Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 06:52, реферат
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и человеческий капитал и
другие ресурсы. Актуальность выбора темы работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Кафедра экономики
Реферат
По дисциплине «Стратегический менеджмент».
На тему: «Стратегия
фокусирования»
Выполнила: студентка
Бичик Н.Л. Гр57
по дисциплине «Стратегический менеджмент».
Ст. преподаватель
Научно - исследовательская часть.
Долгосрочная эффективная
работа любого предприятия, его экономический
рост определяются правильным выбором
стратегических ориентиров, позволяющих
наилучшим образом реализовать
потенциально-технический и
другие ресурсы. Актуальность выбора темы работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Сейчас, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде , появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии
единой для всех компаний, так же,
как и не существует единого универсального
стратегического управления. Каждая
фирма уникальна в своем роде,
поэтому и процесс выработки
стратегии для каждой фирмы уникален,
так как он зависит от позиции
фирмы на рынке, динамики ее развития,
ее потенциала, поведения конкурентов,
характеристик производимого
Задачей работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов построения стратегии фокусирования на предприятии.
Целью работы является
изучение теоретических аспектов построения
конкурентных стратегий организации
и в частности стратегии
1. Теоретические основы разработки стратегии фокусирования и ее роль в укреплении рыночных позиций фирмы.
1.1 Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности компаний.
Конкурентоспособность, то есть способность эффективно вести конкурентную борьбу, является основной характеристикой экономического субъекта, определяющей успешность его деятельности в условиях рыночной экономики. Определению сущности конкурентоспособности и исследованию различных её аспектов посвящено немалое количество научных трудов как отечественных, так и иностранных авторов. Поскольку обзор точек зрения по проблемам определения понятия «конкурентоспособности» не входит в задачи настоящей статьи, обратимся к дефиниции одного из наиболее авторитетных учёных в области теории конкуренции и конкурентоспособности - американского экономиста М. Портера.
Он определяет конкурентоспособность
как свойство субъекта рыночных отношений
выступать на рынке наравне с
присутствующими там
«Стратегическое управление
- обеспечение стратегической позиции,
которая обеспечит будущую
Итак, результатом первого этапа стратегического управления - стратегического планирования является четко сформулированная стратегия, которая представляет собой план действий по достижению конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Известный теоретик стратегического управления И. Ансофф определяет стратегию «как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» .
Общепризнанный авторитет в области исследования конкуренции и конкурентной стратегии М.Портер в книге «Конкурентная стратегия» утверждает , что эффективная стратегия должна максимально защищать компанию от всех пяти сил, формирующих конкуренцию: конкурирующих компаний, производителей субститутов (товаров-заменителей), у гроз появления новых конкурентов, сил поставщиков (параметры факторов производства) и сил покупателей (параметры спроса). Автор выделяет три базовых стратегии (или стратегических подхода), применение которых по отдельности или в комбинации позволяет компании достичь значительного превосходства над конкурентами на длительный срок - то есть стратегическую конкурентоспособность. Эти стратегии носят названия: «абсолютное лидерство в издержках», «дифференциация» и «фокусирование».
Абсолютное лидерство в издержках - вариант стратегии, при котором «более низкие по сравнению с конкурентами затраты становятся лейтмотивом всей стратегии» . В этом случае компания достигает своей главной цели - абсолютного отраслевого лидерства в издержках - благодаря применению комплекса специальных экономических мер. К таким М. Портер относит создание производственных мощностей экономически эффективного масштаба, снижение издержек на основе накопления опыта, жесткий контроль за производственными издержками и накладными расходами, отказ от мелких операций с клиентами, минимизация затрат в области исследования и разработки, обслуживания, системы сбыта, рекламы и т.п. Применение этих мер, с одной стороны, требует от компании четкой организационной структуры, больших первоначальных капиталовложений, а также готовности нести стартовые убытки, с другой - обеспечивает компании завоевание большой доли рынка. Высокая доля рынка, в свою очередь, позволяет использовать эффект экономии на масштабах, что приводит к значительному увеличению чистой прибыли. В качестве необходимого условия удержания такой позиции на рынке автор указывает регулярное реинвестирование части прибыли в совершенствование оборудования и технологий производства.
Позиция лидера в издержках обеспечивает компании защиту от воздействия всех пяти выделенных М .Портером конкурентных сил:
- от конкурентов,
так как низкие издержки
- от покупателей, так как они способны снизить цены только до уровня менее успешных конкурентов;
- от поставщиков,
так как низкие издержки
- от угрозы появления
новых конкурентов, так как
позиция низких издержек
- от субститутов,
так как такая позиция создает
более благоприятные, чем у
соперников условия для
Помимо описания ключевых преимуществ и условий применения компаниями базовых стратегий, М .Портер определяет также и основные риски, сопутствующие их осуществлению. В данном случае к таковым он относит следующие :
- возможность технологических изменений, обесценивающих прошлые инвестиции или опыт;
- успешное копирование данной стратегии конкурентами;
- несоответствие
производимого товара
- инфляция издержек, обусловливающих более низкие по сравнению с конкурентами цены.
В основе следующего базового варианта, выделенного М .Портером, - стратегии дифференциации - лежит идея создания уникального т.е. дифференцированного продукта. Дифференциация может осуществляться по различным критериям , например: по престижу дизайна или брэнда, по используемой технологи производства, по функциональным возможностям, по качеству обслуживания потребителей, по развитой дилерской сети и т.п. Наиболее эффективным вариантом М .Портер считает дифференциацию сразу по нескольким критериям.
Результатом успешного
внедрения стратегии
Однако, как и любая другая, стратегия «дифференциации» заключает в себе и определенные риски. По мнению М .Портера, в этом случае основными рисками для компании являются:
- возможность уменьшения
лояльности потребителей
- возможность снижения
значимости фактора
- вероятность удачного
использования конкурентами
Фокусирование - третья разработанная М. Портером базовая стратегия, предполагающая фокусирование деятельности компании на каком-либо аспекте рынка: группе покупателей, виде продукции, географическом сегменте и т.п. Принципиальное отличие этой стратегии от двух предыдущих заключается в том, что в соответствии с ней, стратегические цели компании распространяются не на весь рынок в целом, а на определенную его часть. «… В том случае, если стратегия фокусирования не ведет к низким издержкам или дифференциации с точки зрения рынка в целом, она позволяет добиться одной из двух или обеих этих позиций в пространстве более узкого целевого рынка» .
Автор считает, что
перечисленные выше меры по реализации
первых двух базовых стратегий могут
быть успешно использованы в зависимости
от поставленных целей и при осуществлении
стратегии фокусирования. Она защищает
компанию от воздействия конкурентных
сил в той же мере и таким
же образом, как и использование
остальных вариантов базовых
стратегий. Кроме того, одним из главных
преимуществ фокусирования
М. Портер указывает на сопутствующие реализации стратегии фокусирование следующие риски:
- ликвидацию преимущества
компании, проводящей стратегию
фокусирования, в случае
- возможность уменьшения
различий между продуктами, обращающимися
на отраслевом рынке и
- возможность фокусирования
конкурентами на еще более
узком сегменте целевого
Описанные М. Портером стратегии представляют собой наиболее общие варианты способов конкурирования и могут быть взяты компаниями в качестве основы при выборе направления своего развития. Впоследствии авторы, занимающиеся вопросами стратегического управления, продолжили разработку классификации стратегий конкурирования.