Стимулирование труда и системы оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики отношения между наемным работником и предпринимателем строятся на новой основе. Цель предпринимателя - это успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель наемных работников - получить материальное вознаграждение и удовлетворение от работы. Предприниматель старается получить максимум прибыли при минимуме издержек (в т.ч. и на персонал).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской деятельности........ 4

1.1. Роль, сущность и задачи стимулирования наемных

работников в предпринимательской деятельности..... 4

1.2. Принципы создания системы стимулирования на предприятии...... 12

1.3. Социальная политика на предприятии...... 19

ГЛАВА 2. Анализ действующих систем стимулирования наемных работников........... 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........... 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............. 28

Файлы: 1 файл

Стимулирование труда и системы.docx

— 49.57 Кб (Скачать)

Для рабочих  имеет смысл увязать ДФЗП не только с количеством продукции, но и  со снижением затрат на рабочую силу в единице продукции, что позволит повысить не только качество, но и производительность труда с учетом существующих норм.

В целом, представляется, что данная система оплаты труда  обладает определенной гибкостью и  позволяет заинтересовать работников в конечных результатах.

На сегодняшний  день в мире существуют три системы  организации труда и заработной платы работников: японская, евро-американская и китайская.

В соответствии с японской системой должность работника  и его заработная плата увязывается  с возрастом. Эта система исторически  сложилась в Японии и связана  с традициями этой страны. В Японии существует система пожизненного найма, когда фирма фактически принимает  на работу будущих выпускников колледжей  и университетов, контролируя процесс  их обучения. Японской системе пожизненного найма свойственен существенный недостаток - отсутствие стимулирующей  роли оплаты труда как для молодых  сотрудников, которые, обладая даже высоким уровнем профессионализма, не могут повысить свой статус в  организации, так и для более  старших работников, которые не заинтересованы в повышении эффективности работы [12].

Евро-американской системе свойственна увязка должности  и заработной платы со стажем работы в данной фирме. Отличие от японской модели состоит в том, что работники, не соответствующие занимаемой должности, обычно подлежат увольнению, а не понижению  в должности. Хотя в целом этой системе свойственны те же недостатки, что и японской: отсутствие четко  выраженной мотивации у работников к более эффективной работе. Главное - соответствовать своей должности, а с увеличением стажа работы будет и повышение в должности, и увеличение заработной платы [12].

В китайской  модели применяется система дифференциации работников по результатам экзаменов. По результатам аттестации работникам присваиваются квалификационные разряды. Тем не менее, присвоение этих разрядов носит довольно субъективный характер и осуществляется на основании оценки прежних результатов работы, что  создает отрыв от реальных результатов  деятельности работника на текущий  период. Помимо этого, оценивается, как  правило, не качество труда того или  иного работника, а сложность  его работы, что также не стимулирует  качественный труд. Кроме того, существует определенный разрыв между разрядами, что приводит к тому, что работник, не уверенный в своих возможностях повысить  разряд, теряет мотивацию к более эффективной работе [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проведенное исследование направлений стимулирования наемных  работников в предпринимательской  деятельности позволяет сделать  ряд выводов.

Стимулирование  наемных работников обеспечивается путем увеличения прибыли за счет повышения эффективности и качества работы.

"Эффективность  труда" и "качество труда"  являются ключевыми факторами  в повышении прибыли предприятия  в долгосрочном периоде.

На стимулирование наемных работников влияет проводимая  предпринимателем социальная политика.

Социальные льготы являются формой участия наемных  работников в экономическом успехе предприятия.

Целесообразно исходить из следующих принципов  построения системы социальных льгот  для сотрудников:

1)необходимо  выявить материальные и нематериальные  потребности сотрудников;

2)необходимо  в полном объеме информировать  сотрудников о предоставляемых  им социальных льготах, а также  об их дополнительном, сверх государственных  льгот, характере;

3)предоставляемые  социальные льготы должны быть  экономически оправданы и применяться  только с учетом бюджета предприятия;

4)социальные  льготы, которые уже предоставлены  работникам государством, не должны  применяться на предприятии;

5)система социальных  льгот должна быть понятной  сотрудникам и каждый сотрудник  должен знать за что, за какие  заслуги ему положена или не  положена та или иная льгота.

