Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа
Целью работы является анализ особенностей мотивирующей среды на анализируемом предприятии с целью разработки направлений ее оптимизации.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и особенности мотивирующей среды в современной теории управления……………………………………………………………………..….5
2. Анализ мотивирующей среды управленческого персонала на примере ООО «Лемкон»…………………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………….………...….39
Список литературы..………………………………………………………....…..41
Рисунок 5. Основные поступления на работу персонала на предприятие ООО «Лемкон»: 1 – улучшение в материальном отношении (18,4%), 2 – улучшение служебного положения (16,7%), 3 – улучшение жилищных условий (17,3%), 4 – улучшение условий и организации труда (16,0%), 5 – улучшение санитарно–бытовых условий (15,4%), 6 – улучшение в моральном отношении (16,3%).
Как отмечено на рисунке 5, основные мотивы поступления на работу респонденты отметили улучшение в материальном отношении (18,4%) и улучшение жилищных условий (17,3%).
На
вопрос: «Произошли ли изменения в
трудовой деятельности респондентов за
период их работы в организации?»
респондентами были даны следующие
ответы, отраженные на рисунке 6.
Рисунок 6. Изменения в трудовой деятельности у персонала за период работы в организации: 1 – прогресс в должности (15,0%), 2 – регресс в должности (13,1%), 3 – увеличение заработной платы (25%), 4 – уменьшение заработной платы (19,1%), 5 – улучшение жилищных условий (0,9), 6 – рост социальной защищенности (15,9), 7 – другое (11%)
Как видно из рисунка 6, анализ изменений, произошедших в трудовой деятельности респондентов за период их работы в организации, выявил отдельные негативные тенденции: регресс в должности (13,1%) и уменьшение заработной платы (25%) с учетом инфляции на период исследования. Респонденты не совсем последовательны в своих ответах, так как они при этом отмечают и некоторый рост собственной защищенности. Положительным является тот фактор, что темпы снижения этих параметров несколько замедляются.
Как показало проведенное обследование, вознаграждение (или компенсация) сотрудникам предприятия играет исключительно важную роль в привлечении и мотивировании персонала. Неэффективная система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность (например, способом определения и распределения вознаграждения, его размерами), следствием чего является снижение производительности труда, его качества. С другой стороны эффективная система мотивирующих факторов стимулирует производительность работников, повышает эффективность использования человеческих ресурсов, способствует развитию стратегических подходов в работе с персоналом. На рисунке 7 представлены результаты анализа, указывающие на результативность мотивации работников ООО «Лемкон».
Рисунок 7. Наиболее результативный тип мотивации руководителей, специалистов и работников: 1 – внешняя положительная мотивация (поощрение); 2 – внешняя отрицательная мотивация (наказание); 3 – внутренняя мотивация, 4 – комплексное сочетание внешних типов мотивации; 5 – комплекс внутренней и внешней мотивации.
Как видно из графических данных, что у каждой иерархической группы свой тип мотивации, так для руководителей основной тип мотивации – внутренняя мотивация (43,2%), для специалистов приемлемо комплексное сочетание внешних типов мотивации (31,2%), а для работников внешняя положительная мотивация (85,5%).
При
оценке степени уровня мотивации
персонала руководством результаты
распределились следующим образом,
отраженные на рисунке 8.
Рисунок 8. Оценка уровня мотивации персонала на предприятии: 1 – Очень высокая (12,5%), 2 – Высокая (15%), 3 – Средняя (54,5%), 4 – Низкая (9,5%), 5 – Очень низкая (8,5%).
Из полученных
данных видно, что 54,5% опрошенных отметили
средний уровень мотивации
На вопрос «В какой степени удовлетворяются конкретные потребности персонала?» респонденты отметили следующие показатели, отраженные в таблице 4.
Таблица 4. Степень удовлетворенности потребностей персонала.
Показатели | 2010 г. | |
Ответ | % | |
1. В незначительной степени | 27 | 42,2 |
2. В значительной степени | 20 | 31,2 |
3. Не удовлетворяются | 3 | 4,7 |
4. Затрудняются ответить | 14 | 21,8 |
Итого | 64 | 100 |
Как видно из таблицы 4, по мнению респондентов, значительно выросли возможности организаций в удовлетворении конкретных производственных и социальных потребностей персонала.
В случае их неудовлетворения традиционно называются три основных причины: а) незнание потребностей; б) отсутствие интереса у вышестоящего руководства к выявлению истинных потребностей; в) несовпадение личных потребностей этих категорий персонала и потребностей развития производства отраженные на рисунке 9.
Рисунок 9. Основные причины неудовлетворения потребностей персонала в организации: 1 – их не знают (19,2%); 2 – ими не интересуются (22,3%); 3 – нет возможностей у организации (15,7%); 4 – руководство не проявляет изобретательности в решении этих вопросов (18,2%); 5 – несовпадение личных потребностей и потребностей производства (21,0%); 6 – другое (3,6%).
На вопрос «Какие основные причины неудовлетворенности работой в Вашем предприятии?» респонденты ответили следующие показатели представленные на рисунке 10.
