Стратегическое планирование фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ стратегического планирования на современном предприятии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
раскрыть понятие и сущность стратегического планирования;
изучить стадии стратегического планирования;
рассмотреть структуру стратегического планирования;
охарактеризовать стратегическое планирование современного предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………..……………………...…..…3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования фирмы……………………………………………………..……………….…....5
Понятие и сущность стратегического планирования……...…………...5
Стадии стратегического планирования……………………...…….……9
Структура стратегического планирования…………………………….12
Глава 2. Стратегическое планирование на примере предприятия
ООО «Агава–Мегастрой»…………………………………………………….17
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Агава–Мегастрой»…….17
2.2.Стратегическое планирование на предприятии ООО «Мегастрой»…..19
Глава 3. Оценка и направления совершенствования стратегического планирования в ООО «Мегастрой» ………………………………....………22
3.1. Анализ внутренней и внешней среды предприятия …………………..22
3.2. Предложения по формированию деловых стратегий на корпоративном уровне управления……………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 62.22 Кб (Скачать)

Гипермаркет «Мегастрой» оснащен самым передовым, высокотехнологичным оборудованием, привезенным из стран Западной Европы. Посетителей гипермаркета обслуживают 400 высококвалифицированных специалистов, выдержавших жесточайший отбор.

Местонахождение гипермаркета: г.Набережные Челны, Машиностроительная ул., дом 75.

«Мегастрой» является юридическим  лицом и свою деятельность осуществляет на основании действующих федеральных законов РФ и иных правовых актов, а также в соответствии с настоящим уставом, решениями органов управления, принятыми в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном законом и настоящим уставом.

 

 

2.2. Стратегическое планирование на предприятии

ООО «Мегастрой».

Формирование стратегического  плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

  1. Выбор миссии: формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
  2. Разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).

Миссия ООО «Мегастрой»  заключается в максимальном удовлетворении потребностей самого широкого круга клиентов по приемлемым ценам и повышение качества жизни, за счет обеспечения продукцией фирмы.

Для среднесрочного периода:

  1. Захватить и удерживать долю рынка, обеспечивающую безубыточное функционирование и конкурентоспособность.
  2. Совершенствовать систему ориентации на адаптацию к спросу, создание специфических характеристик товара, упаковки для формирования индивидуальности предприятия.

Для долгосрочного периода:

  1. Увеличивать ежегодно объем продаж не менее чем на 9%.
  2. Проводить ежегодные маркетинговые исследования потребностей потребителей в новых видах продукции.

Цель гипермаркета заключается  занимать лидирующие позиции на рынке строительно-отделочных материалов в России.

Задача гипермаркета состоит  в помощи покупателям осуществлять мечты «О теплом и уютном доме», обеспечивая максимальное удовлетворение потребностей в товарах, необходимых для строительства ремонта и создания уюта в доме.

Ценностью ООО «Мегастрой»  является добросовестное служение покупателю. Честность и уважение к сотрудникам  и достойная оценка их труда. Предоставление возможности для профессионального  роста.

На деятельность ООО «Мегастрой» воздействуют такие факторы прямого воздействия, как:

    • Законы (устанавливают некоторые правовые рамки и нормы взаимоотношений, дают организации возможность определить для себя, допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов);
    • Информация;
    • Поставщики (уровень специализированности поставщика, стоимость поставляемого товара, гарантия качества поставляемого товара);
    • Покупатели (географическое месторасположение покупателя, демографические характеристик, социально-психологические характеристики покупателя, отношение покупателя к продукту, чувствительность покупателя к цене, наличие замещающих продуктов);
    • Конкуренты (рассматривая влияние конкурентов на данную организацию, следует, прежде всего, сказать о сильных и слабых сторонах этого влияния.);
    • Гос. органы;
    • Местная власть.

Факторы косвенного воздействия:

    • Состояние экономики (процентная ставка и курс национальной валюты, платежеспособный спрос населения, уровень инфляции, основные издержки организации);
    • Политическая среда (влияет на отношение потребителей к производимой продукции);
    • Социокультурные факторы (отношение людей к работе и качеству жизни, разделяемые людьми ценности, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования и т.д.);

Стратегическое планирование не будет полным без выявления  сильных и слабых сторон предприятия. Для их оценки воспользуемся таблицей.

 

Сильные и слабые стороны  предприятия

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Производство

  • высокая конкурентоспособность;
  • относительно высокое качество товара.
  • высокая энергоемкость производства;
  • высокие цены.

Кадры

  • подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров;
  • рабочие со стажем;
  • рабочие с высшим образованием.
  • отсутствие стимулов к повышению производительности;
  • текучесть кадров;
  • не очень высокий уровень мотивации труда.

Маркетинг

  • эффективная система сбыта готовой продукции;
  • сбор информации о рынках сбыта.
  • недостаточные маркетинговые исследования;
  • недостаточно квалифицированная маркетинговая политика.

Организация

  • отлаженное партнерство с поставщиками;
  • эффективное взаимодействие различных структурных подразделений;
  • четкое разделение труда, профессиональная специализация.
  • зависимость от поставщиков;
  • отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельностью.

Финансы

  • предприятие остается финансово независимым;
  • достаточно быстрая оборачиваемость средств;
  • достаточное количество собственных оборотных средств.
  • отсутствие долгосрочных источников финансирования.

