Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:53, курсовая работа
Сегодня уже ни для кого не секрет, что в рыночной экономике предприятие само принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Оно самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе, такие как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и многое другое. В настоящих условиях предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличение объема и усложнения характера, выполняемых менеджерами работ.
Введение…………………………………………………………………………………….2
1.Стиль менеджмента………………………………………………………4
1.1.Роль руководителя в системе управления предприятием…………………….4
1.2 Классификация стилей управления………………………………………………6
1.3 Эффективность стиля управления………………………………………………..9
2.Совершенствование системы управления предприятием……….11
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………11
2.3.Миссия и цели предприятия………………………………………………………20
2.4.Методы управления………………………………………………………………..20
2.5.Организационная структура управления организации………………………21
2.8.Схема функциональных взаимосвязей подразделения…………………….25
2.9.Информационная система структурного подразделения……..26
2.10 Регламент управления………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………………33
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
- управление через
согласование цели (это смешанная
форма управления через
Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
- управление через правила решения.
- управление через мотивацию.
- управление через координацию.
- управление только
в исключительных случаях (
В). Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
Концепция подхода к эффективности руководства по 2 критериям, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блейком и Мутоном, которые построили решетку, включающую 5 основных стилей руководства (см. рис. 1.1).
Как показана на рис. 1.1, вертикальная ось этой решетки ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями.
Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9.
Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.
Блейк и Мутон считали, что учитывая множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, все же профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволит руководителям приблизиться к стилю 9.9, тем самым повысив эффективность свой работы.
1.3 Эффективность стиля управления
Ранние попытки объяснить
феномен эффективности
В настоящее время эффективным считается стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными. Успех стиля управления, также, можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
- по разработке продукции,
- организации,
- управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).
Применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
- личные качества (представления
о ценностях, самосознание, основная
позиция, отношение к риску,
роль личных мотивов,
- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков),
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля),
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
В заключение, необходимо отметить, что учет различных ситуаций при выборе эффективного стиля управления помогает осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Руководитель, который выбрал определенный стиль управления и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществить эффективное руководство в другой ситуации.
Таким образом, можно подытожить, что руководитель, который хочет работать как можно эффективнее, получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль управления на протяжении всей своей карьеры. Скорее он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
2.Совершенствование
системы управления
2.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Владивосток – шампунь» (ВШ) зарегистрирован в городе Владивостоке 30.06.91 г., в соответствии с постановлением Главы Администрации города Владивостока, с регистрационным № 798.
Тип собственности — смешанная российская, без участия иностранного капитала. 51% акций принадлежит государству, 49%-в собственности коллектива.
Предприятие включено в
государственный реестр Российской
Федерации предприятий –
В настоящий момент численность всего персонала составляет 331 человек, в том числе: правление АО – 8 человек; начальники цехов и мастера – 12 человек; экономическая и бухгалтерская служба – 12 человек; технологическая служба – 5 человек; работники фирменных магазинов и оптовых баз – 59 человек; служба снабжения и сбыта – 7 человек; работники производственно-промышленного персонала – 215 человек; прочие – 20 человек.
Цель предприятия:
1) Максимизация прибыли при минимизации издержек.
2) Увеличение объемов производства.
3)Удовлетворение
Задачи предприятия:
1) Снижение себестоимости продукции.
2) Увеличение объемов производства продукции.
3) Повышение качества продукции.
Основным видом деятельности ВШ является выпуск водок, ликероводочных изделий, вин плодово-ягодных, шампанского и производстве соков из плодово-ягодного сырья.
В настоящее время среднесписочная численность персонала АО составляет 720 человека.
