Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа
Целью курсовой работы: определить роль менеджера в структуре управления.
Введение
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Сам менеджер может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.
Результатом его усилий является определенным
образом сгруппированная, направленная
и скоординированная работа других
людей. Этот результат вещественно
закрепляется в документах и к
последующей текущей
Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным.
Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.
Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.
Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 – 12 часов вдень. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о требованиях, предъявляемых к менеджеру.
Менеджера можно рассматривать в трех аспектах:
Целью курсовой работы: определить роль менеджера в структуре управления.
Задачами курсовой работы выступают:
- рассмотрение и анализ требований, предъявляемых к менеджеру, а именно: стили руководства.
- выявление профессиональных
- рассмотрение на практике роль менеджера в компании.
Курсовая работа структурирована, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В написании работы использованы монографии, учебники, сборники статей.
Глава 1. Менеджер в структуре управления
Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:
• менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
• менеджеры проектируют и
• менеджеры разрабатывают
• менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
• менеджеры являются основным информационным
звеном связи организации с
• менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; • менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.1
Менеджер в современном
Деятельность менеджера должна
быть направлена на: создание у рабочего
уверенности в завтрашнем дне, в
том, что он не останется без работы;
установление отношений взаимопонимания
между предпринимателями и
Менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.
Профессиональные качества менеджера.
Организаторские качества, характеризующиеся
умением подбирать, расставлять
кадры, планировать работу, обеспечивать
четкий контроль. Организаторские качества
- это следствия проявления ряда
психологических свойств
Общей основой развития менеджера
как специалиста и как
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества: способность к кооперации и групповой работе; поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; социальная компетентность при реализации своих целей.
Мотивационно-волевые качества: стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих); самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Личные качества менеджера. Умение реализовать индивидуальный подход к персоналу. Каждый человек - это личность с присущими лишь ей особенностями. Одной из задач менеджера является распознавание способностей своих сотрудников для их полнейшего использования в повседневной деятельности.
Коммуникабельность. Умение общаться - ключ к успеху. Как подчиненные, так и руководство или деловые партнеры благосклоннее относятся к людям, которые умеют общаться. Способность убеждать, искать компромиссы, сглаживать разногласия - основные характеристики руководителя.2
Интеллект. Необходимое условие
управленческого успеха - высокие
умственные способности менеджера.
Умение всесторонне анализировать
информацию, устанавливать причинно-
Способность учить и учиться. Менеджер должен быть талантливым наставником для своих подчиненных. Ведь формирование знаний и умений у персонала - это, в конце концов, повышение их профессионального уровня, эффективности труда всего коллектива.
Требовательность. Каждая поставленная цель должна быть достигнута, иначе авторитет руководителя может быть утрачен.
Качественные характеристики руководителя.
Профессиональные качества: компетентность
в соответствующей профессии, формирующаяся
на основе образования и
Личные качества руководителя: честность и порядочность; скромность и справедливость по отношению к окружающим; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.
1.2 Роль менеджера в организации.
Являясь субъектом осуществления
управленческой деятельности, менеджеры
играют в организации ряд
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в
качестве руководителя, формирующего
отношения внутри и вне организации,
мотивирующего членов организации
на достижение целей, координирующего
их усилия и, наконец, выступающего в
качестве представителя организации.
Менеджер должен быть менеджером, за которым
люди готовы идти, идеям которого они
готовы верить. Поддержка членами
коллектива своего руководителя в современных
условиях является той базой, без
которой ни один менеджер, каким
бы хорошим и грамотным
Деятельность менеджера
Структурирующее воздействие менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.
Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.
Руководитель (менеджер) организации как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.
В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.
Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.4