Стили руководства менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: определить роль менеджера в структуре управления.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

Введение

Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние  в обязательном порядке должны ему  подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его  требования.

Сам менеджер может брать на себя функции исполнителя лишь для  того, чтобы глубже разобраться в  специфике работы и принимать  более обоснованные решения.

Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно  закрепляется в документах и к  последующей текущей деятельности отношения не имеет.

Руководитель является персонифицированным  воплощением организации, и к  ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным.

Современная научно-техническая революция  коренным образом изменила условия  и характер производственных, хозяйственных  и социальных процессов. Они стали  настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.

Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.

Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение  рабочего дня до двухсот различных  видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными  деятелями, акционерами, к каждому  из которых необходимо подобрать  свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 – 12 часов вдень. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о требованиях, предъявляемых к менеджеру.

Менеджера можно рассматривать  в трех аспектах:

  • профессионал — автор решений, стратегии, планов;
  • организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике, человек, способный увлечь людей, повести за собой;
  • начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

Целью курсовой работы: определить роль менеджера в структуре управления.

Задачами курсовой работы выступают:

 - рассмотрение и анализ требований, предъявляемых к менеджеру, а именно: стили руководства.

- выявление профессиональных качеств, необходимых менеджеру;

- рассмотрение на практике роль  менеджера в компании.

Курсовая работа структурирована,  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В написании работы использованы монографии, учебники, сборники статей.

 

 

 

 

     Глава 1. Менеджер в структуре управления

    1. Профессиональная характеристика менеджера

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно  утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры  занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого  существует ряд причин:

• менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

• менеджеры проектируют и устанавливают  взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

• менеджеры разрабатывают стратегии  поведения организации в изменяющемся окружении;

• менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц  и учреждений, которые контролируют организацию;

• менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;

• менеджеры несут формальную ответственность  за результаты деятельности организации;  • менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.1 

 

Менеджер в современном понимании  – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и  наделенный полномочиями в области  принятия решений по конкретным видам  деятельности организации, функционирующей  в современных условиях.

Деятельность менеджера должна быть направлена на: создание у рабочего уверенности в завтрашнем дне, в  том, что он не останется без работы; установление отношений взаимопонимания  между предпринимателями и рабочими; установление на работе нормальных индивидуальных и групповых отношений.

Менеджер представляет собой тип  профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной  основе. Он придает деятельности предприятия  упорядоченность, согласованность  и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.

Профессиональные качества менеджера. Организаторские качества, характеризующиеся  умением подбирать, расставлять  кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Общей основой развития менеджера  как специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать  или не выступать в качестве фактора  успешности менеджера в зависимости  от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные  включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для  деятельности менеджера коммуникативные  качества: способность к кооперации и групповой работе; поведенческие  ориентации при разрешении конфликтных  ситуаций; социальная компетентность при реализации своих целей.

Мотивационно-волевые качества: стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих); самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Наиболее важным качеством менеджера  является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Личные качества менеджера. Умение реализовать индивидуальный подход к персоналу. Каждый человек - это  личность с присущими лишь ей особенностями. Одной из задач менеджера является распознавание способностей своих  сотрудников для их полнейшего использования  в повседневной деятельности.

Коммуникабельность. Умение общаться - ключ к успеху. Как подчиненные, так и руководство или деловые  партнеры благосклоннее относятся  к людям, которые умеют общаться. Способность убеждать, искать компромиссы, сглаживать разногласия - основные характеристики руководителя.2

Интеллект. Необходимое условие  управленческого успеха - высокие  умственные способности менеджера. Умение всесторонне анализировать  информацию, устанавливать причинно-следственные связи и принимать на основании  этого правильные решения является залогом предпринимательского успеха.

Способность учить и учиться. Менеджер должен быть талантливым наставником  для своих подчиненных. Ведь формирование знаний и умений у персонала - это, в конце концов, повышение их профессионального уровня, эффективности труда всего коллектива.

Требовательность. Каждая поставленная цель должна быть достигнута, иначе  авторитет руководителя может быть утрачен.

Качественные характеристики руководителя. Профессиональные качества: компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся  на основе образования и производственного  опыта; широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных  сфер деятельности; стремление к постоянному  самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности; поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение; умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя: честность  и порядочность; скромность и справедливость по отношению к окружающим; физическое и психологическое здоровье; высокий  уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение  к людям; оптимизм, уверенность в  себе.

 

1.2 Роль менеджера в организации.

Являясь субъектом осуществления  управленческой деятельности, менеджеры  играют в организации ряд разнообразных  ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли. Во-первых, это  роль по  принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление  движения организации, решает вопросы  распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право  принятия управленческих решений имеет  только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок  и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько  менеджер владеет информацией, насколько  он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень  сильно зависит результат его  работы.

В-третьих, менеджер выступает в  качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации  на достижение целей, координирующего  их усилия и, наконец, выступающего в  качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым  люди готовы идти, идеям которого они  готовы верить. Поддержка членами  коллектива своего руководителя в современных  условиях является той базой, без  которой ни один менеджер, каким  бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять  своим коллективом. 3

Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей  со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых  люди и объединятся в ней, чтобы  организация стала действительно  организацией.

Структурирующее воздействие менеджера  касается работников организации, самой  организации, ее связей с внешним  миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу  деятельности организации.

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные  иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

Руководитель (менеджер) организации  как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в  строгом соответствии с нормативно-правовыми  актами, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет  способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем  координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и  опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить  ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости  самостоятельно эффективно осуществить  профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.4

Информация о работе Стили руководства менеджера