Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 15:29, контрольная работа
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ).
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
Подтверждение соответствия: цели, принципы и формы
Исторические основы развития стандартизации в России
Содержание
1.Подтверждение соответствия: цели, принципы и формы
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ).
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия
продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, работ, услуг или
иных объектов техническим
- содействия приобретателям
в компетентном выборе
- повышения
- создания условий для
обеспечения свободного
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
- доступности информации
о порядке осуществления
- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
- недопустимости применения
обязательного подтверждения
- уменьшения сроков
- недопустимости подмены
обязательного подтверждения
- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
- защиты имущественных
интересов заявителей, соблюдения
коммерческой тайны в
Подтверждение соответствия на территории
РФ может носить добровольный или обязательный
характер.
Форма подтверждения соответствия | |
Добровольное |
Обязательное |
1.Добровольная сертификация |
1.Принятие декларации о соответствии |
2.Обязательная сертификация |
Декларирование соответствия - форма подтверждения
соответствия продукции требова
Сертификация – форма осуществляемого
органом по сертификации подтверждения
соответствияобъектов требовани
По определению ИСО сертификация – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Отличительные признаки обязательного и добровольного подтверждения соответствия представлены в таблице.
Отличительные признаки |
Добровольная сертификация |
Обязательная сертификация |
Декларирование соответствия |
Объекты |
Продукция, процессы, работы, услуги, системы менеджмента, персонал (эксперты), и иные объекты |
Продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ |
|
Основная цель |
Обеспечение конкурентоспособности |
Защита прав и интересов приобретателя |
|
Основание для осуществления |
По инициативе заявителя |
В случаях, установленных техническим регламентом |
|
Документы (требования) для подтверждения соответствия |
Стандарты, своды правил, НД системы добровольной сертификации, условия договоров |
Требования технического регламента (исключительно) |
|
Документ о соответствии |
Сертификат соответствия |
Декларация о соответствии |
|
Маркировка объектов |
Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту |
Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов |
2. Исторические основы развития стандартизации в России
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).
Упрочение торговых связей
с соседними народами и рыночные отношения
внутри страны требовали упорядочить
русские меры и весы. Однако государственная
служба мер и весов была учреждена лишь
в 1845 году, после принятия в 1842 году Положения
о мерах и весах, согласно которому на
всей территории страны вводилась единая
система российских мер и весов. Были изготовлены
первые образцы русских национальных
мер - сажени и фунта.Тогда же было создано
первое метрологическое учреждение России
- Депо образцовых мер и весов, преобразованное
в 1893 году в Главную палату мер и весов.
(см. Д.И.Менделеев). Ее деятельность имела
два направления: метрологическое - обеспечение
единства мер, создание надежных методов
измерений и их эталонов и поверочное
- обеспечение единообразия и верности
применяемых в стране мер и измерительных
приборов.
В начале XX века значительно расширилось
применение измерительных средств, появилась
сложная контрольно-измерительная аппаратура.
Главная палата мер и весов впервые определила
строгий порядок передачи верных значений
единиц от эталонов до мер и измерительных
приборов, находящихся в обращении. Сотрудничество
с метрологическими учреждениями других
стран способствовало тому, что в 1918 году
был принят Декрет Совета Народных Комиссаров
"О введении международной системы
мер и весов" и осуществлен переход
на междунароную систему мер - в качестве
основных единиц измерения были приняты
метр и килограмм.
Введение метрической системы
мер и весов и следует считать началом
развития стандартизации в нашей стране.
В 1925 г. был создан первый центральный
орган по стандартизации — Комитет по
стандартизации -при Совете Труда и Обороны.
Основными задачами Комитета были организация
руководства работой ведомств по разработке
ведомственных стандартов, а также утверждение
и опубликование стандартов. Была введена
категория стандартов — общесоюзный стандарт
(ОСТ). В 1926 г. Комитет разработал первые
общесоюзные стандарты на селекционные
сорта пшеницы, чугун, прокат из черных
металлов и на некоторые товары народного
потребления.
