Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:00, реферат
Понятие «менеджмент» происходит от латинского слова «manus» (рука) и в английском варианте означает управление человеческой деятельностью. Менеджмент обуславливает функцию управления.
Функции управления можно охарактеризовать как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом.
Сущность и взаимосвязь
Понятие «менеджмент» происходит от латинского слова «manus» (рука) и в английском варианте означает управление человеческой деятельностью. Менеджмент обуславливает функцию управления.
Функции управления можно охарактеризовать как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом. В своей последовательности управленческие функции составляют технологию управления. В содержании управленческой функции входят два аспекта: сначала определяется, что делается в системе, а затем, как конкретно это необходимо делать.
В современной
теории запанной системы управления
можно выделить два подхода к
классификации функций
Первый подход. Выделение общих, универсальных функций управления. Они отражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления.
Второй
подход. Основывается на факторе оригинальности
объекта управления. При этом выделяется
целая система общих или конкретных
функций управления на производстве.
Реализуют их соответствующие
Например, в современной западной фирме выполняется более 20 внутренних и внешних производственных функций, таких, как управление основным производством, маркетингом, финансами, качеством, трудом и т.д.
К наиболее важным общим функциям управления относится следующее:
1. планирование и прогнозирование;
2. координация и регулирование;
3. контроль;
4. мотивация (стимулирование)1.
Функции
планирования представляет собой первое
звено в цепочке
Различают: перспективное, стратегическое и текущее планирование.
Краткосрочное планирование активно использовалось фирмами достаточно давно. Но бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах.
Процесс планирования включает в себя 4-е этапа:
- выработку общих целей предприятия;
- детализацию и конкретизацию целей;
*Основы менеджмента / под ред. Э.М. Гайнутдинова с. 25.
- определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
- контроль за достижение целей.
В зависимости от того или иного признака, выделяются различные виды планирования:
по степени охвата:
- общее планирование, обхватывающее всю сферу деятельности фирмы;
- частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности;
по содержанию:
- стратегическое (поиск новых возможностей);
- тактическое
(создание определенных
- оперативное (реализация возможностей);
по предмету:
- целевое планирование (определение целей);
- планированиесредств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансы);
- программное планирование (планирование программ производства и сбыта);
- планирование
действий (специальные продажи,
по сферам функционирования:
- планирование производства;
- планирование сбыта;
- планирование персонажа;
- расширенное общее планирование;
по срокам:
- краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);
- среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);
- долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет);
с точки зрения структуры управления:
- общее планирование предприятия;
- планирование сфер деятельности;
- планирование работы подразделений фирмы;
по
возможности изменения планов:
- жесткое планирование;
- гибкое планирование.
Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).
Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы.
Принципы:
- Принципы единства. Поскольку организация – это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации.
- Принцип участия. Этот принцип означает, процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает..
- Принцип непрерывности. Он означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно.
- Принцип гибкости. Он тесно связан с принципом непрерывности и заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
- Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна.
Планированием называют процесс, включающий решение двух основных задач: 1) постановку целей; 2) разработку путей их достижения. Различие между стратегическим и тактическим планированием как раз можно свести к разграничению этих двух составляющих. Стратегия всегда связана с решением важнейших проблем, достижением целей, которые важны с точки зрения выживания и развития организации. Обычно в качестве этих целей выступают повышения объема продаж; темпов роста; увеличение прибыли; доли на рынке; изменение структуры капитала; изменение качества продукций; достижение социальных целей.
Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение и заданным целям и параметрам. Тактическое планирование связано с решением задач на настоящее время. Тактические цели всегда рассчитаны на более близкое будущее, чем стратегические цели. Они также в большой степени конкретно.
Стратегическое планирование начинается с установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план – план, который позволяет планировать позиции завтрашнего дня – адоптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.
Стратегия организации – это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижения стоящих перед организацией целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, т.к. оттого, какая стратегия будит, выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будит определять все без исключения управленческие решения.
Выработка стратегии осуществляется на самых высоких уровнях организации и зависит от ряда факторов и решения целого ряда задач:
- от того, какие ресурсы имеются у организации;
- от состояния рынка;
- от
внутренних возможностей
- от состояния внешний среды организации;
- от
правильного анализа
Существует типовые (базовые) стратегии.
Процесс формирования стратегии разделяется на три этапа:
1) формирование общей стратегии организации;
2)
формирование конкурентной
3)
определение функциональных
Общая
стратегия организации
Общая
стратегия может иметь
Первый
вариант – это стратегия
Второй вариант – это стратегия роста, то есть увеличение организации, часто через проникновение на новые рынки и их захват. Обычно стратегия роста выбирается в том случае, когда организация действует в динамично развивающейся, «растущей» отрасли.
Третий
вариант стратегии – стратегия
сокращения – принимается в тех
случаях, когда возникновение
Существует еще одна стратегия – комбинированная, которая представляет собой любое возможное сочетание трех предыдущих стратегий. Она используется в том случае, если организация действует в разных отраслях, причем ее деятельность в разной степени успешна в каждой из них.
Существуют
базовые стратегии, направленные на
повышение
1. Лидерство в снижении издержек. Организация, избравшая такую стратегию, стремится сделать издержки производства настолько низкими, чтобы ее товар был самым дешевым на рынке при сохранении надлежащего уровня качества.
2. Фокусирование. В этом случае организация должна сосредоточить свое внимание на определенном сегменте рынка.
3.
Дифференциация. Избирая эту стратегию,
организация делает ставку на
предложение уникального
Бизнес – план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых видов бизнеса.
Бизнес – план помогает:
- определить
направление деятельности
- довели направление деятельности до всех потенциальных партнеров, инвесторов и акционеров;
- координировать
деятельность работников
- определить виды деятельности и источники ее финансирования;
- прогнозировать возможные трудности и пути их преодоления;
- установить
стандарты, при помощи которых
в последствии будет
Бизнес – план – это документ, предназначаемый не только для внутреннего использования. Он в значительной степени адресован потенциальным инвесторам, а потому должен содержать информацию выгодно представляющую перспективы развития организации. Наличие бизнес – план – одно из обязательных условий для любых переговоров, направленных на привлечение ресурсов, кроме того, он предназначен и для потенциальных клиентов и партнеров.
Одна
из самых важных функций менеджера
состоит в принятии организационных
решений, которые затем реализуются
через других людей. Организационное
решение – это выбор, который
дает руководитель в процессе выполнения
своих обязанностей, определенных его
должностью. Цель организационного решения
состоит в обеспечении
Функция организации является базисной функцией менеджмента. В более широком смысле – это вид деятельности управленческого персонала, направленный на обеспечение оптимального функционирования предприятия.
Структура управления – это краткое здания управленческой системы, которое создается для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно качественно. Организационная структура управления – это система, в которой оптимально определены функциональные обязанности, права и ответственность, а так же установлены порядок и формы взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Элементы
организационной структуры
Существует два наиболее важных основания, на которых осуществляется специализация элементов оси.
1.
Специализация может
2. На основании характера тех общих функций, которые выполняются в процессе управления, формируются органы: а) занимающиеся планированием, б) организующие производство, труд и управление, в) контролирующие все процессы в организации.
Связи между элементами принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми, вертикальные связи представляют собой отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Между элементами организационной структуры могут устанавливаться линейные и функциональные отношения.
Линейные отношения – это отношения между руководителями и подчиненным, при которых руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного. Руководитель при таких отношениях называется линейным.
Информация о работе Сущность и взаимосвязь функции управления