Теоретические основы реструктуризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время реструктуризация – одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.
Реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования компании. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики компании и до реорганизации как организационной структуры, так и бизнес-процессов на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных
технологий и систем.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия……………………………………………………………..4
2. Основные положения………………………………………………………….10
3. Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 296.07 Кб (Скачать)

       Введение

1. Основные понятия……………………………………………………………..4

2. Основные положения………………………………………………………….10

3. Заключение……………………………………………………………………..22

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время реструктуризация – одно из существенных направлений  деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.

Реструктуризация подразумевает  системный характер оптимизации  функционирования компании. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики компании и до реорганизации как организационной структуры, так и бизнес-процессов на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных

технологий и систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Переход к рыночным отношениям, формирование товарных и финансовых рынков, а также конкуренция предъявляют новые жесткие требования к предприятиям. Одним из таких требований является реструктуризация, вследствие которой происходят глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, и, в конечном итоге, улучшаются финансово-экономические показатели.

Процессы формирования, реорганизации  и реструктуризации организаций  образуют подсистему в более глобальной системе управления целенаправленной деятельностью, осуществляемой в рамках определенной организационной иерархической структуры.

Первичным в этой системе  является деятельность; в общем случае – предпринимательская, производственная, научная, образовательная, общественная, благотворительная, политическая, социальная и т.д. Каждый вид деятельности характеризуется спектром возможных организационно-структурных и законодательно установленных (Гражданский кодекс РФ) организационно-правовых форм. Организационную структуру осуществления деятельности будем называть в обобщенном виде организацией.

Таким образом, под организацией понимаются юридически оформленные, иерархически структурированные совокупности профессионально ориентированных людей (персонал), объединенных для решения какой-либо задачи, выполнения определенной совместной целенаправленной деятельности. Модель организации представлена на рис. 1.

Бизнес – это инициативная, самостоятельная экономическая деятельность (предпринимательство), осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также производство и продажу продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Употребление термина "бизнес" вместо термина "деятельность" отражает специфику инвестиционной деятельности, являющейся базисом управления проектами и реструктуризации предприятий.

Одним из важнейших аспектов управления как в обобщенном смысле управления системами, так и в прикладном смысле управления экономикой, бизнесом, организациями является управление изменениями, поскольку любая система предполагает функционирование и развитие и тем самым изменение, преобразование.

 

 

Рис. 1. Структура  организации 

 

 

Экономические системы особенно подвержены изменчивости в условиях переходной экономики. Проблема изменения организаций и внутри организаций в переходный (в политическом, экономическом, социальном и иных планах) период актуальна сегодня для мирового сообщества. В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды различные преобразования организаций, предприятий, фирм, компаний являются достаточно частой практикой.

Термин "организация" используется в нескольких значениях: деятельность, результат деятельности и область деятельности.

Организационные структуры  называют предприятиями, организациями, компаниями, фирмами, при этом различия в этих образованиях достаточно условны. В Гражданском кодексе РФ употребляются термины "предприятие" и "организация".

В Гражданском кодексе  термин "организация" используется при определении понятия "юридическое  лицо". Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом и личные неимущественные права, а также способна нести обязательства, быть истцом и ответчиком (ст. 48, п. 1). Таким образом, термин "организация" отражает организационные аспекты (связи, структуру, статус). Организационно-правовые формы юридических лиц приведены в табл.1

1. Организационно-правовые  формы юридических лиц

 

Предприятие – основная ячейка, в которой совершается рыночная трансформация экономики. В настоящее время

происходит переход от предприятия, которое понимается как  производственно-технический комплекс (основные и оборотные средства), к предприятию, базирующемуся на капитале (самовозрастающая стоимость). Капиталом является не только стоимость, устанавливаемая и изменяемая рынком, но и новые отношения, складывающиеся между собственниками,

управляющими и наемными работниками. На рис. 2 представлено предприятие  как целостный организм в различных аспектах его функционирования.

Предприятие – это:

• организационно-правовая структура (юридическое лицо, определенная организационная форма, функциональные и иерархические связи подразделений);

• имущественный комплекс (определенные материальные единицы и отношения собственности);

• производственный комплекс (определенные виды деятельности, связи, партнеры, заказчики, конкуренты и др.);

Рис. 2. Предприятие  как целостный организм

• структурированный финансовый объект (капитал, инвестиции и инвесторы, кредиторы и заемщики и др.);

• социально-организационный комплекс (кадровая структура, управление персоналом, кадровая и социальная политика, обучение и переподготовка персонала).

Следовательно, реструктуризация организации, предприятия рассматривается  в контексте аспектов функционирования предприятия как организационной, производственной, социальной, имущественной и финансовой структуры.

Понятие "предприятие" изменялось в процессе развития рыночных механизмов экономики. В начале рыночных реформ под предприятием понимался самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования своего имущества и средств производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Предприятие действовало  на принципах хозяйственного расчета  независимо от форм собственности на средства производства и другое имущество.

В современных условиях предприятие  выступает как объект хозяйствования, как имущественный комплекс, находящийся во владении, ведении или управлении юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке.

