Современный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.
Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:
1. институциональное (кто управляет и кем) – этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.

Оглавление

1. Понятие и содержание менеджмента.
2. Принципиальные различия менеджмента административно командной и рыночной системами управления.
3. Роль государственного регулирования в условиях рынка.
4. Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.
5. Принципы управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент шпора1 (2).docx

— 77.63 Кб (Скачать)

Административные методы – представляют собой систему  способов и приемов организационного и распорядительного воздействия  на управляющую и управляемую  системы, основанную на соподчинении.

Идеологические методы –  понимаются требования полного идеологического  воздействия на человека в процессе труда.

Под правовыми методами  управления – понимают управление на основе правовых норм.

2 вопрос.

Экономические методы управления

3 вопрос.

Административные методы (организационно распорядительные)

Организационное воздействие                      распорядительное воздействие

Нормирование                                                        приказы,

Инструктирование                                             распоряжения

Регламентирование

Преимущества административных методов:

-  строгость установленных правил

-  быстрота принятия решений

-  успешность применений на основе других методов управления

-  предотвращение конфликтов в трудовых коллективах за счет обеспечения и сбалансированности рабочих мест

функции – средства

обязанности – права

ответственность – власть

Недостаточное  квалифицированное применение административных методов приводят к:

-  “раздуванию” аппарата управления

-  большие потоки информации затрудняют своевременную ее обработку, в результате чего принимаются ошибочные решения

-  ограничения или полная утрата самостоятельности нижестоящих звеньев и исполнителей.

Контрольные вопросы:

1.            дайте определение понятию методы управление.

2.            Что предполагают экономические методы.

3.            Что понимается под административными методами.

4.            Назовите виды организационного воздействия.

5.            Какого должно быть соотношение методов в условиях рынка.

Тема: социально  – психологические аспекты управления.

1.            личность руководителя:

2.            определение личности.

3.            Структура личности.

4.            Виды темперамента и их влияние на руководителя.

5.            Влияние протекания отдельных психологических процессов на работу руководителя.

1 вопрос.

А) Личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания.

Б)  Схема структуры личности.

Социальная структура

Социальная направленность личности

Желания, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения

Социальный опыт

Знания, навыки, умения, привычки

Биопсихическая структура

Свойства отдельных психологических  процессов

Память, мышление, ощущения, восприятия, иллюзии, чувства, воля

Биологическая подструктура

Пол, возраст, анатомические  особенности, темперамент


Для полного выражения  личности через труд нужно учиться  объективно оценивать свои способности.

Способности – это свойство всех подструктур личности (биологическая, психических процессов, социального  опыта и направленности) , обеспечивающие выполнение определенной деятельности.

Способности не являются каким  то  свойством личности вообще, а определяется только в соотношении с требованиями того или иного рода деятельности. Пока эти требования не известны, неизвестны и способности, но если требования определены , а свойства личности изучены, то их сопоставление дает возможность судить о потенциальных способностях человека .

В) холерик – реакция  – возбуждение – торможение.     

 Сангвиник - //-  -  // --//    - торможение      

 Флегматик – возбуждение  – торможение     

 Меланхолик – легко  возбудимый интроверт.

Холерик – руководитель бывает :

-  энергичный

-  напористый

-  неумный

Под его  руководством коллектив как правило добивается хороших результатов. Однако авторитетом в коллективе пользуется не всегда и , если дает волю инстинктам, то бывает груб и нетерпим. Таким руководителям следует вырабатывать сдержанность в отношениях с людьми, придерживаться системы в работе, избегать непосредственных контактов с подчиненными, для которых холерический темперамент психологически не совместим.

Сангвинический темперамент  наиболее подходящий для руководящей  работы. Руководители с таким темпераментом  достигают высоких результатов  в работе, пользуются авторитетом  в коллективе, устанавливают хорошие  отношения с выше стоящими руководителями и быстро продвигаются по службе. Руководителю сангвинику следует вырабатывать в  себе обстоятельность в делах, настойчивость  в достижении поставленной цели, заставлять себя выполнять черновую работу, стараться  доводить начатое дело до конца, должен опасаться разбросанности и брать  на себя слишком много дел.

