Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель данной работы – показать влияние различных факторов и действий на стратегическое лидерство.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. описать теоретические основы лидерства;
2. проанализировать стратегию лидерства на ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»;
3. рассмотреть стратегические подходы к лидерству.
Введение 3
1. Теоретические основы лидерства
1.1 Стратегическое лидерство 5
1.2 Лидер рынка 7
1.3 Стратегии компаний – лидеров отрасли 9
2. Лидерство ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО
«Булочно-кондитерский комбинат» 12
2.2 Стратегический анализ ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» 14
2.3 Ключевые факторы успеха ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» 17
3. Стратегический подход к лидерству
3.1 Пути формирования и развития лидерского потенциала 21
3.2 Проблема лидерства 23
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31
3. Стратегия демонстрации силы. В этом случае доминирующий в отрасли лидер действует жестко и решительно (не выходя за рамки юридических и этических норм), если конкуренты помельче пытаются с помощью ценовых скидок и иных наступательных действий поколебать позиции лидера. Компания может еще сильнее снизить цены в ответ на снижение цен конкурентом; развернуть мощную маркетинговую кампанию при первых попытках конкурента отвоевать долю рынка; предложить заманчивые условия поставок ключевым потребителям. Доминирующий лидер в рамках стратегии демонстрации силы жестко преследует дистрибьюторов за попытки заключения соглашений с конкурентами, снабжает торговых агентов письменной информацией о недостатках товаров конкурентов, переманивает лучших сотрудников конкурентов, предлагая им заманчивые условия труда и оплаты.
Компании – лидеры отрасли укрепляют долгосрочные конкурентные позиции с помощью стратегий агрессивного наступления, активной обороны или демонстрации силы, стремясь принудить соперников и потребителей отказаться от борьбы за передел рынка. Лидеры нередко проводят политику «выкручивания рук» компаниям-потребителям, принуждая их к отказу от товаров конкурентов. Действия здесь бывают самыми разнообразными, начиная от энергичного выражения недовольства и заканчивая предложением потребителям подписывать эксклюзивные контракты на поставку товаров компании в обмен на более низкие цены, либо наоборот, повышать цены на свою продукцию для тех потребителей, которые закупают и товары конкурентов. В качестве последнего средства применяются специальные скидки и привилегированные поставки тем клиентам, которые не работают с компаниями-конкурентами [22, c.275].
2.Лидерство ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО
«Булочно-кондитерский комбинат»
Открытое акционерное общество «Булочно-кондитерский комбинат» учреждено 30 марта 1994 года. Основными видами деятельности «Булочно-кондитерского комбината» являются:
строительно-монтажной и ремонтной деятельности.
Общество состоит из четырех подразделений, являющихся цехами: пекарня № 2, пекарня № 3, хлебозавод № 4, кондитерская фабрика.
Пекарня № 2 специализируется на производстве хлебобулочных изделий, сухарей, бараночных изделий (бублики, сушки, баранки) и теста. Хлебозавод № 4 производит кондитерские и хлебобулочные изделия, пряники и печенье, кондитерская фабрика – торты, пироженные, печенье, мармелад, восточные сладости, кексы и рулеты, пекарня № 3 – хлеб и хлебобулочные изделия.
Уставный капитал общества – 13 147 000 рублей.
Уставный капитал разделен на 13 147 обыкновенных акций. Номинальная стоимость одной акции – 1000 рублей. Контрольный пакет акций, составляющий 51 процент, находится в собственности государства, остальные 49 процентов распределены между членами трудового коллектива.
Комитет по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за деятельностью данного акционерного общества через доверенное лицо, которым является работник управления хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации края. Кроме него деятельность «Булочно-кондитерского комбината» контролируют специалисты Управления по работе с акционерными обществами.
Основными видами продукции выпускаемой «Булочно-кондитерским комбинатом» является хлеб (455,90 тонн), что составляет 30,47 % от общего объема выпуска, бараночные изделия (224,95 тонн) – 15,04%, пряники (561,42 тонн) - 37,53 % и торты (80,90 тонн) - 5,41 %.
Несомненно, что увеличение ассортимента предлагаемой на рынке продукции является фактором, положительно влияющим на рост прибыли предприятия, но только лишь в том случае, если предварительно проведено исследование рынка, и новая продукция удовлетворяет требованиям потребителей. Производиться должны те виды продукции, которые пользуются повышенным спросом у потребителей. Ассортимент выпускаемой продукции представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Ассортимент выпускаемой продукции
Наименование |
Количество наименований |
Произведено в 2005 г. (тонн) |
В % от общего объема выпуска |
Хлеб |
6 |
455,90 |
30,47 |
Булочные изделия |
18 |
46,85 |
3,13 |
Пироги |
2 |
0,08 |
0,01 |
Сухари |
6 |
30,45 |
2,04 |
Бараночные изделия |
8 |
224,95 |
15,04 |
Итого хлебобулочные изделия |
40 |
758,23 |
50,68 |
Пряники |
25 |
561,42 |
37,53 |
Печенье |
13 |
30,40 |
2,03 |
Торты |
29 |
80,90 |
5,41 |
Пирожные |
14 |
17,87 |
1,2 |
Кексы, рулеты |
3 |
1,71 |
0,11 |
Восточные сладости |
5 |
0,55 |
0,04 |
Мармелад |
3 |
5,51 |
0,37 |
Итого кондитерские изделия |
92 |
698,36 |
46,68 |
Тесто |
2 |
38,21 |
2,55 |
Панировочные сухари |
1 |
1,2 |
0,08 |
Всего: |
135 |
1496,00 |
100,00 |
2.2 Стратегический анализ ОАО
«Булочно-кондитерский комбинат»
Планирование – это процесс подготовки на перспективу решений о том, что должно быть сделано, как, кем, когда, какие и сколько должно быть использовано ресурсов.
