Теоретический анализ управления знаниями и талантами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявление основных характеристик управления знаниями и талантами и анализа механизма управления знаниями и талантами в организации.
Основные задачи:
* Обосновать отличие системы управления знаниями и талантами как новой стадии в развитии коммуникационных и информационных технологий;
* Исследовать понятия управления знаниями и талантами, изучить их классификацию и раскрыть степень их влияния на развитие компании;
* Выявить основные тенденции развития системы управления знаниями и талантами в компаниях;

Файлы: 1 файл

курсовая юля.docx

— 623.71 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(СПБГЭУ)

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ИМЕНИ Ю.А.ЛАВРИКОВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Управление знаниями и талантами в организации

 

Направление: Менеджмент

 

Дисциплина: «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

(ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  МЫСЛИ)»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Васильева Марина

М-208 группы 2 курса

 

 

Руководитель: 
Новикова Юлия Игоревна

Дата сдачи:21.12.2013

Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

 

Оглавление

 

 

Введение

Накопление, распространение и передача знаний из поколения в поколение в любые времена определяли развитие человеческой цивилизации. Наряду с повсеместным спросом на знания поднимается спрос на управленческие таланты высокого класса. В последние десятилетия таланты и знания, интеллектуальные ресурсы приобрели особое значение в социальном и экономическом развитии общества. Это зависит от действия ряда фундаментальных факторов и в первую очередь от информационной революции и возникновения новой экономики.

Экономике, выстроенной на знании – новой экономике – соответствует стремительный рост наукоемкости товаров и услуг, уменьшение их жизненного цикла, интеллектуализация использующихся технологий, обеспечивающих двойное повышение производительности труда, появление крупного сегмента рынка собственно интеллектуальных продуктов и услуг (патенты консалтинг, лицензии, транзакции,) быстрый темп обновления знаний и необходимость их непрерывного пополнения. В современное время уже давно ведется война за знания и  таланты, которая началась еще в 1980-е годы с началом информационного века, когда значимость материальных активов — станков, фабрик и капитала — стала уменьшаться в сравнении с значимостью таких нематериальных активов, как личные сети, бренды, интеллектуальный капитал и таланты. За прошлое столетие компании стали намного больше надеяться на талантливых сотрудников.

Конец завершения перехода к информационному веку еще далек. Так как экономика все больше опирается на знания, ценность самых талантливых кадров продолжает расти. Продолжается повышение спроса на руководителей высшего звена.

Нематериальные активы, знания и таланты, интеллектуальная, собственность интеллектуальный капитал, , рассматриваются теперь компаниями как новый источник дохода, как важный фактор приобретения конкурентных преимуществ.

Цель курсовой работы: выявление основных характеристик управления знаниями и талантами и анализа механизма  управления знаниями и талантами в организации.

Основные задачи:

   * Обосновать отличие  системы управления знаниями и талантами как новой стадии в развитии коммуникационных и информационных технологий;

   * Исследовать понятия  управления знаниями и талантами, изучить их классификацию и раскрыть степень их влияния на развитие компании;

   * Выявить основные  тенденции развития системы управления  знаниями и талантами в компаниях;

   * Провести опрос  и проанализировать результаты».

 

Объектом исследования являются механизмы  управления знаниями и талантами в компаниях.

Предмет исследования представлен основными циклами процессов управления знаниями и талантами в организациях.

 

1.Теоретический  анализ управления знаниями и  талантами

1.1 Знания: их роль  и классификация

В Большой Советской Энциклопедии  приводится следующее определение:

«Знание – это проверенный практикой результат познания действительности и верное ее отражение в сознании человека».

Большинство исследователей проблемы интеллектуальных ресурсов отмечают, что знания неотделимы от человека. Знания могут осознаваться владельцем (то есть человек может пояснить логику своих умозаключений и принимаемых решений), а могут и не осознаваться (то есть человек действует рационально, эффективно, но пояснить, почему он так действует, не в состоянии). Таким образом, знание – это смесь осознанного и неосознанного в решениях, действиях и поведении человека. Отчасти это происходит еще и потому, что до сих пор остается неизвестным, как знания хранятся в нейронных структурах головного мозга и как они используются человеком. Наблюдаем не процесс мышления, а его результат, который может фиксироваться и изменяться.

«Знание – это наличие в мозге человека определенных моделей действительности. Увеличение знания, то есть возникновение новых моделей действительности в мозге – это процесс познания»

Так же, имеет смысл привести рабочее определение понятия «знание», приведенное в Европейской Схеме по управлению знаниями : «Знание – это комбинация данных и информации, к которым добавлено мнение, мастерство и опыт эксперта, что в результате дает ценный актив, который может быть использован для оказания помощи в принятии решений».

