Стимулирование труда и системы оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики отношения между наемным работником и предпринимателем строятся на новой основе. Цель предпринимателя - это успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель наемных работников - получить материальное вознаграждение и удовлетворение от работы. Предприниматель старается получить максимум прибыли при минимуме издержек (в т.ч. и на персонал).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской деятельности........ 4

1.1. Роль, сущность и задачи стимулирования наемных

работников в предпринимательской деятельности..... 4

1.2. Принципы создания системы стимулирования на предприятии...... 12

1.3. Социальная политика на предприятии...... 19

ГЛАВА 2. Анализ действующих систем стимулирования наемных работников........... 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........... 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............. 28

Файлы: 1 файл

Стимулирование труда и системы.docx

— 49.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской  деятельности........ 4

1.1. Роль, сущность  и задачи стимулирования наемных 

работников в  предпринимательской деятельности..... 4

1.2. Принципы  создания системы стимулирования  на предприятии...... 12

1.3. Социальная  политика на предприятии...... 19

ГЛАВА 2. Анализ действующих  систем стимулирования наемных работников........... 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........... 26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............. 28

ВВЕДЕНИЕ 

В условиях рыночной экономики отношения между наемным  работником и предпринимателем строятся на новой основе. Цель предпринимателя - это успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель наемных  работников - получить материальное вознаграждение и удовлетворение от работы. Предприниматель  старается получить максимум прибыли  при минимуме издержек (в т.ч. и  на персонал). Наемные работники  стараются получить большее материальное вознаграждение при меньшем объеме выполняемых работ. В нахождении компромисса между ожиданиями наемного работника и предпринимателя  и состоит суть стимулирования работников в рыночной экономике.

Для предпринимателя  люди являются наиболее ценным ресурсом, так как именно люди могут постоянно  совершенствоваться. Соответственно, умело управляя людьми, можно постоянно  совершенствовать организацию производства и увеличивать прибыль. Поэтому  предприниматель должен хорошо разбираться  в людях, знать их достоинства  и недостатки, мотивы, которые побуждают  их к труду.

Хорошее знание мотивации работников - залог создания более совершенной системы стимулирования наемных работников.

С развитием  социальных отношений в обществе меняются и потребности работников. В современной экономике помимо материального фактора большое  значение имеют моральные стимулы  и социальные льготы. Эволюционируют и материальные формы стимулирования наемных работников. В материальном вознаграждении увеличивается доля выплат по результатам хозяйственной  деятельности предприятия, большее  значение придается развитию у наемных  работников корпоративного мышления, развивается система социальных льгот.

В то же время  в условиях изменения форм собственности  необходим комплексный подход к  оценке влияния стимулирования на эффективность  труда наемных работников и отношения  между предпринимателем и наемными работниками, что обусловливает  актуальность избранной темы.

В западной экономической  литературе содержатся сведения по современным  формам стимулирования наемных работников, но они разрозненны, отражают специфику  отдельных стран и не применимы  в чистом виде по отношению к российской экономике.

ГЛАВА 1. Теоретические  основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской  деятельности 1.1. Роль, сущность и задачи стимулирования наемных работников в предпринимательской деятельности

В развитии современной  экономики России предпринимательство  играет одну из главных ролей.

Существуют различные  определения предпринимательства.

"Предпринимательство  − это инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их  объединений, направленных на  получение прибыли" [18,C.174].

"Предпринимательство  − организация предприятия, производительной  деятельности, производства продукта  или услуги" [20,C.5].

Таким образом, мы считаем, что предпринимательство  − это деятельность по производству товаров или услуг, направленная на получение прибыли.

Надо сказать, что "трудовые отношения − едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно, когда коллектив предприятия  насчитывает десятки, сотни и  тысячи человек" [20,C.216].

Поэтому без  хорошей организации труда работников и грамотного управления персоналом предприниматель не добьется хороших  результатов на рынке в условиях конкуренции.

"Организация  труда и управление персоналом  − многоплановые процессы. Они  включают такие элементы, как  наем и расстановка работников, распределение среди них обязанностей, подготовка и переподготовка  кадров, стимулирование труда, совершенствование  его организации" [20,C.216].

Таким образом, стимулирование наемных работников является одной из составляющих управления персоналом. Без грамотной организации  стимулирования работников невозможны рост прибыли предприятия и его  конкурентоспособность на рынке.

Понятие "стимулирование наемных работников" вытекает из необходимости роста прибыли  предприятия как конечного финансового  результата его деятельности. Прибыль  предприятия выступает как оценочный  и фондообразующий показатель. На основе полученной прибыли формируются  материальные фонды стимулирования работников. В то же время понятие "стимулирование" не ограничивается только материальным фактором, а включает в себя и другие формы.

Таким образом, как нам представляется, "стимулирование наемных работников" есть меры, направленные на повышение прибыли предприятия  за счет повышения эффективности  и качества труда наемных работников.

"Эффективность  труда" и "качество труда"  являются ключевыми факторами  в повышении прибыли предприятия  в долгосрочном периоде.

В экономической  литературе приводятся различные определения  качества труда.

"Качество  труда - это свойство конкретного  труда производить ту или иную  потребительскую стоимость в  определенных условиях" [21,С.338].

"Качество  труда можно определить как  такую относительно устойчивую  совокупность свойств, которая  создает его существенную определенность  как особого вида деятельность  и обусловливает разные производственные  результаты" [22,С.215].