В 1940 году ЦК ВКПб и Совнарком
СССР постановлением от 09 июля отменили
порядок утверждения стандартов наркоматами,
и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный
комитет по стандартизации. Вместо ОСТов
и различных отраслевых стандартов была
введена категория — государственный
общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем
Всесоюзный комитет по стандартизации
был преобразован в Комитет стандартов,
мер и измерительных приборов при Совете
Министров СССР.
В 1968 г. в соответствии с постановлением
Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении
работы по стандартизации в стране» впервые
в мировой практике был разработан и утвержден
комплекс государственных стандартов
«Государственная система стандартизации»
(ГСС). Согласно ГОСТ 1.0—68, были введены
четыре категории стандартов: государственный
стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский
стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ),
стандарт предприятия (СТП).
Существенной вехой в развитии
стандартизации явилось постановление
Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об организации
работы по стандартизации в СССР». В этом
постановлении главной задачей стандартизации
была названа разработка системы нормативно-технической
документации, определяющей прогрессивные
требования к продукции, правилам, обеспечивающим
ее разработку, производство и применение,
а также контроль за правильностью использования
этой документации.
В постановлении Совета Министров
СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании
организаций работы по стандартизации»
определены задачи в условиях перевода
экономики страны на рыночные -
отношения и интеграции ее в
мировое экономическое пространство.
В постановлении реализованы основные
положения концепции государственной
системы стандартизации, главная идея
которой
приведение национальной системы
стандартизации в соответствие с международной
практикой. Основными положениями постановления
являются: установление в стандартах двух
категорий требований к качеству продукции
— обязательных и рекомендуемых (к обязательным
относят требования, определяющие безопасность,
экологичность, взаимозаменяемость и
совместимость продукции); переход на
прямое применение в качестве государственных
стандартов международных и национальных
стандартов зарубежных стран, если требования
таких стандартов удовлетворяют потребностям
народного хозяйства.
Образование в 1992 году независимых государств
на территории бывшего Советского Союза
потребовало поиска новых форм сотрудничества
этих стран в области стандартизации,
метрологии и сертификации. Правительства
государств — участников СНГ, признавая
необходимость проведения в этой области
согласованной технической политики,
подписали 13 марта 1992 года Соглашение
о проведении согласованной политики
в области стандартизации, метрологии
и сертификации. В соответствии с
Соглашением был создан Межгосударственный
совет по стандартизации, метрологии и
сертификации, в задачу которого входила
организация работ по стандартизации
(а также метрологии и сертификации) на
межгосударственном уровне. Подписание
Соглашения, последующая разработка государственных
стандартов РФ послужили началом формирования
российской системы стандартизации.
Выдающимся событием в истории стандартизации
явилось принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации»,
который определил меры государственной
защиты интересов потребителей посредством
разработки и применения нормативных
документов по стандартизации. С введением
этого Закона был осуществлен переход
от всеобщей обязательности стандартов,
установленный законодательством СССР,
к стандартам, содержащим как обязательные,
так и рекомендуемые требования. Эта тенденция
получила продолжение через 10 лет: в 2003
г. начался переход к полностью добровольным
стандартам.
Для периода 1992—2001 гг. характерны следующие
направления развития российской системы
стандартизации: развитие межгосударственной
стандартизации в соответствии с Соглашением
от 13.03.1992; активизация работ по гармонизации
российских стандартов с международными
в связи с необходимостью освоения международного
рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;
первоочередная разработка государственных
стандартов на продукцию и услуги, подлежащие
обязательной сертификации; внедрение
международных стандартов ИСО серии 9000
и создание отечественных систем качества,
соответствующих этим стандартам.
Период 2002—2003 гг. ознаменовался
принятием 27.12.2002 Федерального закона
"О техническом регулировании" и
вступлением его в силу с 01.07.2003. Принятие
данного Закона положило начало реорганизации
системы стандартизации, которая необходима
для вступления России в ВТО и устранения
технических.
Список литературы
1. Клевлеев В.М., Кузнецова И.А., Попов Ю.П. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2003.
2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
3. Лифиц И. М. Стандартизация и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2004.
Информация о работе Исторические основы развития стандартизации в России