Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:22, доклад
Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Развитие персонала - многоаспектная проблема, которая охватывает ряд направлений направленных на обеспечение качества персонала. Первая из узловых программ - повышение квалификации работников.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2. Сравнительный менеджмент и его характеристика……………………3
3. История возникновения сравнительного менеджмента (СМ)………………………………………………………………...…………….5
4. Методы исследования, используемые в сравнительном менеджменте……………………………………………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………….12
6. Список литературы………………………………………
1.Введение……………………………………………………
2. Сравнительный менеджмент и его характеристика……………………3
6. Список
литературы……………………………………………………
1.Введение
Развитие персонала является
одним из важнейших факторов успешной
деятельности производства. При этом инвестирование
в развитие персонала играет большую роль,
чем инвестирование в развитие и улучшение
производственных мощностей. Развитие
персонала - многоаспектная проблема,
которая охватывает ряд направлений направленных
на обеспечение качества персонала. Первая
из узловых программ - повышение квалификации
работников.
Организации создают специальные методы
и системы управления профессиональным
развитием, подготовкой резерва руководителей,
развитием карьеры. В крупных корпорациях
существуют специальные отделы профессионального
развития, возглавляемые специалистами
в этой области, имеющими большой опыт
развития человеческих ресурсов. Ведущие
организации затрачивают на профессиональное
развитие своих сотрудников значительные
средства - от 2 до 10% фонда заработной платы,
что для такой компании, как, например,
«Дженерал моторс», составляет сумму,
превышающую один млрд. долларов США в
год. Эти затраты являются капиталовложениями
организации в развитие своих сотрудников,
от которых она ожидает отдачи в виде повышения
производительности.
Помимо непосредственного влияния на
финансовые результаты компании, капиталовложения
в профессиональное развитие персонала
способствуют созданию благоприятного
климата в организации, повышают мотивацию
сотрудников и их преданность организации,
обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное развитие оказывает
положительное влияние и на самих сотрудников.
Повышая квалификацию и приобретая новые
навыки и знания, они становятся более
конкурентоспособными на рынке труда
и получают дополнительные возможности
для профессионального роста как внутри
своей организации, так и вне ее. Это особенно
важно в современных условиях быстрого
устаревания профессиональных знаний
2. Сравнительный менеджмент и его характеристика
Эффективный сравнительный менеджмент означает совместное с представителями других культур ведение бизнеса, основанное на признании и уважении кросскультурных традиций и выстраивании совместно разделяемой системы ценностей.
Культурные различия присутствуют повсюду, поэтому другие менеджеры должны так разрабатывать тактику ведения дел и собственного поведения, чтобы им сопутствовал успех, а деловое общение было взаимовыгодным.
Компетентность
в области межкультурных
Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которого формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей различных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера, и на основе которого могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами.
Главная цель существования и развития сравнительного менеджмента как дисциплины - повышение эффективности управления бизнесом за счет учета грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес. Вместе с тем, помимо экономических целей, сравнительный менеджмент, безусловно, преследуют, важные социально-политические цели: его грамотное использование способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур.
В оценках уровня
теоретического обоснования сравнительного
менеджмента как
Социально-экономический подход в сравнительном менеджменте был основан на идее о том, что экономический прогресс и индустриализация зависят от менеджеров. Однако социально-экономический подход был макроориентированным, поскольку он игнорировал различия в поведении менеджеров или межфирменные различия внутри одной страны. На теоретическом уровне этот подход был связан с теориями экономического развития, и по этой причине исследования не могли пойти дальше констатации роли и значения управленческого фактора.
Экологический подход основывался на том, что сходства и различия в эффективности управленческой деятельности могут быть объяснены переменными внешней среды. Организация здесь рассматривается как часть экологической системы (в широком смысле слова), в которой внешние факторы имеют определяющее влияние на эффективность менеджмента, а последняя, в свою очередь, определяет эффективность деятельности фирмы, и в конечном счете совокупную (макроэкономичекую) эффективность.
К недостаткам экологического подхода критики относят переоценку факторов внешней среды и соответственно недооценку роли менеджмента, рассматриваемого как пассивный агент внешней среды. Кроме того, выдвигаются гипотезы не поддающиеся проверке и верификации.
