Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:00, контрольная работа
Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.
Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:
1. институциональное (кто управляет и кем) – этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.
1. Понятие и содержание менеджмента.
2. Принципиальные различия менеджмента административно командной и рыночной системами управления.
3. Роль государственного регулирования в условиях рынка.
4. Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.
5. Принципы управления.
Административные методы
– представляют собой систему
способов и приемов организационного
и распорядительного
Идеологические методы – понимаются требования полного идеологического воздействия на человека в процессе труда.
Под правовыми методами управления – понимают управление на основе правовых норм.
2 вопрос.
Экономические методы управления
3 вопрос.
Административные методы (организационно распорядительные)
Организационное воздействие
Нормирование
Инструктирование
Регламентирование
Преимущества административных методов:
- строгость установленных правил
- быстрота принятия решений
- успешность применений на основе других методов управления
- предотвращение конфликтов в трудовых коллективах за счет обеспечения и сбалансированности рабочих мест
функции – средства
обязанности – права
ответственность – власть
Недостаточное квалифицированное применение административных методов приводят к:
- “раздуванию” аппарата управления
- большие потоки информации затрудняют своевременную ее обработку, в результате чего принимаются ошибочные решения
- ограничения или полная утрата самостоятельности нижестоящих звеньев и исполнителей.
Контрольные вопросы:
1. дайте определение понятию методы управление.
2. Что предполагают экономические методы.
3. Что понимается под административными методами.
4. Назовите виды организационного воздействия.
5. Какого должно быть соотношение методов в условиях рынка.
Тема: социально
– психологические аспекты
1. личность руководителя:
2. определение личности.
3. Структура личности.
4. Виды темперамента и их влияние на руководителя.
5. Влияние протекания отдельных психологических процессов на работу руководителя.
1 вопрос.
А) Личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания.
Б) Схема структуры личности.
Социальная структура |
Социальная направленность личности |
Желания, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения |
Социальный опыт |
Знания, навыки, умения, привычки | |
Биопсихическая структура |
Свойства отдельных |
Память, мышление, ощущения, восприятия, иллюзии, чувства, воля |
Биологическая подструктура |
Пол, возраст, анатомические особенности, темперамент |
Для полного выражения личности через труд нужно учиться объективно оценивать свои способности.
Способности – это свойство всех подструктур личности (биологическая, психических процессов, социального опыта и направленности) , обеспечивающие выполнение определенной деятельности.
Способности не являются каким то свойством личности вообще, а определяется только в соотношении с требованиями того или иного рода деятельности. Пока эти требования не известны, неизвестны и способности, но если требования определены , а свойства личности изучены, то их сопоставление дает возможность судить о потенциальных способностях человека .
В) холерик – реакция
– возбуждение – торможение.
Сангвиник - //- - // --// - торможение
Флегматик – возбуждение – торможение
Меланхолик – легко возбудимый интроверт.
Холерик – руководитель бывает :
- энергичный
- напористый
- неумный
Под его руководством коллектив как правило добивается хороших результатов. Однако авторитетом в коллективе пользуется не всегда и , если дает волю инстинктам, то бывает груб и нетерпим. Таким руководителям следует вырабатывать сдержанность в отношениях с людьми, придерживаться системы в работе, избегать непосредственных контактов с подчиненными, для которых холерический темперамент психологически не совместим.
Сангвинический темперамент наиболее подходящий для руководящей работы. Руководители с таким темпераментом достигают высоких результатов в работе, пользуются авторитетом в коллективе, устанавливают хорошие отношения с выше стоящими руководителями и быстро продвигаются по службе. Руководителю сангвинику следует вырабатывать в себе обстоятельность в делах, настойчивость в достижении поставленной цели, заставлять себя выполнять черновую работу, стараться доводить начатое дело до конца, должен опасаться разбросанности и брать на себя слишком много дел.
Руководитель с флегматичным
темпераментом вносит стабильность
и обстоятельность в
Руководители меланхолики
обычно безропотно и с усердием выполняют
волю выше стоящего начальника, даже если
это идет в ущерб интересам
производства. Такие руководители как
правило мало активны, всегда сомневаются
в правильности своих действий и
действий своих подчиненных. С подчиненных
требует слишком много, не считаясь
с их интересами. Из положительных
черт следует отметить способность
к сопереживанию в несчастьях
другого человека, отзываться на чужую
беду. Однако сопереживание часто
носит чисто эмоциональный
Нестабильность
Меланхолики
Интравертность
(замкнутость)
Флегматики
Стабильность
Эмоции – это способность человека выражать свои чувства и отношение к окружающей действительности, помимо речи и письма, такими способами как жесты, интонации и т.д.
Руководитель должен быть эмоционально зрелым, т.е. эмоции должны быть постоянно под контролем разума.
Ощущения и восприятие – психические процессы с помощью которых осуществляется связь сознания с внешним миром..
Изучая процесс восприятия человека человеком социальная психологи выделили некоторые типичные искажения представления о другом человеке:
- “эффект ореола” - преувеличение положительных качеств и заглушение отрицательных под влиянием общего впечатления о человеке.
- “эффект последовательности” - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые представлены в первую очередь, а если человек знакомый, то самые последние. Иногда дифференцируются на “эффект упреждения” и “эффект новизны”.
Важное значение в процессе восприятия имеет тенденция переносить свои недостатки или нежелательные представления о себе на других людей, обозначенная в психологии термином “проекция” или “проецирование”.