Динамика численности выглядит следующим образом. (см. табл. 2.1)
Таблица 2.1
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
505 |
680 |
720 |
Таблица 2.2
Динамика численности персонала по категориям
Категория персонала |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Рабочие |
80 |
16 |
140 |
21 |
140 |
19 |
Специалисты |
350 |
70 |
420 |
61 |
450 |
63 |
Руководители |
70 |
14 |
120 |
18 |
130 |
18 |
Итого: |
500 |
100 |
680 |
100 |
720 |
100 |
Увеличение численности персонала происходит по всем категориям. С 1999 г. к 2001 г. количество работников увеличилось на 30%. Снизилось процентное отношение числа специалистов с 70 % в общей доле в 1999 г. до 61 % в 2000 г. Утешительным является факт увеличения доли числа специалистов до 63 % в 2001 г.
Число руководителей возросло с 1999 г. к 2001 г. на 40 человек. В процентном соотношении доля руководителей составила: 14 % - в 1999 г., 180 % - в 2000 г. и осталась неизменной в 2001 г. Следует отметить, что в процессе анализа за руководящий состав брались руководители низшего, среднего и высшего звена. Так, к категории высшего руководящего состава можно отнести генерального директора и его заместителей, к руководящему составу среднего звена – начальников отделов, начальников подразделений, к руководящему составу низшего звена – бригадиров, старших технологов и так далее.
Общий рост численности персонала обусловлен потребностью ВШ в кадрах, в связи с расширением сферы деятельности и увеличением объема производства.
Таблица 2.3
Динамика движения кадров за 1999-2001 гг.
Показатель |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Поступило, чел. |
120 |
190 |
60 |
Выбыло, чел. |
20 |
10 |
30 |
Среднесписочная численность |
500 |
680 |
720 |
Проанализируем движение персонала путем определения следующих коэффициентов.
Кп = Чп / Чс, где
Кп – коэффициент интенсивности по приему;
Чп – число принятых;
Чс – среднесписочное число.
Кв = Чв / Чс , где
Кв – коэффициент интенсивности по выбытию;
Чв – число выбывших.
Кт = Чвт / Чс, где
Кт – коэффициент текучести кадров;
Чвт. – число выбывших по причинам, относимым к текучести кадров.
Кп (1999) = 120 / 500 = 0,24.
Кп (2000) = 190 / 680 = 0,28.
Кп (2001) = 60 / 720 = 0,08.
Кв (1999) = 20 / 500 = 0,04.
Кв (2000) = 10 / 680 = 0,01.
Кв (2001) = 30 / 720 = 0,04.
Принимая во внимание тот факт, что уволены сотрудники были по ст. 31 КЗоТ РФ (собственное желание), по причине относимой к текучести кадров, коэффициент текучести будет равен
Кт (1999) = 20 / 500 = 0,04.
Кт (2000) = 10 / 680 = 0,01.
Кт (2001) = 30 / 720 = 0,04.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие заключения: число поступивших работников значительно выше уволенных, что подтверждает тот факт, что происходит расширение объемов производства.
На 2000 г. , судя по коэффициентам, дела на предприятии обстояли значительно лучше Кп (2000) = 0,28. Данный коэффициент возрос, относительно 1999 г. на 0,04. Кв (2000) = 0,01 снизился относительно 1999 г. на 0,03.
В 2001 г. было принято меньше, чем в 2000 г. на 130 человек, а уволено было на 20 человека больше. Это подтверждает и рост Кв (2001) относительно 2000 г., на 0,03 и снижение Кп (2001) к 2000 г. на 0,2. Данный факт говорит о том, что прост объемов производства в 2001 г. шел менее интенсивно, чем в 2000 г.
Позитивным является то, что Кт = Кв, значит все уволенные работники выбыли по объективным причинам.
Таблица 2.4
Социальная структура персонала
Показатель |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Мужчины |
390 |
78 |
460 |
67 |
470 |
65 |
Женщины |
110 |
22 |
220 |
32 |
250 |
35 |
Итого: |
500 |
100 |
680 |
100 |
720 |
100 |
Информация о работе Стиль менеджмента на примере компании «Владивосток-шампунь»