На основе анализа  зарубежного опыта управления персоналом  российским предпринимателям может быть рекомендована система стимулирования наемных работников, состоящая из пяти подсистем, рассчитанных на различные группы работников (рабочие, служащие, специалисты, менеджеры, коммерческие представители).

Для усиления стимулирующей  роли заработной платы целесообразно  соблюдение следующих принципов:

1) зависимость  заработной платы от эффективности,  производительности и качества  выполняемых работ с целью  обеспечения заинтересованности  наемных работников в результатах  своей работы;

2) внедрение  гибких систем оплаты, основанных  на учете конечных результатов  работы организации и индивидуального  вклада работника, в том числе  участие в прибылях;

3) исключение  уравнительности в оплате наемных  работников;

4) при создании  системы оплаты наемных работников  предусмотреть усиление ее объединяющей  роли, исключающей противостояние  между работниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Кодекс законов  о труде Российской Федерации. 

2) Закон Российской  Федерации  от 11 марта 1992г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях»

3) Закон Российской  Федерации  от 24 ноября 1995г. № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»

4) Закон Российской  Федерации  от 1 мая 1999г. № 93-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»

5) Закон Российской  Федерации  от 23 ноября 1995г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»

6) Закон Российской  Федерации  от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

7) Постановление  Министерства труда РФ от 11 ноября 1992г. № 32 «Об утверждении Методических  рекомендаций по совершенствованию  организации заработной платы  работников учреждений, организаций  и предприятий, находящихся на  бюджетном финансировании, на основе  применения Единой тарифной сетки  оплаты труда» 

8) Алехина О.  Стимулирующий эффект гибких  систем заработной платы // Человек  и труд. – 1997. – № 1. – С.90–92.

9) Бабаева Л., Чирикова А. Женщины в бизнесе  // Человек и труд. – 1995. – №  12. – С.89–93.

10) Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника  и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы). – М.: Универсум, 1994. – 274с.

11) Волгин Н.А.  Опыт подготовки и стимулирования  труда государственных служащих  в Японии / Н.А. Волгин; Рос. акад. гос. службы при Президенте  РФ. – М.: РАГС, 1998. – 75с.

12) Загоруйко  И., Федоров В. Как управлять  персоналом коммерческой организации  // Человек и труд. – 1993. – №1. – С. 101–106.

13) Кайм Р.  Организация заработной платы  на предприятии // Человек и  труд. – 1994. – №1. – С. 84–96.

14) Кокин Ю.  Теория заработной платы и  современные реалии оплаты труда  в России // Человек и труд. –  1995. – №7. – С. 83–87.

15) Комарова Н.  Мотивация труда и повышение  эффективности работы // Человек  и труд. – 1997. – №10. – С. 90–92.

16) Куприянова  З. Как меняется отношение к  труду // Человек и труд. – 1994. – №2. – С. 118–124.

17) Научная организация  труда в управлении производственным  коллективом: Общеотраслевые научно-методические  рекомендации. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Экономика, 1991. –  286с.

18) Начальный  курс рыночной экономики / Г.И.  Фельдман, Ж.И. Илларионова, И.М.Каменецкая, Н.М. Шеремет; Под ред. Г.И.  Фельдмана. – М.: Транспорт, 1992. –  272с.

19) Никифорова  А.А. Оплата за производительность  труда //Труд за рубежом. –  1996. – №3. – С.51–65.

20) Основы предпринимательского  дела. Благородный бизнес /Под ред.  Ю.М. Осипова. – М.: Ассоциация  «Гуманитарное знание», МП "Тригон", 1992. – 432с.

21) Политическая  экономия: Учеб. пособие по полит.  экономии для техн. вузов /Под  ред. проф. Ю.А.Комарницкого. – М.: Высш. школа, 1973. – 503с.

22) Стоимость  в условиях социализма /Под ред.  Г.Т.Ковалевского и Э.А.Лутохиной.  – Минск: Наука и техника, 1971. – 435с. 

23) Шкурко С.И.  Стимулирование качества и эффективности  производства. – М.: Мысль, 1977. – 269с.

24) Юсупов А.  Зарплата зависит от качества  труда, а не наоборот //Человек  и труд. – 1995. – №10. – С.72–73.

25) Яковлев Р.  Реформирование оплаты труда,  возрождение ее основных функций  //Человек и труд. – 1996. – №7. – С.67–70.

Информация о работе Стимулирование труда и системы оплаты труда