Предприятием как объектом права считается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Предприятие в целом или  его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Предприятие как хозяйствующий субъект является юридическим лицом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Рассмотрим процессы изменений  в организациях в порядке их усложнения: реорганизация → реформирование →реструктуризация.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Преобразование, переустройство организационной структуры и

управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия

Преобладают

организационно-

управленческие аспекты

РЕФОРМИРОВАНИЕ

Изменение принципов действия предприятия, способствующее

улучшению управления, повышению  эффективности производства и

конкурентоспособности выпускаемой  продукции, производительности

труда, снижению издержек производства, улучшению финансово- экономических результатов деятельности

Преобладают

производственно-

экономические аспекты

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Комплексная оптимизация  системы функционирования предприятия  в

соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной

стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению

управления, повышению эффективности  и конкурентоспособности

производства и выпускаемой  продукции на базе современных подходов к

управлению, в том числе  методологии управления качеством,

реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем

Гармонично

сочетаются все

аспекты деятельности предприятия


 

Таким образом, приведенные  выше термины близки по смыслу и  различаются превалированием отдельных аспектов.

Реструктуризация соотносится  с предприятием как с бизнесом (хозяйственный объект), тогда как  реформирование более традиционно связывается с предприятием как хозяйствующим субъектом. Реорганизация, в свою очередь, чаще всего понимается в более узком смысле слова – как структурное преобразование предприятия или группы предприятий.

Термин "реструктуризация" применяется также в отношении  задолженностей предприятий. В финансовом смысле он означает процедуры упорядоченного изменения условий погашения задолженностей предприятия, согласованные между кредитором и должником и проводящиеся по причине неспособности должника погашать свои долговые обязательства в первоначально установленные сроки. Реструктуризация предусматривает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор делает должнику какую-либо уступку или предоставляет преимущество (льготу), например, кредитор может согласиться на увеличение сроков погашения, временно отсрочить некоторые очередные платежи или принять меньший платеж, чем положено. На государственном уровне применяются и такие способы, как инвестиционный налоговый кредит, выпуск долговых обязательств и пр.

 

2.Основные  положения

 

Реструктуризация – деятельность, исходными посылами которой являются цели и стратегия предприятия. Для

предприятия, действующего в рыночных условиях, основная цель – удовлетворение потребностей рынка, увеличение прибыли, повышение эффективности и оптимизация налогообложения.

Начинать процесс реструктурирования следует с разработки общей стратегической цели (миссии) и стратегической концепции компании.

Разрабатываемая стратегия  должна соответствовать общей стратегической концепции компании.

Прежде чем сформулировать стратегию компании, необходимо разработать  стратегию каждого подразделения  в ее составе (как если бы они являлись отдельными компаниями).

При этом необходимо определить степень взаимозависимости основных подразделений компании с другими  ее подразделениями.

Реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий (организаций).

В рамках реструктуризации предприятия должны решить три основные задачи:

1. Модернизация, замена или  сокращение излишков существующей  производственно-технологической базы

предприятия.

2. Существенное изменение  системы управления и использования  человеческих ресурсов предприятия.

3. Качественное изменение  взаимоотношений с потребителями  и/или создание новой целевой  клиентской группы.

При их решении предприятия  сталкиваются с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера:

• отсутствие социально востребованных бизнес идей;

• необходимость осуществления  большого объема предварительной исследовательской  и аналитической работы экономического, управленческого, социального и маркетингового характера;

• необходимость тщательной ревизии всего многообразия ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия;

• преодоление разрывов в хозяйственных связях, в том  числе между структурными подразделениями  самого предприятия;

• необходимость выхода на новый уровень кооперации и  взаимодействия с поставщиками, кредиторами, органами власти и обществом в целом;

• необходимость учета  многосторонних, подчас противоречивых интересов всех участников реструктуризации;

• неочевидность результатов  в современных экономических  условиях вследствие многофакторного проявления проблем предприятий.

Понимая природу этих трудностей, можно говорить о том, что изменение  системы управления и качественного  состава персонала предприятия является наиболее перспективным направлением при разработке планов реструктуризации. Именно от руководителей и специалистов напрямую зависит как успех преобразований на предприятии, так и в конечном итоге его реальное благосостояние. И здесь просто необходимы умение и воля, чтобы отказаться от старого в пользу нового, обеспечить разумный компромисс между краткосрочным и долгосрочным, создать динамическое равновесие между немедленным получением прибыли и завоеванием устойчивой доли рынка.

Эффективность предпринимаемых  действий во многом обусловлена логикой  построения и качеством системы управления бизнесом в целом:

• Управление – это выработка  и реализация решений.

• Состояние бизнеса –  это результат наших решений.

• Прибыли и убытки высоки настолько, насколько хороши наши решения.

• Решения хороши настолько, насколько хороши процессы их подготовки и принятия.

• Процессы хороши настолько, насколько хорошо они спроектированы.

• Реализация решений зависит  от квалификации людей и их заинтересованности в успешности бизнеса.

Принятие решений в  условиях нестабильности экономической  среды требует качественно новых подходов к сбору и анализу информации. Информация о внешнем мире становится все более важной для поиска новых рыночных ниш и своего покупателя. Достоверная картина о положении дел внутри предприятия позволяет эффективно оперировать ресурсами и издержками, направляя их на создание конкурентоспособной продукции и услуг, востребованных обществом.

Информация о работе Теоретические основы реструктуризации