Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа
В настоящее время реструктуризация – одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.
Реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования компании. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики компании и до реорганизации как организационной структуры, так и бизнес-процессов на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных
технологий и систем.
Введение
1. Основные понятия……………………………………………………………..4
2. Основные положения………………………………………………………….10
3. Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы
Введение
1. Основные понятия……………………………………………………………
2. Основные положения………………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
Реструктуризация
технологий и систем.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Переход к рыночным отношениям,
формирование товарных и финансовых
рынков, а также конкуренция
Процессы формирования, реорганизации и реструктуризации организаций образуют подсистему в более глобальной системе управления целенаправленной деятельностью, осуществляемой в рамках определенной организационной иерархической структуры.
Первичным в этой системе является деятельность; в общем случае – предпринимательская, производственная, научная, образовательная, общественная, благотворительная, политическая, социальная и т.д. Каждый вид деятельности характеризуется спектром возможных организационно-структурных и законодательно установленных (Гражданский кодекс РФ) организационно-правовых форм. Организационную структуру осуществления деятельности будем называть в обобщенном виде организацией.
Таким образом, под организацией понимаются юридически оформленные, иерархически структурированные совокупности профессионально ориентированных людей (персонал), объединенных для решения какой-либо задачи, выполнения определенной совместной целенаправленной деятельности. Модель организации представлена на рис. 1.
Бизнес – это инициативная, самостоятельная экономическая деятельность (предпринимательство), осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также производство и продажу продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Употребление термина "бизнес" вместо термина "деятельность" отражает специфику инвестиционной деятельности, являющейся базисом управления проектами и реструктуризации предприятий.
Одним из важнейших аспектов управления как в обобщенном смысле управления системами, так и в прикладном смысле управления экономикой, бизнесом, организациями является управление изменениями, поскольку любая система предполагает функционирование и развитие и тем самым изменение, преобразование.
Рис. 1. Структура организации
Экономические системы особенно подвержены изменчивости в условиях переходной экономики. Проблема изменения организаций и внутри организаций в переходный (в политическом, экономическом, социальном и иных планах) период актуальна сегодня для мирового сообщества. В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды различные преобразования организаций, предприятий, фирм, компаний являются достаточно частой практикой.
Термин "организация" используется в нескольких значениях: деятельность, результат деятельности и область деятельности.
Организационные структуры называют предприятиями, организациями, компаниями, фирмами, при этом различия в этих образованиях достаточно условны. В Гражданском кодексе РФ употребляются термины "предприятие" и "организация".
В Гражданском кодексе термин "организация" используется при определении понятия "юридическое лицо". Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом и личные неимущественные права, а также способна нести обязательства, быть истцом и ответчиком (ст. 48, п. 1). Таким образом, термин "организация" отражает организационные аспекты (связи, структуру, статус). Организационно-правовые формы юридических лиц приведены в табл.1
1. Организационно-правовые формы юридических лиц
Предприятие – основная ячейка, в которой совершается рыночная трансформация экономики. В настоящее время
происходит переход от
предприятия, которое понимается как
производственно-технический
управляющими и наемными работниками. На рис. 2 представлено предприятие как целостный организм в различных аспектах его функционирования.
Предприятие – это:
• организационно-правовая структура (юридическое лицо, определенная организационная форма, функциональные и иерархические связи подразделений);
• имущественный комплекс (определенные материальные единицы и отношения собственности);
• производственный комплекс (определенные виды деятельности, связи, партнеры, заказчики, конкуренты и др.);
Рис. 2. Предприятие как целостный организм
• структурированный финансовый объект (капитал, инвестиции и инвесторы, кредиторы и заемщики и др.);
• социально-организационный комплекс (кадровая структура, управление персоналом, кадровая и социальная политика, обучение и переподготовка персонала).
Следовательно, реструктуризация организации, предприятия рассматривается в контексте аспектов функционирования предприятия как организационной, производственной, социальной, имущественной и финансовой структуры.
Понятие "предприятие" изменялось в процессе развития рыночных механизмов экономики. В начале рыночных реформ под предприятием понимался самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования своего имущества и средств производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Предприятие действовало на принципах хозяйственного расчета независимо от форм собственности на средства производства и другое имущество.
В современных условиях предприятие выступает как объект хозяйствования, как имущественный комплекс, находящийся во владении, ведении или управлении юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке.