Знания как движущая сила новой экономики

Знания, интеллектуальная собственность, интеллектуальные ресурсы осознаются в последние десятилетия в качестве важнейшей движущей силы новой экономики, экономики «третьей волны» по образному определению Э. Тоффлера. В нарисованной им метафорической картине «трех волн» экономического развития человечества к «первой волне» относятся общества с аграрной экономикой, ко «второй волне» – общества с индустриальной экономикой и, наконец, «третья волна» – это общества с экономикой, основанной на расширенном воспроизводстве знаний. Большинство стран мира, в том числе высокоразвитых, пока купаются в водах «второй волны». И лишь немногие страны – лидеры мировой экономики – находятся на подъеме «третьей волны», в стадии перехода от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях. Появление термина «интеллектуальный капитал» относится к первой половине 90-х годов. В его популяризации заметную роль сыграла книга Тома Стюарта «Интеллектуальный капитал – главное богатство вашей компании» [Sewart T.A., 1998]. Следует отметить, что к тому времени и, тем более, в последующие годы интеллектуальный капитал ведущих национальных и транснациональных компаний стал составлять заметную и постоянно растущую долю в их рыночной стоимости. Под рыночной стоимостью или стоимостью акционерного капитала понимается балансовая стоимость материальных активов компании плюс стоимость ее нематериальных активов. К последним, как отмечалось во введении, относятся человеческие активы, интеллектуальные активы, интеллектуальная собственность, структурные и бренд-активы.

Особенность знания как экономического блага состоит в том, что оно чаще всего присутствует в приобретаемых товарах и услугах, материализуясь в них. Значительно реже знание является предметом продажи само по себе.

Классификация знаний

Несмотря на многообразие и некоторую расплывчатость в определении столь сложного понятия, как «знание», многие исследователи единодушны в том, что вся совокупность знаний может быть разделена наследующие классы:

эмпирические; теоретические; личностные; организационные знания; неявные;явные

 

К эмпирическим знаниям относятся наблюдения, наблюдаемые явления. К теоретическим знаниям относятся законы, теории, абстракции, обобщения. К личностным профессиональным знаниям относятся:

• знания познавательного плана («знаю, что») – глубокое владение предметом и сферой деятельности, достигаемое профессиональным путем интенсивного обучения (теоретического, эмпирического) и сертификации;

• прикладное мастерство («знаю, как») – способность применять правила и методы, относящиеся к предмету и сфере деятельности, для решения возникающих задач и проблем. Прикладное мастерство – наиболее распространенный профессионализм, создающий ценности;

• системное представление («знание, почему») – глубокое понимание всей системы взаимосвязей и взаимоотношений, причин иследствия, лежащих в основе определенной сферы деятельности;

• личная мотивация творчества («хочу знать, почему») – активная настроенность, внутренняя заинтересованность и воля к достижению успеха.

 

Организационное знание — это распределенный набор принципов, фактов, навыков, правил, которые информационно обеспечивают процессы принятия решений, поведение и действия в организации. Организационное знание развивается на основе знаний каждого в этой организации.

К организационным знаниям относятся стратегические доктрины и программы, теоретические знания конкретной сферы деятельности, технологические и производственные стандарты, правила и инструкции, коммерческие знания. Организационные знания являются совокупностью знаний каждого из сотрудников, но не простой суммой, а специально отобранной и тщательно проверенной в практике деятельности групп, подразделений, отделений и компании в целом. Кроме того, организационное знание, то, которое материализовано в организационных системах и процедурах, может стать предметом купли-продажи только вместе с организацией в целом, что, собственно, и происходит при купле-продаже бизнеса организации

К неявным знаниям (tacit knowledge)относятся опыт, мастерство, культура мышления, интуиция, хранящиеся в нейронных структурах головного мозга как результат генетической наследственности, образования и приобретенного жизненного опыта. Неявное знание – это способность человека к адаптации в меняющихся условиях.

Неявные знания существуют в умах специалистов, развиваясь вовремени, через опыт, почерпнутый из профессиональной деятельности, книг, наставничества, а также обучения. Неявные знания зависят от жизненных ресурсов личности, от ее биофизических свойств и психологического потенциала.

К явным знаниям (explicit knowledge) относятся описания теорий, методов, методик, технологий, механизмов и машин, конструкций, систем и т.п.