Как видно их рисунка 10, основной причиной неудовлетворенности работой у персонала является низкий доход, что отметили 65,3% опрошенных.
Как показывают
результаты исследования, мотивация
персонала влияет методом обратной
связи в значительной степени (32,9%) на личную
мотивацию руководителей.
Рисунок 10. Основные причины неудовлетворенности работой персонала на предприятии: 1 – низкий доход (65,3%); 2 – высокая трудовая нагрузка (6,7%), 3 – высокая продолжительность рабочего дня (13,3%), 4 – отсутствие перспектив продвижения (8,0%); 5 – малая степень свободы в работе (4,0%); 6 – плохие условия труда и быта (2,7%); 7 – плохие отношения с руководством (0%); 8 – другие причины (0%).
Выполнение
достаточно сложных и совместимых
функций руководителями и специалистами
способствует росту удовлетворенности
трудом. К бесспорным достоинствам
можно отнести
Чрезмерно узкая специализация труда снижает мотивированность персонала, а рациональное расширение зон обслуживания значительно повышает ее параметры. Особенно мотивирует специалистов выполнение больших объемов работ с меньшей численностью, выполнение функций более высокого уровня управления, временно отсутствующих специалистов и т.д.
Мотивация за повышенную интенсивность управленческого труда осуществляется по трем направлениям:
1. Совмещение должностей,
2. Расширение зоны обслуживания (выполнение функций отсутствующих специалистов).
3. Увеличение
объемов выполненных работ
Система доплат по каждому из вышеназванных направлений может и должна способствовать мобилизации трудовой активности специалистов на решение управленческих и производственных задач с меньшей численностью сотрудников. На практике успешность этого метода связана с рациональным планированием производства, оптимизацией управления при сбалансированности и научной обоснованности планов. Целью совмещения должностей является сокращение трудоемкости основных и вспомогательных работ.
Для того чтобы рационально организовать работу по совмещению должностей администрации организации, необходимо:
1) составить
матричный классификатор
2) оценить сложность и совместимость функций по конкретным должностям руководителей и специалистов;
3) установить
объем и состав функций,
4) оценить
трудоемкость и технологию
5) откорректировать
должностные инструкции
6) определить периодичность отдельных видов работ
2.4. Рекомендации по совершенствованию мотивирующей среды в ООО «Лемкон».
По результатам проведенного исследования функционирования системы мотивации на предприятии ООО «Лемкон» можно сделать вывод, что низкий уровень дохода персонала делает трудовую деятельность недостаточно мотивированной. В таких организациях в общем, результате трудно выделить вклад отдельных подразделений, а не только отдельных руководителей и специалистов.
Трудно оценить, что более повышает трудовую отдачу руководителей и специалистов: горизонтализация или вертикализация рабочей нагрузки, когда нижестоящим уровням иерархии передается часть полномочий и ответственности, расширяя зону их автономии и ответственности.
В результате опроса было выявлено, что в коллективах ООО «Лемкон» часто возникают мотивационные конфликты (56,7%), основные причина возникновения их респонденты отметили, что не были при найме, текущей аттестации точно оценены компетенции руководителя и специалиста в пределах их стоимости с учетом приоритетов предприятия. Не отслеживались параметры баланса или дисбаланса самооценки специалиста и его фактической оценки предприятия.
В рамках проведенного исследования деятельности предприятия ООО «Лемкон» большинство (62%) опрошенных руководителей и специалистов высказывались за четкое разграничение зон контролируемого и мотивированного трудового поведения, за определение степени свободы действий каждого специалиста.
Для развития трудовой активности целесообразна четкая регламентация корпоративной культуры, которая предоставляет каждому руководителю и специалисту возможность самостоятельно избирать линию трудового поведения в границах четко зафиксированных правовых и кодексных норм. Четкое распределение прав и ответственности, закрепленное в «Трудовом договоре» и в «Должностных инструкциях», позволяет оградить любого руководителя и специалиста как от произвола со стороны организации, так и от самоуправства трудового коллектива.
На предприятии ООО «Лемкон» отдел кадров работает недостаточно эффективно, так как функции кадрового учета и планирования не выполняются качественно, а обеспечением качества трудовой жизни заниматься некому. Особое внимание следует обратить на улучшение деятельности кадровых служб и подбор кадров для них.
Предприятию
необходимо разобраться с перечнем
профессий специалистов по степени
их инновационности и
Отдел кадров должен не столько заниматься диагностикой мотивационного потенциала специалиста, сколько подбором индивидуальных технологий его развития.
На
предприятии следует
– разработать и внедрить структуру заработной платы и принципы ее определения:
– оценивать трудовой вклад каждого специалиста в конечные результаты труда и держать на контроле показатели «переработки» и «переплаты»;
– ввести нетрадиционные формы зависимости стимулирования труда руководителей и специалистов от сбыта конкурентоспособной продукции, переориентировав сотрудников с деятельности «на себя» на запросы потребителей;
Информация о работе Создание мотивирующей рабочей среды в организации