Предприятием как объектом права считается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Предприятие как хозяйствующий субъект является юридическим лицом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
Рассмотрим процессы изменений в организациях в порядке их усложнения: реорганизация → реформирование →реструктуризация.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ |
Преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия |
Преобладают организационно- управленческие аспекты |
РЕФОРМИРОВАНИЕ |
Изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово- экономических результатов деятельности |
Преобладают производственно- экономические аспекты |
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ |
Комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем |
Гармонично сочетаются все аспекты деятельности предприятия |
Таким образом, приведенные выше термины близки по смыслу и различаются превалированием отдельных аспектов.
Реструктуризация соотносится с предприятием как с бизнесом (хозяйственный объект), тогда как реформирование более традиционно связывается с предприятием как хозяйствующим субъектом. Реорганизация, в свою очередь, чаще всего понимается в более узком смысле слова – как структурное преобразование предприятия или группы предприятий.
Термин "реструктуризация" применяется также в отношении задолженностей предприятий. В финансовом смысле он означает процедуры упорядоченного изменения условий погашения задолженностей предприятия, согласованные между кредитором и должником и проводящиеся по причине неспособности должника погашать свои долговые обязательства в первоначально установленные сроки. Реструктуризация предусматривает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор делает должнику какую-либо уступку или предоставляет преимущество (льготу), например, кредитор может согласиться на увеличение сроков погашения, временно отсрочить некоторые очередные платежи или принять меньший платеж, чем положено. На государственном уровне применяются и такие способы, как инвестиционный налоговый кредит, выпуск долговых обязательств и пр.
2.Основные положения
Реструктуризация –
предприятия, действующего в рыночных условиях, основная цель – удовлетворение потребностей рынка, увеличение прибыли, повышение эффективности и оптимизация налогообложения.
Начинать процесс
Разрабатываемая стратегия
должна соответствовать общей
Прежде чем сформулировать
стратегию компании, необходимо разработать
стратегию каждого
При этом необходимо определить
степень взаимозависимости
Реструктуризация является
высокоэффективным рыночным инструментом
повышения
В рамках реструктуризации предприятия должны решить три основные задачи:
1. Модернизация, замена или
сокращение излишков
предприятия.
2. Существенное изменение
системы управления и
3. Качественное изменение
взаимоотношений с
При их решении предприятия сталкиваются с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера:
• отсутствие социально востребованных бизнес идей;
• необходимость осуществления
большого объема предварительной
• необходимость тщательной ревизии всего многообразия ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия;
• преодоление разрывов в хозяйственных связях, в том числе между структурными подразделениями самого предприятия;
• необходимость выхода на новый уровень кооперации и взаимодействия с поставщиками, кредиторами, органами власти и обществом в целом;
• необходимость учета многосторонних, подчас противоречивых интересов всех участников реструктуризации;
• неочевидность результатов в современных экономических условиях вследствие многофакторного проявления проблем предприятий.
Понимая природу этих трудностей, можно говорить о том, что изменение системы управления и качественного состава персонала предприятия является наиболее перспективным направлением при разработке планов реструктуризации. Именно от руководителей и специалистов напрямую зависит как успех преобразований на предприятии, так и в конечном итоге его реальное благосостояние. И здесь просто необходимы умение и воля, чтобы отказаться от старого в пользу нового, обеспечить разумный компромисс между краткосрочным и долгосрочным, создать динамическое равновесие между немедленным получением прибыли и завоеванием устойчивой доли рынка.
Эффективность предпринимаемых действий во многом обусловлена логикой построения и качеством системы управления бизнесом в целом:
• Управление – это выработка и реализация решений.
• Состояние бизнеса – это результат наших решений.
• Прибыли и убытки высоки настолько, насколько хороши наши решения.
• Решения хороши настолько, насколько хороши процессы их подготовки и принятия.
• Процессы хороши настолько, насколько хорошо они спроектированы.
• Реализация решений зависит от квалификации людей и их заинтересованности в успешности бизнеса.
Принятие решений в условиях нестабильности экономической среды требует качественно новых подходов к сбору и анализу информации. Информация о внешнем мире становится все более важной для поиска новых рыночных ниш и своего покупателя. Достоверная картина о положении дел внутри предприятия позволяет эффективно оперировать ресурсами и издержками, направляя их на создание конкурентоспособной продукции и услуг, востребованных обществом.