Противоположный характер носит “эффект снисходительности” - щедрая, излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Способность воспринимать другого человека эмоционально, проникая в его внутренний мир и принимая его со всеми мыслями и чувствами – “эмпатия” или “эффект подражания”.
Умения – это способность человека продуктивно с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Умение иметь дело с людьми включает в себя:
- умение устанавливать хорошие отношения с подчиненными, коллегами и руководителями высшего уровня. Это означает умение быть хорошим начальником, сослуживцем и подчиненным.
Качества характера
1. будь всегда управляющим , а не погонщиком.
УПРАВЛЯЮЩИЙ |
ПОГОНЩИК |
- никогда не подчеркивает, что он все знает. Зная, он либо делает, либо обучает других. - Если допущена ошибка, то все силы прикладывает на ее исправление. - Опирается на сотрудничество. - Обо всем информирует подчиненных. - Заинтересовывает людей в работе. |
- подчеркивает, что знает больше подчиненных и любит поучать других. - Ищет виноватого. - Опирается на власть. - Все держит в секрете. - Всю работу делает скучной. |
2. руководитель должен быть уверен в себе.
3. Руководитель должен быть строгим и требовательным.
4. Руководитель должен критиковать своих подчиненных действенно.неделовая и преследующая корыстные цели критика:
- как сведение личных счетов
- как сохранение или повышение своего положения или престижа
- ординарная критика
- показная критика – иллюзия принципиальности
- организованная критика – дозволенной речи
- критика упреждение или контр критика.
5. руководитель должен уметь поощрять и наказывать.
6. Руководитель должен ценить время своих подчиненных.
7. Руководитель должен уметь говорить и молчать (слушать)
8. Руководитель должен быть приветливым и вежливым
9. Руководитель должен иметь чувство юмора.
10. Руководитель должен замечать, интересоваться и изучать всех своих подчиненных.
Восемь советов подчиненному:
1. учитесь воспринимать критику объективно.
2. Привлекайте внимание начальника не к себе, а к своей работе.
3. Смотрите на начальника как на человека.
4. Цените время своего начальника. Посягая на время начальника, рекомендуется придерживаться следующих 2 правил:
- просите уделить его столько времени, сколько требуется для получения необходимых указаний.
- Предлагайте ему помощь только в тех случаях, когда вы можете помочь ему экономить время.
5. не ищете сочувствия у начальника.
6. Не пытайтесь скрывать свои недостатки перед начальником.
7. Принимайте свои собственные решения.
8. Не вмешивайтесь в решения своего начальника.
Советы для успешного
сотрудничества равных по служебному
положению: людям желающим сотрудничать
противопоказаны следующие
1. не высказывайтесь не уважительно о коллеге и его работе.
2. Не переоценивайте своей нагрузки и своих трудностей с указанием на меньшую загрузку коллег.
3. Не замалчивайте успешных результатов коллеги.
4. Не стремитесь избавляться от не перспективных подчиненных путем передачи их в подразделение коллеги.
5. Не ставьте обсуждение своих предложений и предложение коллег в не равные условия.
6. Не заводите язвительных споров с коллегами (“пикировки”), особенно в присутствии общего начальника.
Откровенность, искренность, корректность, доброжелательность не на словах, а на деле.
Социальная направленность личности. Современные требования к менеджеру:
1. способность управлять собой.
2. Четкость личных целей.
3. Постоянный личный рост развития.
4. Умение решать проблемы.
5. Изобретательность и способность к новому.
6. Способность влиять на окружающих.
7. Способность обучать подчиненных.
8. Знание современных управленческих подходов.
9. Способность формировать и развивать трудовой коллектив.
ТЕМА : Руководитель и коллектив.
1. закономерности образования, функционирования социальных групп.
2. Формальные группы. Факторы, влияющие на взаимоотношения между членами группы:
- численность группы
- правила регулирующие взаимоотношения членов группы.
- Поведение руководителя по отношению к подчиненным (стиль работы руководителя).
3. не формальные группы. Типы отношений в неформальных группах:
- отношения ответственных зависимостей.
- Отношения сотрудничества.
- Отношения соперничества.
- Конформизм ( или внушающие влияние членов группы друг на друга)
4. лидерство в неформальных группах.
1 вопрос.
Психологи называют социальными группами совокупность людей, связанных общей целью, благодаря достижению которых, могут быть удовлетворены индивидуальные потребности ее членов. По количеству членов социальные группы – большие и малые. Группа более 60 – большая. Группа менее 30 – малая. От 30 до 60 может быть и большой и малой в зависимости от рода деятельности.
Производственные коллективы – это официально организованная группа людей, занятая каким либо видом общественно полезной деятельности.
2 вопрос.
Важнейшим классификационным признаком группы является способом образования группы. По этому признаку группы делятся на формальные и не формальные.
Формальные группы образуются путем вынесения формального акта выше стоящей организации.
Не формальные группы возникают стихийно на основе тех или иных интересов.
Факторы.:
1. численность группы N = n(n-1)/2
оптимальный вариант 7 человек.
2. правила регулирования взаимоотношения человека. Эти правила организуются организационно – распорядительным методами.
3. Стиль работы руководителя. Стиль – это набор методов и приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью получения желаемых результатов на производстве (наказание, советы и т.д.). в зависимости от использования тех или иных методов и приемов различают :
– авторитарный
- демократический стили руководства
- либеральный
- попустический.
Авторитарный стиль