В рамках поведенческого (бихевиористского) подхода в сравнительном менеджменте акцент делается на типичные поведенческие характеристики менеджеров в разных культурах, их мотивации для выполнения отдельных управленческих задач. Основное допущение состоит в том, что поведенческие стереотипы и ценностные ориентации являются функцией конкретной культуры.
В целом, преимущества
бихевиористского подхода к сравнительному
менеджменту состоят в
Сравнительный менеджмент - это дисциплина, в которой рассматриваются, сравниваются или сопоставляются различные модели менеджмента.
В зарубежной литературе
по менеджменту термины «
Отдельные материалы и статьи по проблематике сравнительного менеджмента (кросскультурного менеджмента) начинают появляться в зарубежной печати уже в 50-60-е гг. Однако поскольку предмет еще четко определен не был, а категорийный аппарат сформирован, проблематика публикаций определялась в этот период как относящаяся к организационной антропологии, а первые статьи и материалы появлялись в свет в социологических или антропологических журналах. Таким образом, исследования по сравнительному менеджменту зарождались на стыке ряда наук, имеющих пограничные области интересов, - управленческой социологии, организационной антропологии и международного менеджмента.
По-настоящему бурный интерес к данной проблематике возникает в Европе, США только в конце 80-х начале 90-х гг. Именно в этот период публикуются основополагающие исследования голландцев Герта Хофстеде и Фонса Тромпенаарса, американцев Эварда и Майлред Холл, ставшие впоследствии классикой сравнительного менеджмента (но пока ни одно из этих исследований не переведено на русский язык). Курсы по сравнительному менеджменту становятся обязательной составляющей программ обучения в ведущих школах бизнеса США и Западной Европы.
С начала 90-х гг. данная проблематика оказывается в фокусе внимания ведущих мировых ассоциаций, связанных с бизнес-образованием. Ассоциация школ бизнеса США (AACSB), Американская академия менеджмента (AMA), Американский совет по международным образовательным обменам (ACIEE), Ассоциация европейских школ бизнеса (EFMD), Европейская ассоциация международного образования (EAIE), Ассоциация школ бизнеса Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) и др. проводят конференции по сравнительному менеджменту как основной составляющей в образовании менеджера-профессионала эпохи глобализации.
А с середины 90-х гг. курсы по сравнительному менеджменту начинают преподаваться в России в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) и Высшей школе международногоь бизнеса (ВШМБ), входящих в состав Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, а затем и в др. ведущих школах бизнеса страны. Издаются первые книги Шихирева П.Н. «Введение в российскую деловую культуру» и перевод книги Р. Льюиса «Деловые культуры в международном бизнесе» и организуются методические семинары по данной проблематике в рамках Президентской программы переподготовки кадров в 2000-2001 гг.
Этапы в развитии сравнительного менеджмента
1. Коммерческая эра
2. Эра экспансии
3. Эра концессий
4. Эра национальных государств
5. Эра глобализации
Американский исследователь Р. Робинсон разделил историческое развитие международного бизнеса на пять последних веков на четыре эры.
1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.). Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX века.
Робинсон отмечает, что
именно поиск огромных личных выгод,
связанных с торговлей
2. Эра экспансии (1850-1914 гг.). В указанный период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее и США, вызванного промышленной революцией начала XIX века и последующими достижениями технологического развития.
Международный бизнес уже во второй эре своего развития очень точно нащупал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившееся до наших дней:
- использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);
- расширение рынков сбыта;
- новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;
- использование выгодных
возможностей местного
3. Эра концессий (1914-1945 гг.). Робинсон справедливо отмечает ту важнейшую особенность исторического периода между двумя войнами, когда качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Особый интерес представляет формирование на концессионных предприятиях значительного слоя туземных менеджеров среднего звена, которых специально обучали, нередко на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное самосознание колониальных народов. И местным администрациям, и самим фирмам-концессионерам так или иначе приходилось учитывать эти процессы.
Таким образом,
концессионная эра подготовила
почву для самоопределения
4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.). Выделяется два направления:
1. Становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру.
2. Все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.
5. Эра глобализации (1970 гг. - по наст. вр.). Этот период развития цивилизации и вообще международного бизнеса проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественный новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожинали и пожинают промышленно развитые страны. К сожалению, во многих случаях разрыв между ними и более отсталыми странами увеличивается и соответственно растет напряженность в отношениях.
Реальная глобализация
в конечном итоге характеризуется
тем, что международные