Явные знания хранятся на реальных физических носителях (в книгах, бумажных документах, рисунках, схемах, фильмах, аудио и видеозаписях, магнитных и электронных файлах и базах данных и т.п.).То есть к явным знаниям относятся многочисленные компоненты информационных систем компании, такие, как: данный, документы, программы, адреса ресурсов и ссылки.

Применительно к научно-технической и производственной сфере патентуемыми объектами интеллектуальной собственности являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. К неохраняемым патентами объектам ИС относятся ноу-хау, техническая документация, результаты НИОКР. Объектами авторского права являются программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем. Иначе говоря, явные знания компании – это все то, что остается в ее офисах, когда все сотрудники уходят домой, и без чего в значительной мере также невозможна их эффективная деятельность.

Явное (эксплицитное) знание выражено в виде слов и цифр и может передаваться в формализованном виде на носителях (документы, инструкции, книги, дискеты, памятные записки и пр.). Неявное (тацитное) знание не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем — человеком или группой лиц. Между явными и неявными знаниями происходит непрерывный обмен и трансформация.

 

1.2 Управление  процессами работы со знаниями

Работа со знанием – это достаточно сложный многоэтапный процесс, имеющий собственный жизненный цикл. Как и любой процесс, и тем более сложный, он нуждается в осознанном управлении для обеспечения должной последовательности, согласованности, эффективности.

Подходы к управлению знаниями

Управление знаниями поддерживает такой способ принятия решений, при котором особое внимание уделяется повторному применению предыдущего опыта и практики, но с необходимыми для текущих обстоятельств модификациями. Так, линии снятых с продаж машин иллюстрируют сдвиг в их восприятии покупателями. Новая модель автомобиля должна быть технологически и эстетически совершеннее своей предшественницы, но, создавая ее, производитель может положиться на основные истины о продукте и рынке, которые, в отличие от вкуса покупателей, не изменились. Таким образом прошлые знаний работают в паре со свежим прикладным методом. Управление знаниями подразумевает, однако, что постоянно должна проводиться сверка между информацией, извлеченной из прошлых обстоятельств, и ее применением в новых условиях .

Первый подход (подход первого поколения УЗ) исходит из того, что ценные знания в организации уже существуют, то есть они уже созданы и все, что требуется сделать, – это должным образом зафиксировать их, закодировать и распространить. В соответствии с этой системой взглядов, деятельность по УЗ начинается после того, как знание произведено. Следовательно, целью УЗ в этом случае является не совершенствование процесса производства (создания) знаний, а лишь его использование (применение в практической деятельности).

Сторонники второго подхода (второго поколения УЗ) придерживаются мнения, что знания не существуют в готовом виде. Фактически, они непрерывно производятся в процессе обработки знаний (knowledge processing). Использование знаний в бизнес-процессах проверяет знания и выявляет новые проблемы, формируя спрос на новые знания и его удовлетворение.

Для дальнейшего уяснения существа различий первого и второго подходов дадим некоторые пояснения. В подходе первого поколения не рассматривается жизненный цикл знаний, нет системного рассмотрения процесса работы со знанием как сложного внутрикорпоративного социального процесса. Основное внимание уделялось тому, как лучше зафиксировать, закодировать и распространить организационные знания, в том числе путем максимизации перевода неявных знаний в явные. По сути, речь в нем идет об эффективной системе доставки имеющихся знаний потребителю (лицу, группе лиц), то есть об их оперативном информировании относительно существующих в организации знаний. На самом деле, это мало чем отличается от традиционных действий по управлению информационными ресурсами компании.

Таким образом, можно констатировать, что в каждой компании есть бизнес-процессы и есть процессы работы со знанием, взаимосвязанные между собой, как это схематично показано на рис 1.1. и 1.2..

Исходя из перечисленных целевых установок и критерия эффективности, в компании необходимо обеспечивать управление работой со знаниями, так же, как необходимо обеспечивать управление производством.

 

Рис. 1.1.

 

Рис. 1.2.
Инструментальные средства для работы со знаниями

Современное представление об управлении знаниями не сводится к применению компьютеров и современных информационных технологий. Однако справедливо и обратное утверждение. Без современных IT-технологий, без Интернета и интернета управление знаниями в компании не может быть поднято на должный уровень, так как именно IT-технологии обеспечивают расширение доступа к знаниям, облегчают и ускоряют процесс обмена знаниями между специалистами, подразделениями, предприятиями, создают технологическую основу для семантической обработки информации получения новых знаний.

Информация о работе Теоретический анализ управления знаниями и талантами