Стандартизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:43, реферат

Краткое описание

Переход экономики России на рыночные отношения, либеризация внешнеэкономической деятельности предприятий, расширение прав и экономической деятельности самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество потребовало соответствующим образом обеспечить создание нормативно-правовой базы для формирования технического законодательства широко применяемого в промышленно развитых странах для государственного регулирования вопросов качества продукции, работ и услуг, обеспечения единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации

Оглавление

3.1. Научно-методические, организационные и нормативно-правовые основы стандартизации.
3.2. Выводы
3.3. Вопросы для самопроверки
3.4. Литература

Файлы: 1 файл

Закон о стандартизации.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

Глава 3. Стандартизация в  России

Содержание

3.1. Научно-методические, организационные и нормативно-правовые основы стандартизации.

3.2. Выводы

3.3. Вопросы для самопроверки

3.4. Литература

3.1. Научно-методические, организационные  и нормативно-правовые  основы стандартизации.

3.1.1. Закон "О стандартизации".

Национальные  стандарты отражают особенности  и уровень научного и технического развития страны, в которой они  разработаны и применяются.

Переход экономики  России на рыночные отношения, либеризация внешнеэкономической деятельности предприятий, расширение прав и экономической деятельности самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество потребовало соответствующим образом обеспечить создание нормативно-правовой базы для формирования технического законодательства широко применяемого в промышленно развитых странах для государственного регулирования вопросов качества продукции, работ и услуг, обеспечения единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации [1] .

Стандартизация  выступает нормативной основой  обеспечения качества продукции  и выполняет три социально- экономические  функции:

  • упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;
  • установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и натуральных технико-экономических норм и требований;
  • правоприменение, т. е. использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.

Правовой статус Государственной системы стандартизации в Российской Федерации определяет Закон "О стандартизации", принятый впервые в нашей стране в 1993г. Ранее вопросы стандартизации регулировались правительством, что вело к необходимости  принятия большого количества актов на разных уровнях. В связи с подготовкой России к вступлению в ВТО ведется работа над внесением изменений в основополагающие законы РФ "О стандартизации" и "Об единстве измерений". Закон Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также общественных объединений.

Положения и  требования Закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), проектные, конструкторские, транспортные и другие организации и предприятия.

Закон определяет меры государственной защиты интересов  потребителей (отдельных граждан  и производственных потребителей), а также государства в целом, посредством применения нормативных  документов по стандартизации, устанавливающих  оптимальные требования к объектам стандартизации-продукции, работам (производственным процессам) и услугам (услугам населению  и производственным услугам), порядок  осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

Краткая структура  Закона приведена в таблице 3.2 [1].

В соответствии с Законом (статья 1) стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

  • безопасности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • безопасности хозяйственных объектов, с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • единства измерений;
  • качества продукции (работ, услуг) в соответствии с уровнем развития наук, техники и технологии;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Объектами стандартизации являются продукция, работа, процесс, услуги подлежащие стандартизации, т. е. для которых разрабатываются те или иные требования, характеристики, параметры или правила.

Цели  стандартизации в соответствии с законом это, с одной стороны, установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции; с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономии ресурсов. При этом соблюдение требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости всегда являются обязательными для субъектов хозяйственной деятельности, а соблюдение иных требований к продукции (работам, услугам) становится обязательным, если на это указывается в договоре или технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг.

Цели, установленные  данным законом, полностью гармонизированы  с аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых зарубежных странах, а также в документах международных организаций по стандартизации.

Законодательство  РФ регулирует отношения в области  стандартизации. К нему относятся  законы РФ, содержащие те или иные требования к объектам стандартизации:

  • постановления Совета Министров-Правительства РФ, регулирующие организационно-правовые вопросы стандартизации в стране;
  • ведомственные нормативные акты.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора (статья 3).

Приоритет международно-правовых норм перед национальными является общепризнанным правилом международного права.

Закон закрепляет правовой статус Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации по осуществлению  государственного управления стандартизацией  в Российской Федерации, включая  координацию деятельности органов  государственного управления, взаимодействия с органами власти субъектов Федерации, общественными объединениями, в  т. ч. с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности. Другими словами, органом государственного управления стандартизацией в Российской Федерации является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В соответствии с Законом Госстандарт России осуществляет следующие функции  в области стандартизации:

  • формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;
  • осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
  • представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по стандартизации и участвует в их работе;
  • организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;
  • устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ.

Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в положении об этом Комитете, которое  утверждено постановлением Правительства  РФ от 25 декабря 1992 №1020. На него также  возложено: установление порядка и  правил проведения работ по стандартизации; методическое руководство и координация  деятельности технических комитетов  по стандартизации; государственная  регистрация нормативных документов по стандартизации. Госстандарт России утверждает все государственные  стандарты, кроме стандартов в области  строительства и строительных материалов, которые находятся в ведении  Госстроя России. Госстандарт России наделен правом установления в государственных стандартах ГСС РФ общих, т. е. единых для всей страны организационно-технических правил проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами государственного управления. Свои функции Госстандарт может непосредственно осуществляет и через созданные им органы и организации (научно-исследовательские институты, территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМ, службы стандартизации, технические комитеты по стандартизации).

3.1.2. Государственная  система стандартизации (ГСС).

Особое место  в правовом регулировании стандартизации занимают государственные стандарты  Государственной системы стандартизации (ГСС). Система представляет собой совокупность основополагающих государственных стандартов, определяющих практические правила и порядок разработки, построения, изложения, применения стандартов различных категорий и видов.

Впервые в РФ стандарты ГСС были утверждены постановлением Госстандарта России от 15 июня 1992 №7.

ГСС содержала  пять стандартов:

  1. ГОСТ Р 1.0-92 "Основные положения"
  2. ГОСТ Р 1.2-92 "Порядок разработки государственных стандартов"
  3. ГОСТ Р 1.3-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений"
  4. ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты предприятия. Общие положения" ГОСТ Р 1.5-92 " Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов"

С принятием  в 1993г. Закона "О стандартизации" в стандарты ГСС были внесены  изменения и дополнения на основе постановления Госстандарта от 15 декабря 1993 №21 (табл.3.2). Дополнения и изменения  полностью реализовали в них  нормы Закона Российской Федерации "О стандартизации".

Таблица 3.1. Стандарты ГСС 

Стандарты ГСС (постановление  Госстандарта от 1 июля 1992 №7) Изменения и дополнения (постановление  Госстандарта от 15 декабря 1993 № 21) введены в  действие с 1.04.94
ГОСТ  Р 1.0-92 "Основные положения" Сохранена общая  схема разделов и их содержания, но стандарт оснащен цитатами из Закона в тех случаях, когда старый текст  не соответствует его требованиям.
ГОСТ  Р 1.2-92 "Порядок разработки государственных стандартов" Изменения и  уточнения не принципиального характера
ГОСТ  Р 1.3-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений" Стандарт изъят  из системы с 1.04.94.; связано с исключением  ТУ из числа нормативных документов по стандартизации.
ГОСТ  Р 1.4-92 "Стандарты предприятия. Общие положения". ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты предприятия" полностью заменен новым стандартом ГОСТ Р 1.4-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений"
ГОСТ  Р 1.5-92 " Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов" Изменения и  уточнения не принципиального характера

* Содержание  этого стандарта в части основных, принципиальных положений практически  текстуально перешло в новый  документ, утвержденный Госстандартом  России одновременно с новыми  стандартами ГСС, - ПР 50.1.001-93"Правила по стандартизации", "Правила согласования и утверждения ТУ".

В настоящее  время в ГСС входят еще три  стандарта:

ГОСТ Р 1.8-95 "Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов". Во многом повторяет ГОСТ Р 1.2 -только по отношению к международным стандартам.

ГОСТ Р 1.9-95 "Порядок маркировки продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам". В стандарте содержатся общие требования маркирования продукции и услуг знаком соответствия ГОСТ Р или ГОСТ, применяемым на территории РФ, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование продукции или услуг этим знаком.

Маркироваться может продукция, на которую имеются:

  • государственные стандарты вида общих технических условий;
  • государственные стандарты, устанавливающие общие технические требования и методы их контроля.

ГОСТ Р 1.10- 95 "Порядок разработки, принятия и регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них".

3.1.3. Нормативные документы  по стандартизации.

В результате, разрабатываемые  к объектам стандартизации нормы, требования, правила и характеристики оформляются  в виде нормативного документа.

В Законе "О  стандартизации" определен перечень основных нормативных документов (НД) по стандартизации. К ним относятся:

  • государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
  • стандарты отраслей - ОСТ;
  • стандарты предприятий - СТП;
  • стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

К нормативным  документам отнесены также применяемые  в установленном порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Международные стандарты применяются в двух случаях:

Информация о работе Стандартизация в России