Сущность и взаимосвязь функций управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:55, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть и показать основные функций менеджмента.
В задачи входит изучение и анализ содержания основных функций менеджмента.

Файлы: 1 файл

Сущность и содержание функций менеджмента.docx

— 48.78 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Университет Физической Культуры и Спорта 
 
 
 

Реферат по менеджменту

На тему:

Сущность  и взаимосвязь функций управления 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса 9 гр.

Андриевская А.С.

Проверил: 
 
 
 

2010

Сущность  и содержание функций  менеджмента

Введение.

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В  социально-политической жизни это  переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной  системы к рынку. Такие изменения  в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения  нас самих.

Важная часть  этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки  и искусства менеджмента.

Менеджмент - современная  система управления предприятием, действующая  в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами[1] .

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные  функции: планирование, организация, мотивация  и контроль.

Цель данной работы – раскрыть и показать основные функций менеджмента.

В задачи входит изучение и анализ содержания основных функций менеджмента.

При выполнении работы мы использовали такие методы как метод научного анализа, сравнительный  метод, конкретно-исторический метод  и еще ряд некоторых других методов.

Глава 1. Функции менеджмента.

1.1 Общая характеристика  и классификация  функций управления

Управление в  организации — это процесс, состоящий  из последовательных действий по реализации функций управления для того, чтобы  сформулировать и достичь ее цели (целей).

Функциями управления называют управленческие действия,  направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации[2] .

Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые  для организации и руководства  тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого  результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это  делать).

Концепция разделения управленческого труда менеджеров сформулирована школой административного  управления. Основоположник этой школы  А. Файоль выделил ряд функций как видов управленческой деятельности, осуществляемой менеджерами, в том числе: предвидение, организация, распорядительная деятельность, координация и контроль. Одновременно он разделил всю работу, выполняемую руководителем в процессе его деятельности, на определенные группы: административная и производственная деятельность, финансы, охрана труда, учет и контроль, коммерческая деятельность. Существуют и другие подходы к функциональному разделению управленческой деятельности и специализации труда менеджеров. Кроме того, начиная с А. Файоля, в поле зрения исследователей управления находится проблема определения (оптимизации) соотношения организаторских, технических (специальных) и социальных способностей и знаний, необходимых для руководителей различных уровней управленческой иерархии.

В современном  менеджменте можно выделить два  подхода к классификации функций  управления.

Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления. Он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит  от специфики объекта управления. Функции могут быть классифицированы следующим образом: планирование, организация, мотивация, контроль.

Отдельные авторы дополнительно выделяют как самостоятельные  универсальные функции управления координацию и регулирование. Функция  координации фактически осуществляется в процессе реализации функций планирования и организации, а функция регулирования  дублируется функциями контроля и планирования.

Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления. В рамках этого подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука, другие специфические объекты управления), реализующих приведенные выше универсальные  функции управления (в полном объеме или частично) с учетом специфики  рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие  специализированные подразделения  организации (предприятия).

В рамках менеджмента  рассматриваются общие универсальные  функции в соответствии с первой классификацией. Специфические управленческие функции в соответствии со второй классификацией рассматриваются в  рамках специальных дисциплин (организация  производства, управление инновационной  деятельностью и др.).

Глава 2. Основные функции  управления и их взаимосвязь

Основными функциями  управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство  обеспечивает единое скоординированное  направление усилий всех сотрудников  на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих  целей).

Функция организации  представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального  функционирования организации в  соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она  обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников  организации для достижения доставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как  процесс, посредством которого руководство  организации удерживает ее на запланированной  траектории достижения целей, получая  информацию о текущих результатах  деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации  предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников  организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Приведенные функции  управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует  с функциями организации и  контроля, функция организации, в  свою очередь, тесно связана с  функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации  и функцией планирования. Функции  планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

На рис 1 показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации  и взаимосвязь этих функций друг с другом[3] .

Рис. 1 Взаимосвязь  функций управления

Приведенную взаимосвязь  функций управления принято называть внешней. Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь  рассматриваемых функций, проявляющаяся  в том, что элементы всех этих функций  являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации  — элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля — элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция  мотивации — элементы функций  планирования, организации и контроля.

Рассмотрим подробнее  приведенные выше универсальные  функции управления.

2.1 Планирование.

Планирование - основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

В зависимости  от содержания целей и задач можно  выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования: - перспективное

-среднесрочное

- текущее (бюджетное,  оперативное)

Виды  планов:

1. В зависимости  от содержания хозяйственной  деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического  снабжения, финансовый план, план  рекламной работы, план по НОТ и др.

2. В зависимости  от структуры фирмы: план работы  предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование  предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер  и мероприятий, выбор методов  достижения целей.

В зависимости  от направленности и характера рассматриваемых  задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое  или текущее.

Стратегическое  планирование ориентировано на продолжительное су-ществование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Поскольку в  условиях стихийного развития рынка  выражение планов в коли-чественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.

Стратегическое  планирование осуществляется в виде:

- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу«будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.

- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.

Стратегические  планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию.

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь  определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле.

Информация о работе Сущность и взаимосвязь функций управления