Сущность и необходимость контроля в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

На деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.

Файлы: 1 файл

глава1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

   Управляющая  функция  контроллинга  состоит  в  использовании  данных анализа отклонений, ставок покрытия,  общих  результатов  деятельности   для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются  на  всех  уровнях управления предприятием, и весьма  важной   задачей   контроллинга  является координация целей различных уровней, средств  и  методов  их  реализации,  с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение цели предприятия.

   Функция внутреннего контроля на предприятии  заключается  в  контроле эффективности работы его подразделений и организации в целом.

   Выработка управленческих решений производится  на  различных  уровнях управления фирмой. Важной задачей контроллинга  является  координация  целей различных   уровней,  средств  и  методов  их  реализации,  с   тем,   чтобы максимально  обеспечить  достижение  конечной  цели   предприятия.   Поэтому особенно  целесообразна система контроллинга  в тех случаях,  когда  функции управления предприятием  делегированы   его  отделам  и  службам.  Тогда  он помогает   в  достижении    максимально    возможного    общего   результата деятельности. В этом смысле контроллинг как наука  об  успешном   управлении предприятием является  инструментарием рыночной экономики, при  которой  нет необходимости  в централизованном администрировании. С точки зрения временного критерия, контроллинг может быть:

    - оперативным, т.е. ориентированным  на кратко-  и  среднесрочное  (до трех лет) планирование.

     - стратегическим, т.е. ориентированным на  долгосрочное  (свыше  трех лет) планирование.

   К  инструментам  контроллинга   как   средствам,   используемым   для достижения целей контроллинга, относятся:

   1).Информационная система, охватывающая все этапы контроллинга.

   2).Система экономических  и финансовых показателей.

   Система показателей охватывает все сферы  деятельности  предприятия:

       - сферу производства;

     - сферу материально-технического снабжения;

     -сферу сбыта;

     - сферу администрирования;

     - сферу финансирования;

     - сферу   научно-технических   и   конструкторских разработок;

     - сферу управления персоналом.

   3).  Система  учета  и  анализа    внутрипроизводственных   издержек, разработка программы их снижения.

   4). Система оценки инвестиционных  решений.

        Для  раннего  предупреждения  кризисов  и   банкротства   контроллинг располагает следующими инструментами:

          - анализ конкуренции (производится  на основе данных  отрасли,  союзов предпринимателей, других источников  с целью получения сравнительной  оценки конкурентоспособности предприятия);

          - анализ жизненного цикла продукта  (отслеживаются  фазы   жизненного цикла продукта от внедрения до спада);

          -  метод  аналогий  (заключается   в  сравнении   показателей предприятия с показателями в среднем по  отрасли   и конкурента  на рынке; цель - выявление и оценка существенных отклонений показателей предприятия  от показателей главного  конкурента  и среднеотраслевых показателей);

          - матрица проверки (является инструментом  целенаправленного  анализа недостатков и их причин; в таблице в виде матрицы размещаются  недостатки  и вызвавшие их причины,  что  способствует  быстрому  выявлению  и  устранению причин; работа является очень трудоемкой и проводится только для  устранения значительных недостатков);

          - техника контрольных листов.

     На первой стадии  внедрения  системы контроллинга  его   инструментарий своевременно сигнализирует о том,  возникают  ли  и  где  именно  негативные отклонения,  чтобы   своевременно   принять   противодействующие   меры.   В дальнейшем контроль и управление  со стороны уступают место  самоконтролю  и самоуправлению, главной задачей которых является  повышение  ответственности каждого  отдельного  работника.  Самостоятельность   вместо   зависимости, самоуправление вместо подчинения, доверие вместо контроля  -  отличительные особенности  контроллинга. Лишь при  таком   представлении  он  приводит   к изменению во взаимоотношениях между работниками  предприятия  и  содействует лучшему пониманию между ними [9].

   Таким образом, практика контроллинга получила распространение во всем мире. Во   многих зарубежных   фирмах   успешно функционируют отделы и службы контроллинга, создаются  специализированные организации, осуществляющие разработку и внедрение  систем  контроллинга  по заказам фирм. Главным  достоинством  контроллинга  является  способность  на любые изменения.

   Таким образом контроль не только позволяет выявлять проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельности организации. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. 
 

Информация о работе Сущность и необходимость контроля в системе управления