Глава 3. Оценка и  направления совершенствования  стратегического планирования

3.1. Анализ внутренней и внешней среды предприятия.

С учетом особенностей предприятия: широкий ассортимент, специфическое влияние конкурентной среды, имеющаяся номенклатура товаров, деловые связи, предлагается модель стратегического корпоративного планирования, включающая модели оценки внешней и внутренней среды, матрицы для анализа рыночного портфеля предприятия, а также модель развития товаров и рынков (рис. 3.1.).

Рис. 3.1. – модель стратегического корпоративного планирования ООО «Мегастрой»

 

Данная модель определяет состав инструментов стратегического  планирования.

В данной работе в качестве экспертов по всем моделям выступала  группа специалистов ООО «Мегастрой»  из числа руководителей высшего  и среднего звена, в количестве 6 человек.

КФУ – ключевые факторы  успеха – это обусловленные внутренними  факторами действия по реализации стратегии  в наиболее перспективных областях. Фундаментом в разработке данной стратегии является выявление ключевых факторов успеха, которые и обеспечат лидерство на рынке.

Выбор КФУ определяется экспертным путем из стандартизированного перечня  КФУ.

  1. Ключевые факторы успеха, основанные на техническом превосходстве:
    • использование уникальных и закрытых технологий;
    • готовность быстро внедрить инновации, опираясь на предшествующий опыт.
  1. Ключевые факторы успеха, связанные с организацией производства:
    • высокое качество предлагаемого товара;
    • выгоды, связанные с размещением в уже подготовленной инфраструктуре;
    • квалифицированная рабочая сила;
    • отлаженное партнерство с проверенными поставщиками;
    • поддержка местных властей.
  1. Ключевые факторы успеха, основанные на маркетинге:
    • наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью;
    • низкие издержки распределения;
    • быстрая доставка;
    • доступная для клиентов система технической поддержки при покупке и использовании продукции;
    • хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом;
    • доступный и грамотно организованный сервис.
  1. Ключевые факторы успеха, основанные на обладании знаниями и опытом:
    • налаженные связи среди крупных клиентов, властей, силовых структур;
    • хорошие специалисты по продвижению предлагаемого товара.
  1. Ключевые факторы успеха, связанные с организацией и управлением:
    • наличие эффективных и надежных информационных систем;
    • способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий;
    • наличие лицензий и патентов;
    • сложившаяся репутация у потребителей;
    • опытная в данной сфере команда менеджеров.

Данный перечень включает все факторы успеха, отмеченные экспертами. Для дальнейшей работы выделено пять факторов, отмеченных большинством экспертов.

Каждый эксперт проводил оценку ключевых факторов успеха по двум параметрам: вес фактора – то есть его значимость для предприятия  в данный момент и балл, определяющий наличие данного фактора на анализируемом  предприятии.

Таким образом, определены направления, которые могут обеспечить рыночный успех компании.

Проведенный анализ ключевых факторов успеха позволяет определить стратегический курс предприятия на расширение существующей сферы деятельности с использованием традиционных для  этого предприятия технологий.

Далее полученные результаты будут использованы в разработке общей портфельной матрицы модели стратегического корпоративного планирования.

В рамках стратегического  планирование также необходимо разработать  перечень факторов привлекательности  рынка для компании. Это необходимо для выбора альтернативных вариантов  приложений усилий на рынке.

Методика аналогична определению  ключевых факторов успеха – выбор  экспертами наиболее важных факторов привлекательности рынка из стандартизированного перечня.

Таким образом, сформирован  перечень факторов привлекательности  рынка.

  1. Рыночные факторы:
    • размер рынка;
    • темпы роста рынка.
  1. Конкурентные факторы:
    • интенсивность конкуренции.
  1. Финансовые и экономические факторы:
    • прибыльность;
    • нефинансовые барьеры входа на рынок.
  1. Технологические факторы:
    • патенты и права.

По факторам привлекательности  рынка было выделено четыре наиболее важных, по мнению экспертов, факторов.

Результаты оценки экспертами факторов привлекательности рынка представлены в таблице.

Таблица

Оценка факторов привлекательности  рынка для товарной группы  ООО «Мегастрой»

Факторы привлекательности  рынка

Вес фактора

(1-10)

Балл

(1-10)

Скорректированная оценка

Размер рынка

2

5

10

Темпы роста рынка

3

6

18

Интенсивность конкуренции

1

3

3

Прибыльность

4

2

6

Итого

10

 

37


Таким образом, с помощью  экспертов наиболее привлекательным  рыночным фактором в стратегической перспективе является рост рынка, вторым по значимости является размер рынка. Данный анализ показывает, что имеются  возможности экстенсивного роста  и расширения доли рынка.

3.2. Предложения  по формированию деловых стратегий  на корпоративном уровне управления.

Выбор стратегии зависит  от степени насыщенности рынка и  возможности предприятия постоянно  обновлять производство. Наиболее подходящая стратегия для интенсивного развития предприятия может быть определена решением действовать на существующих или новых рынках с существующими или новыми товарами.

На рис. изображены основные стратегии в соответствии с матрицей развития товара и рынка.

 

 
 

Товары

   

существующие

Новые

Рынки

существуюсуществующие

Стратегия более глубокого  проникновения на рынок

Стратегия создания товаров

новые

Стратегия создания рынка

Стратегия диверсификации

Информация о работе Стратегическое планирование фирмы