Планирование разбивается на 3 части: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее – сроком на 1 год; оперативное – на срок менее 1 года.
Управление как процесс начинается со стратегического планирования, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений.
Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.
В современных быстроменяющихся условиях фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах, поэтому именно стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений.
Таким образом, стратегия – это долгосрочное определение направлений развития организации, ее цели при предоставлении свободы исполнителям в меняющихся условиях. Стратегическое планирование также является процессом и состоит из следующих последовательных, взаимосвязанных этапов, представленных на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Процесс стратегического анализа.
Для ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» рассмотрим этапы стратегического анализа.
В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации.
Миссию ОАО «Булочно-
Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.
С учетом сформулированной ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией:
1) расширение круга предлагаемых услуг и продукции;
2) постоянное обновление
3) установление приемлемых цен на все виды продукции;
4) поиск и внедрение новейших технологий и техники;
5) повышение квалификации
6) изучение потребностей
С учетом всех правил составления дерева целей построим дерево целей, отражающее этапы достижения следующей цели, стоящей перед ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»:
2) открыть новый цех
по производству тортов и
2.3 Ключевые факторы успеха ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»
Ключевые факторы успеха (КФУ) — это те конкурентные возможности, результаты деятельности, которые предприятие должно обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособным и добиться финансового успеха. КФУ — это те факторы, которым предприятие должно уделять особое внимание, так как они определяют его успех на рынке, его конкурентные возможности, непосредственно влияющие на прибыльность. В данной работе рассмотрим только КФУ, относящиеся к реализации продукции, и часть КФУ, относящихся к производству. За границами данной работы остались КФУ, зависящие от технологии, часть КФУ, относящихся к производству, а также КФУ, относящиеся к маркетингу и уровню профессионализма сотрудников концерна.
В апреле 2006 г. было проведено исследование сбытовой сети ОАО «Булочно-кондитерский комбинат». Целью проведенного исследования явилось выявление факторов, влияющих на качество обслуживания концерном своих дистрибьюторов и распространителей. Было опрошено около 50 магазинов, в которых производится торговля продукцией предприятия.
При анкетировании в качестве оценок покупательских предпочтений использованы приоритеты показателя (важность) по тринадцати ключевым факторам успеха:
В качестве наиболее употребительного при экспертном оценивании метода измерений было избрано ранжирование. В ходе ранжирования производилась процедура упорядочения объектов, выполняемая экспертом. В процессе ранжирования эксперт устанавливал взаимосвязи между всеми характеристиками – качествами работы предприятия, рассматривая их как единую совокупность. Эксперт на основе собственных знаний и опыта расположил объекты в порядке предпочтения. Каждой характеристике качества работы предприятия присваивалась балльная оценка от 1 до 13 («1» – очень важно, «13» – абсолютно не важно). Было проведено разбиение оценки характеристики качества работы предприятия на количество повторяющихся рангов. В результате такого подхода, были получены наиболее точные показатели.
В среднем по всему объему выборки наиболее высокий уровень предпочтения (важности) имеет для потребителей качество продукции (средний уровень предпочтения которого составил 1 балл), на втором месте стоит оперативность доставки (средний уровень предпочтения - 1,55 балла), на третьем – свежесть (средний уровень предпочтения - 1,65 балла). Менее значимы внешний вид продукции и вкус/запах (соответственно коэффициенты составили 1,94 и 2,20 балла). В дальнейшем, при формировании маркетинговой стратегии, следует обратить внимание именно на эти характеристики. Именно эти показатели формируют позитивное отношение как к концерну в целом, так и к его продукции. Наряду с тем, что многие респонденты в целом довольны культурой обслуживания предприятия, качеством выпускаемых им хлебобулочных изделий, именно эти факторы являются основными в формировании имиджа предприятия, и именно им следует в дальнейшем уделять больше внимания.
Не секрет, что хлебобулочная продукция является товаром первой необходимости и даже в кризисные времена при падении покупательной способности населения спрос на хлеб не только не снижается, а неуклонно возрастает. Фактор культуры обслуживания для респондентов важнее, чем уровень конкурентоспособности цен (коэффициент между оценкой конкурентоспобности цен и оперативностью доставки составил 0,55).