Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:41, реферат
Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления . Чем больше проявлялось воздействие внешней среды, тем больше внимания высшее руководство должно было уделять изучению процессов, происходящих в окружении организации, и разработке адекватных реакций на возможные внешние воздействия, способов долгосрочного развития.
1. Основные причины кризисов на российских предприятиях………………….3
2. Методики, позволяющие установить, на какой кризисной стадии находится организация……………………………………………………………………..16
3. Процедура банкротства………………………………………………………...29
4. Перечень организаций Волгограда, находящихся в кризисном состоянии (2007- 2009 гг)…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………….37
1) объем продаж увеличивается;
2) объем продаж уменьшается.
Если
проблем с продажей продукции
нет, значит причины в другом. Поэтому
далее следует выяснить оборачиваемость
оборотных средств. Если оборачиваемость
малая, то проблемы связаны с большой
длительностью
Высокие цены могут быть связаны с издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек – это затраты на энергоносители.
Если
оборачиваемость средств
Если
объем продаж уменьшается, то существует
проблема с реализацией продукции.
Дальнейшие вопросы должны уточнить
наличие запасов готовой
Рисунок 3. Логическая схема поиска внутренних причин экономического кризиса деятельности предприятия
Поиск путей выхода из кризиса связан с устранением причин, способствующих его возникновению, а процесс планирования этого выхода можно разделить на две основные стадии:
Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта) и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т.п.
“Методические
положения по оценке финансового
состояния предприятий и
В процессе антикризисного стратегического планирования разрабатываются стратегии выхода организации из экономического кризиса.
Рисунок 4. Модель антикризисного стратегического управления предприятием
Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Оно имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Осуществление запланированных оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса, не связанных со стратегическими целями, может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.
В соответствии с вышеизложенным, модель антикризисного стратегического управления предприятием представляется следующей (рис. 4).
Процесс антикризисного стратегического планирования, первого этапа стратегического управления, начинается с определения текущей миссии организации. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности фирмы при различных воздействиях на нее со стороны внешней среды и определенных характеристиках ее внутренней природы и организации.
Главными
вопросами, на которые должен ответить
руководитель предприятия, оказавшегося
в кризисных условиях, являются вопросы
о том, сможет ли он в рамках миссии
своей фирмы выйти из кризиса
и достичь конкурентных преимуществ
как на внутреннем, так и на внешнем
рынках? Насколько обеспечены независимость
и безопасность фирмы в длительной
стратегической перспективе? Насколько
широта выбранной миссии фирмы позволит
ей в случае необходимости
Следующим, не менее важным, этапом стратегического антикризисного планирования является анализ среды бизнеса и выяснение причин экономического кризиса деятельности предприятия. Правильность выбора стратегий выхода из кризиса и устранение его причин и последствий зависит от точности и комплексности диагностики состояния предприятия. На этом этапе фирма проводит исследования внешней и внутренней среды бизнеса, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, проводит оценку реального положения фирмы, выясняет причины кризисного состояния.
На
следующем этапе проводится стратегический
анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые
показатели) и результаты исследований
факторов внешней и внутренней среды,
которые ограничивают достижение желаемых
показателей, определяет разрыв между
ними. Затем при помощи методов
стратегического анализа и
Очередной
этап связан с выбором одной из
альтернативных стратегий и ее проработкой.
На этом заканчивается процесс
Следующие
этапы стратегического
В целом процесс стратегического антикризисного управления представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к составлению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к пересмотру миссии) связью, важнейшим этапом которого является стратегическое планирование.
В
зарубежной и российской экономической
литературе предлагается несколько
отличающихся методик и математических
моделей диагностики
Однако,
как отмечают многие российские авторы,
многочисленные попытки применения
иностранных моделей
Все
системы прогнозирования
Эти
методики и модели должны позволять
прогнозировать возникновение кризисной
ситуации коммерческой организации
заранее, ещё до появления её очевидных
признаков. Такой подход особенно необходим,
так как жизненные циклы
Наиболее простой из методик диагностики банкротства является двухфакторная математическая модель, при построении которой учитывается всего два показателя: коэффициент текущей ликвидности и удельный вес заёмных средств в пассивах. На основе статистической обработки данных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой были выявлены весовые коэффициенты для каждого из этих факторов. Для США данная модель выглядит следующим образом:
если
Х > 0,3, то вероятность
банкротства велика;
если — 0,3 <Х< 0,3, то
вероятность банкротства
средняя;
если Х < — 0,3, то вероятность
банкротства мала;
если Х = 0, то вероятность
банкротства равна 0,5.
Применение
данной модели для российских условий
было исследовано в работах М.А.
Федотовой, которая считает, что
весовые коэффициенты следует скорректировать
применительно к местным
В
Постановлении правительства
Если первые два из этих показателей соответствуют нормативным значениям (как минимум 2 и 0,1 соответственно), то на основе динамики коэффициента текущей ликвидности рассчитывается третий показатель — коэффициент утраты платежеспособности (Куп), который оценивает, сможет ли предприятие в ближайшие три месяца выполнить свои обязательства перед кредиторами:
где
Т — отчётный период
в месяцах; Ктл
факт. — фактическое
значение коэффициента
текущей ликвидности
в конце отчётного периода;
Ктл нач.
— значение коэффициента
текущей ликвидности
в начале отчётного
периода;
Ктл норм.
— нормативное значение
коэффициента текущей
ликвидности.
Если Куп < 1, то в ближайшие 3 месяца платежеспособность утратится, а если Куп >= 1, то в течение 3 месяцев предприятие будет платежеспособным.
Если
же структура баланса по первым двум
приведённым показателям
Если Квп < 1, то организация за 6 месяцев не восстановит платежеспособность, а если Квп >= 1, то организация в течение 6 месяцев восстановит платежеспособность.