Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:00, реферат
Понятие «менеджмент» происходит от латинского слова «manus» (рука) и в английском варианте означает управление человеческой деятельностью. Менеджмент обуславливает функцию управления.
Функции управления можно охарактеризовать как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом.
Функциональные отношения – это отношения, при которых руководитель принимает решения, касающиеся деятельности организации только в одной из функциональных сфер (например, в финансовой, инновационной или производственной). У каждого работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он подчиняется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель, выполняющий такие функции, называется функциональным.
Организационная структура
Организационная структура управления должна быть:
- оптимальной
- должна
обеспечивать возможность
- надежной
- соответствовать требованию экономичности.
Если
организационная структура
В современных гуманитарных науках существует множество классификаций управленческих структур. Широкое распространение
получила классификация,
в которой выделяется два типа
управления организациями: бюрократический
и органический. Они базируются на
принципиально различных
Бюрократический
тип. Эту модель современной организации
описал в начале ХХ столетия немецкий
социолог Макс Вебер. В основе этой
модель – представление о предприятиях
как об «организационных организациях»,
предъявляющие жесткие
Основными для этой нормативной модели рациональной бюрократии являются следующие положения:
1.
В организации должно быть
четкое разделение труда, на
каждой должности следует
2.
В ее основе должна лежать
иерархичность управления, при которой
нижестоящий уровень
3.
В рамках организации должны
действовать совокупности
4. Для бюрократической организации характерен дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
5.
Наем на работу должен
Преимущество бюрократических структур управления показали свою эффективность. Особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать сложную работу больших коллективов людей, работающих на единую цель, им присущи недостатки, особенно заметные в современных условиях.
Бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей; вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением этих решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления); невозможно с бюрократическим типом структуры управляв процессом изменений, направленных на совершенствование работы.
Органический тип. В организации нового типа импровизация и дискуссия ценятся больше, чем планирование и четкость исполнения задач. В таких организациях все решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Именно этот подход породил представление о миссии организации как основном средстве координации деятельности работников и подразделений. Правило работы в таких организациях формируются в виде принципов, а не установок.
Существуют
и более дробное классификация
организационных структур управления,
которая акцентирует внимание главным
образом на взаимоотношения между
отдельными подразделениями и
Линейная
организационная структура
В рамках линейной организационной структуры подчиненные зависят только от своего руководителя: вышестоящий орган управления не имеет права отдавать им распоряжения без согласования с непосредственным руководителем.
Преимуществом линейной организационной является то, что в ее основе лежит один канал коммуникации – канал между руководителем и подчиненном; в рамках этой организационной структуры достаточно легко обеспечить распоряжения, получаемые исполнителем, всеми ресурсами, необходимыми для их выполнения.
Особенностью данного типа организационной структуры является то, что в ней руководитель несет персональную ответственность за результаты принимаемых им решений.
Линейная
организационная структура
В рамках
функциональной организационной структуры
принятие управленческих решений распределяется
между функциональными
Преимуществом функциональной структуры управления является то, что она помогает преодолеть недостаток линейной структуры, заключающиеся в необходимости высоко квалифицированных руководителей, достаточно компетентных в самых разных областях деятельности.
Функциональная
структура снижает потребность
организации в специалистах широкого
профиля, которые встречаются достаточно
редко. Кроме того, линейные менеджеры
в рамках функциональной структуры
освобождаются от принятия решений
и могут сосредоточиться
Недостатки функциональной структуры управления заключаются главным образом в том, что задача организации решений затрудняется; снижается мотивация работников т.и. каждый из них подчиняется одновременно нескольким функциональным руководителям – появляется возможность избежать ответственность; функциональный руководитель не всегда может в достаточной мере проконтролировать действия своих подчиненных; процедура принятия решений оказывается более длительной, в том числе и из-за необходимости согласовывать их с другими функциональными службами.
Линейно – функциональная структура является трансформацией функциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной структуры. Основное преимущество этой структуры состоит в том, что линейный руководитель является единственным руководителем для каждого из работников. Как следствие – более сильная мотивация и отсутствие возможности избежать выполнения своих обязанностей. Кроме того, на линейного руководителя возлагаются функции координатора, что исключает противоречия в решениях и распоряжениях.
Линейно – функциональная структура позволяет обеспечить тот уже уровень компетентности решений, что и при функциональной структуре. Основным недостатком линейно – функциональной структуры является излишнее усложнение вертикальных отношений к организации. В линейно – штабной структуре руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя. В рамках линейно – штабной структуры линейные руководители освобождаются от нагрузки, что позволяет им качественнее осуществлять оперативное управление. Это – достоинство линейно – штабной структуры.
При матричной
организационной структуре
Преимуществами
матричной организационной
Основная фигура в рамках дивизиональной организационной структуры – менеджер, руководящий подразделением. В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб. Благодаря такому сочетанию обеспечивается успешный компромисс между вертикальными и горизонтальными отношениями внутри подразделения или организации в целом.
Преимуществом
дивизионной структуры является
то, что подразделения
При создании
организационной структуры
1.
Необходимо избирать такую
2.
Организационная структура не
может всегда оставаться
3. Так как функциональные структуры в чистом виде показали себя как не слишком эффективными, крупные организации перешли и использованию дивизиональных структур.
4. При формировании организационной структуры управления используется четыре метода:
- метод
аналогии состоит в том, что
при формировании
- экспертный
метод основывается на
- метод
структуризации целей
- метод
организационного
5. В
матричной организации
6. В
рамках любой структуры
Децентрализованные структуры обычно целесообразно применять тогда, когда окружения организации представлено динамичными рынками и конкуренцией, а также быстро меняющейся технологией.
Если
же изменения в окружающей среде
происходят сравнительно медленно, а
организация относительно невелика,
то для нее может оказаться
предпочтительной централизованная структура
управления. Преимущества централизованной
структуры состоят в
Очень важным аспектом
Функция координации – это согласование действий многочисленных исполнителей планов в соответствии с целями предприятия (фирмы, корпорации).
Координация в управлении осуществляется путем обеспечения взаимодействия различных подразделений (отделов, служб) в системе производства. Кроме того, функция координации включает в себя регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами.
Текущее координирование включает в себя регулирование. Это управленческий вид деятельности, направленный на обеспечение требуемого соответствия между элементами системы, на ликвидацию возникающих отклонений от плановых заданий, графиков, норм выработки. Регулирование – это сложный механизм управления, основной которого являются информационные системы.
Функция
контроля – это процесс, используя
который руководство
Информация о работе Сущность и взаимосвязь функции управления