Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:56, реферат
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
ВВЕДЕНИЕ 3
Определение понятия «общение». Структура и средства общения 3
Деловое общение, его виды и формы 4
Характеристика и содержание общения. Механизмы
воздействия в процессе общения 4
Психологические приемы влияния на партнера 8
Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации 10
Невербальные особенности в процессе делового общения. 13
Кинетические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика) 14
Заключение 17
Список литературы 17
Последняя рекомендация
связана с таким
Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации
В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией.
11
Манипуляция как способ оказать
скрытое психологическое
Наиболее часто встречающимся
приемом манипуляции выступает
Среди основных приемов манипуляции, целью которых является уже прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:
«раздражение собеседника» - введение его из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения;
«ошарашивание темпом» - использование быстрого темпа речи, требование принять решение «здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» (например, скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.)
перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым тратя время и силы;
отсылка к «высшим интересам» - намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать («Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?»);
«Карфаген должен быть разрушен» - бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего);
12
«недосказанность в связи с особыми мотивами» - намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо;
«ложный стыд» - использование ложного довода, с которым оппонент не будет спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же известно, что наука установила…», «Вы, конечно же читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности;
«использование непонятных слов в общении» - аналогично предыдущему, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;
«демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв спор изображением обиды на поведение собеседника(«Вы за кого нас тут принимаете?»);
«мнимая невнимательность» - потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов оппонента;
«мнимое непонимание» - повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»);
«многовопросье» - включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы», либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов;
«а что вы имеете против?» - требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса;
«принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ «да или нет»,причем сразу («Скажите прямо..»);
«рабулистика» - преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»);
«сведение факта к личному мнению» - сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»);
«видимая поддержка» - мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент,создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность ( «Да, но…»)
13
Существует три основных метода нейтрализации этих и других приемов психологической манипуляции в деловом общении.
1) «Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от прямых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции.
2) «Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива. «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я разозлился и отказался от своих требований?».
3) Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике.
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях
понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными
сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров,
жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до
80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и
только 20—40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные
заставляют нас задуматься над
значением невербального
взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики
человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого
особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью невербального
импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти
импульсы позволяет нам
каналу общения.
Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения
устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит
не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите.
Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику
собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию
собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет
определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а
совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете
понять, как встречено то, что вы говорите, — с одобрением или враждебно,
открыт собеседник или замкнут,
занят самоконтролем или
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать
собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело
на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими
словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли
14
изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного
результата.
Все это позволяет сделать вывод о том, что если вы желаете достигнуть
определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или
просто коллегами, то вам необходимо овладеть хотя бы азами невербального,
т.е. бессловесного общения. и Мы будем описывать их в определенной
последовательности и будем давать их толкование применительно к деловому
общению.
Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам,
мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из
этих кинесических составляющих.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга.
Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда
сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает
"да" или утверждение. Жест "пожимание плечами" является хорошим примером
универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не
понимает, о чем идет речь.
Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры,
так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой
нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является
прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт,
является для человека самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением
мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою
любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников
в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые
почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Культурные нормы
значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается
знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые,
болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые
контакты сигнализируют о
Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является
рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и
продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может
свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и
слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное
рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако
задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть
чувство раздражения (он как будто попал в капкан).
Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяются несколько
основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Действительно,
движения рук и тела передают много сведений о человеке.
Во-первых, в них проявляются
состояние организма и непосред
эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные
или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).
Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека,
степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или
порывистость.
В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.
В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические
значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить
15
откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и
"расстегивание пиджака".
Жест "раскрытые руки" состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу
сторону свои руки ладонями вверх.Этот жест демонстрирует желание пойти
навстречу и установить контакт.
Жест "расстегивание пиджака" также является знаком открытости. Люди открытые
и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в
Информация о работе Способы психологического воздействия на партнёра в процессе делового общения