В хозяйственной  практике широко используется понятие "повышения качества продукции". Так, С.Шкурко "повышение качества продукции" определяет как "улучшение  ее потребительских свойств, надежности, долговечности, технического совершенства, эстетического оформления т.д." [23]. Таким образом, повышение качества продукции обеспечивает повышение  конкурентоспособности предприятия  на рынке, экономию труда и материальных ресурсов и, как следствие, рост объемов  производства за счет увеличения спроса и увеличение прибыли как основного  показателя деятельности предприятия.

С качеством  труда тесно связана система  качества. В условиях научно-технического прогресса особое значение приобретает  технологический аспект качества продукции. Это подразумевает высокий уровень  соблюдения технологии производства, соблюдение всех параметров готовой  продукции и полуфабрикатов, соответствие ужесточающимся требованиям международных  стандартов и экологическим нормам.

В современной  экономике высокий уровень кооперации производства и разделения труда, что  также делает необходимым соответствие продукции установленным системам качества и международной системе  качества ИСО – 9000.

Соответственно  растущим требованиям к качеству продукции и ее соответствию международным  стандартам и системам качества, перед  предприятиями встает необходимость  повышения квалификации кадров. Поэтому  в настоящее время все более  возрастает роль систем подготовки и  переподготовки кадров в соответствии с растущими требованиями к их квалификации для обеспечения необходимого качества продукции. С ростом автоматизации  производства, сокращения ручного труда, а то и полной замене человека машинами квалификация кадров играет важную роль в повышении качества продукции  на основе международных норм и систем.

С понятием "качество труда" неразрывно связано понятие "эффективности труда". В настоящее  время "эффективность труда" определяется не только производительностью труда, но проходит через все стадии производства, начиная от разработки и кончая серийным выпуском продукции.

В настоящее  время рост эффективности производства обеспечивается за счет перехода к  современным технологиям, обеспечивающим высокий уровень автоматизации, снижение материалоемкости и высокий  уровень качества продукции. Таким  образом, рост качества продукции и рост эффективности производства неразрывно связаны и присутствуют на всех стадиях производства.

Таким образом, можно сказать, что повышение "эффективности  труда" – это совершенствование  технологического процесса, снижение материалоемкости продукции, оптимизация  трудового процесса работников, ведущие  к росту прибыли предприятия.

То есть, стимулирование эффективности и качества труда  работников ведет к росту прибыли  и повышению конкурентоспособности  предприятия на рынке.

В современной  экономике стимулирование работников не ограничивается только мерами материального  вознаграждения, а направлено на совершенствование  личности работника, формирование в  нем заинтересованности в успехе организации в целом и включает в себя также другие формы, такие  как социальные льготы, моральные  поощрения, гуманитарные стимулы к  труду и др.

С развитием  предпринимательской деятельности предприятия получили свободу в  решении вопросов организации производства и оплаты труда работников. Целью  предоставления широких полномочий предприятиям в решении этих вопросов являлось создание предпосылок для  повышения производительности труда, улучшения качества продукции и  совершенствования механизма оплаты труда, позволившего бы заинтересовать работников в результатах их труда. На деле же произошло так, что старая система стимулирования работников прекратила свое существование как  единая система, а ожидаемой реформы  в оплате труда не произошло, что  привело, во многом, к утрате заработной платой стимулирующей функции. Поэтому  решение проблемы роста производства отечественной продукции, повышения  ее качества невозможно в отрыве от решения вопросов стимулирования и  оценки труда работников наемных.

Понятие стимулирования связано с понятием производственного  коллектива. Производственный коллектив  и каждый его член являются объектами  стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового  процесса и стимулированию работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед  ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг  и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических  интересов наемных работников и  интересов предпринимателя-собственника имущества предприятия, организация  стимулирования работников по результатам  выполненной работы [17].

Стимулирование  направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции  с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная  и качественная работа влечет за собой  снижение себестоимости и повышение  рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально  поощрить наемных работников.

Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем  всех работников предприятия, а не только производственных рабочих. В связи  с этим необходимо разделять понятия "эффективность труда" и "производительность труда" работников. Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит  от других причин: ввода новой техники  и технологии, применения новых видов  сырья и материалов, внедрения  более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях [19].

На сегодняшний  день важно восстановить роль материального  стимулирования на предприятии. Сущность стимулирования наемных работников заключается в следующем [24]:

1) это стимулирование  высоких трудовых показателей  наемного работника;

2) это формирование  определенной линии трудового  поведения работника, направленной  на процветание организации;

3) это побуждение  работника к наиболее полному  использованию своего физического  и умственного потенциала в  процессе осуществления возложенных  на него обязанностей.

Поэтому стимулирование направлено на мотивацию наемного работника  к эффективному и качественному  труду, который не только покрывает  издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как  полученная прибыль идет не только в карман работодателю (предпринимателю), а используется на выплату налогов  в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким  образом, стимулирование труда наемных  работников не является частным делом  конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом  развитии страны, в процветании национальной экономики.

В экономике  наемный работник и работодатель взаимодействуют на двух уровнях [24]:

1)на рынке  труда, где определяется ставка  заработной платы и происходит  заключение коллективного договора;

Информация о работе Стимулирование труда и системы оплаты труда