям, и что точность прогноза двухфакторной  модели увеличится, если добавить к  ней третий показатель — рентабельность активов. Однако новые весовые коэффициенты для отечественных предприятий  ввиду отсутствия статистических данных по организациям-банкротам в России не были определены.

     В Постановлении правительства Российской Федерации «О некоторых мерах  по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятом в 1994 году [9,10], была установлена официальная система критериев для оценки неплатежеспособности предприятия, состоящая из четырёх коэффициентов: коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами, коэффициента утраты платежеспособности и коэффициента восстановления платежеспособности.

     Если  первые два из этих показателей соответствуют  нормативным значениям (как минимум 2 и 0,1 соответственно), то на основе динамики коэффициента текущей ликвидности  рассчитывается третий показатель —  коэффициент утраты платежеспособности (Куп), который оценивает, сможет ли предприятие в ближайшие три  месяца выполнить свои обязательства  перед кредиторами:

     

         где Т — отчётный период в месяцах; Ктл факт. — фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в конце отчётного периода; 
    К
    тл нач. — значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчётного периода; 
    К
    тл норм. — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.

     Если  Куп < 1, то в ближайшие 3 месяца платежеспособность утратится, а если Куп >= 1, то в течение 3 месяцев предприятие будет платежеспособным.

     Если  же структура баланса по первым двум приведённым показателям признаётся неудовлетворительной, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) за период, равный шести месяцам:

     

     Если  Квп < 1, то организация за 6 месяцев не восстановит платежеспособность, а если Квп >= 1, то организация в течение 6 месяцев восстановит платежеспособность.

Информация о работе Теория антикризисного управления