Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:22, доклад
Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Развитие персонала - многоаспектная проблема, которая охватывает ряд направлений направленных на обеспечение качества персонала. Первая из узловых программ - повышение квалификации работников.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2. Сравнительный менеджмент и его характеристика……………………3
3. История возникновения сравнительного менеджмента (СМ)………………………………………………………………...…………….5
4. Методы исследования, используемые в сравнительном менеджменте……………………………………………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………….12
6. Список литературы………………………………………
Характерные черты современного бизнеса
1. Доступность и всеобщность;
2. Ступенчатость развития (от простейших форм развития фирм до мультинациональных корпораций);
3. Технологическая глобализация;
4. Финансиаризация;
Выстраивание
межличностных отношений в
Применительно к сравнительному менеджменту культура - это устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране или группе стран и усвоенная личностью.
Определение Г. Хофстеде культура - это программное обеспечение ума. Источники программирования ума каждого человека, - пишет Хофстеде - создаются социальной средой, в которой он воспитывается и приобретает жизненный опыт. Это программирование начинается в семье, продолжается на улице, в школе, в компании сверстников, на работе и по месту жительства.
Управление отношениями, возникающими на стыке национальной и организационной культур, изучение причин межкультурных конфликтов их нейтрализация, выяснение и использование при управлении организацией и организационном проектировании поведенческих закономерностей, присущих национальной деловой культуре, образуют предмет сравнительного менеджмента.
Каждый человек хотя бы раз в жизни занимался исследованием незнакомой культуры, даже если не осознает происходящего. Это случается тогда, когда оказывается в незнакомой ему среде во время путешествий по миру, по стране или при переходе на работу в другую организацию.
Первые исследования по сравнительному менеджменту по преимуществу имели в своей основе индивидуальные наблюдения и опыт консультантов в области управления или ученых, занятых вопросами социальной и организационной антропологии. Они носили, как правило, фрагментарный характер и описывали отдельные явления.
Лишь со второй половины 70-х гг. научные исследования приобретают более регулярный и системный характер. Осуществляется сбор и систематизация солидных объемов социологической информации. Производится их математическая обработка. При этом используются два основных метода исследования:
- сбор фактов
посредством наблюдения с
- анкетирование
сотрудников и менеджеров
Еще одно исследование было предпринято американцем Дж Рокичем, который сравнивал представителей различных социальных и этнических групп в США, а также студентов из различных стран, используя классификацию ценностей по двум категориям «базовые» и «инструментальные».
С точки зрения сравнительного менеджмента значимость этих исследований состояла в том, что они практически обнаружили наличие существенных расхождений в системах ценностей представителей различных национальных культур и обусловленность их поведения данными ценностными ориентациями.
Используя зависимость деловой культуры от превалирующего типа религиозных верований, американский ученый японского происхождения С. Иошимури осуществил сравнительный анализ японского (буддийского) и западноевропейского (христианского) менталитетов по следующим параметрам:
- мировоззрение (восприятие универсума);
- формы поведения на основе этих установок;
- характер социальных отношений.
Французский исследователь А. Лоран в 1970-1980 гг. провел исследование национальных особенностей менеджмента. Эмпирической базой послужили результаты опроса 817 менеджеров высшего звена управления из США и Западной Европы, проходивших профессиональную переподготовку в знаменитой школе INSEAND (Фонтенбло, Франция). Один из наиболее принципиальных результатов проведенного исследования гласил, что, хотя нормы корпоративной культуры и правил поведения менеджеров, но на уровне культурных установок они в большей степени опираются на национальные традиции и собственные представления и предпочтения.
На основе собранной и систематизированной информации в начале 80-х гг. предпринимаются первые попытки классификации типов деловых и организационных культур, выделяются классификационные параметры или характеристики.
С известной степенью условности эти параметры можно объединить в 4 большие группы:
1. Отношение ко времени.
2. Отношение к природе.
3. Межличностные отношения.
4. Типы корпоративных культур.
1. Отношение ко времени. Представители различных культур по-разному относятся ко времени, имеют различную временную ориентацию: на прошлое, настоящее или будущее.
Во многих странах
люди склонны считать время
Различное отношение ко времени в разных национальных культурах формирует различные нормы деловой этики, связанные с продолжительностью и формой ведения переговоров, возможностью опозданий, ритуалами и другими атрибутами международной деятельности менеджеров. Кроме того, отношение ко времени проявляется в организации в различном поведении представителей разных культур, в таких характеристиках сотрудников, как пунктуальность, умение распределять время, следование расписанию и соблюдению сроков.
2. Отношение людей к природе. В разных национальных культурах существует различное отношение к природе. Это может быть господство над природой, гармония либо подчинение ей. В ряде стран люди, противопоставляя себя природе и ощущая превосходство над ней, пытаются подчинить себе окружающую среду, покорить природу. К ним относится и Россия. Широко известны проекты бывшего СССР о повороте вспять северных рек. Такой подход присущ большинству развитых стран и часто наносит непоправимый вред окружающей среде. Другие народы, особенно в Азии, живут в гармонии с окружающей средой, ощущая себя частью природы. В некоторых странах, в основном относящихся к третьему миру, доминирует подчиненное отношение к природе, и люди не предпринимают никаких мер, чтобы справиться с грозящими катастрофами. Отношение человека к природе формирует определенный образ мышления, мировоззрение, находит отражение в стереотипах поведения, оценках происходящих событий.
3. Индивидуализм или коллективизм. В некоторых странах, например, в США, Великобритании, Германии, поощряется индивидуализм как одна из черт национальной культуры. Считается, что он обеспечивает независимость личности, самостоятельность, ответственность за свои поступки. В восточных странах важным считается коллективизм, сотрудничество, ориентация на групповые ценности. При этом отношения могут строиться на основе группового взаимодействия и групповой ответственности, как, например, в Японии. При коллективизме возможны также случаи, когда особое значение придается иерархии и структуре власти, что характерно для России.
Различия в человеческих отношениях «индивидуализм-коллективизм» проявляются в организации в поведении сотрудников, критериях отбора персонала, лидерстве, соотношении формального и неформального, методах разработки и принятия управленческих решений.
В быстро меняющемся мире важно
не отстать от мировых достижений в мотивации
труда. В рыночной экономике при острейшей
конкуренции важным фактором развития
предприятия является соотношение цены
и качества товара. Имея современное оборудование,
отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает,
что предприятие будет успешно работать.
Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов.
И тогда остается последнее, человеческие
ресурсы. Способность человека к рационализации
и творчеству может проявиться в оптимизации
издержек производства, нестандартного
подхода к решению проблем, в кардинальной
мере изменить приложение труда и построить
новые схемы функционирования предприятия,
это в свою очередь и определяет уникальность
человеческого фактора.
Отсутствие разработанной системы стимулирования
качественного и эффективного труда создает
предпосылки снижения конкурентоспособности
фирмы, что негативно скажется на заработной
плате и социальной атмосфере в коллективе.
Список литературы
1. Экономика. Учебник/Под ред. Булатова А. С., М.:2007.
2. Учебник по основам экономической теории, Камаев В. Д., М.:2004
3.http://www.xserver.ru