Руководитель с флегматичным темпераментом вносит стабильность и обстоятельность в организацию  производства, руководимые ими предприятия  не достигают очень высоких результатов, но отличаются рентабельностью и  устойчивостью к внешним воздействиям. Ему следует умело подбирать  заместителей, которые бы компенсировали его недостатки и при принятии решений прислушиваться к их мнению.

Руководители меланхолики  обычно безропотно и с усердием выполняют  волю выше стоящего начальника, даже если это идет в ущерб интересам  производства. Такие руководители как  правило мало активны, всегда сомневаются  в правильности своих действий и  действий своих подчиненных. С подчиненных  требует слишком много, не считаясь с их интересами. Из положительных  черт следует отметить способность  к сопереживанию в несчастьях другого человека, отзываться на чужую  беду. Однако сопереживание часто  носит чисто эмоциональный характер без определенных действий по ликвидации несчастья. Меланхоликом следует воспитывать  в себе волю, смелость в поступках, устраивать для себя периодические  проверки.

Нестабильность

Меланхолики                                       Холерики

Интравертность                                   экстравертность 
(замкнутость)                                                 (открытость)

Флегматики                                         Сангвиники

Стабильность

Эмоции – это способность  человека выражать свои чувства и  отношение к окружающей действительности, помимо речи и письма, такими способами  как жесты, интонации и т.д.

Руководитель должен быть эмоционально зрелым, т.е. эмоции должны быть постоянно под контролем  разума.

Ощущения и восприятие – психические процессы с помощью  которых осуществляется связь сознания с внешним миром..

Изучая процесс восприятия человека человеком социальная психологи  выделили некоторые типичные искажения  представления о другом человеке:

-  “эффект ореола” - преувеличение положительных качеств и заглушение отрицательных под влиянием общего впечатления о человеке.

-  “эффект последовательности” -  на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые представлены в первую очередь, а если человек знакомый, то самые последние. Иногда дифференцируются на “эффект упреждения” и “эффект новизны”.

Важное значение в процессе восприятия имеет тенденция переносить свои недостатки или нежелательные  представления о себе на других людей, обозначенная в психологии термином “проекция” или “проецирование”.

Противоположный характер носит  “эффект снисходительности” - щедрая, излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека.        Способность воспринимать другого человека эмоционально, проникая в его внутренний мир и принимая его со всеми мыслями и чувствами – “эмпатия” или “эффект подражания”.

Умения – это способность  человека продуктивно с должным  качеством и в соответствующее  время выполнять работу в новых  условиях. Умение иметь дело с людьми включает в себя:

-  умение устанавливать хорошие отношения с подчиненными, коллегами и руководителями высшего уровня. Это означает умение быть хорошим начальником, сослуживцем и подчиненным.

Качества характера руководителя сведены в 10 правил специалистам по управлению Терещенко:

1.            будь всегда управляющим , а не погонщиком.

УПРАВЛЯЮЩИЙ

ПОГОНЩИК

-  никогда не подчеркивает, что он все знает. Зная, он либо делает, либо обучает других.

-  Если допущена ошибка, то все силы прикладывает на ее исправление.

-  Опирается на сотрудничество.

-  Обо всем информирует подчиненных.

-  Заинтересовывает людей в работе.

-  подчеркивает, что знает больше подчиненных и любит поучать других.

-  Ищет виноватого.

-  Опирается на власть.

-  Все держит в секрете.

-  Всю работу делает скучной.


2.            руководитель должен быть уверен в себе.

3.            Руководитель должен быть строгим и требовательным.

4.            Руководитель должен критиковать своих подчиненных действенно.неделовая и преследующая корыстные цели критика:

-  как сведение личных счетов

-  как сохранение или повышение своего положения или престижа

-  ординарная критика

-  показная критика – иллюзия принципиальности

-  организованная критика – дозволенной речи

-  критика упреждение или контр критика.

5.            руководитель должен уметь поощрять и наказывать.

6.            Руководитель должен ценить время своих подчиненных.

7.            Руководитель должен уметь говорить и молчать (слушать)

8.            Руководитель должен быть приветливым и вежливым

9.            Руководитель должен иметь чувство юмора.

10.          Руководитель должен замечать, интересоваться и изучать всех своих подчиненных.

Восемь советов подчиненному:

1.            учитесь воспринимать критику объективно.

2.            Привлекайте внимание начальника не к себе, а к своей работе.

3.            Смотрите на начальника как на человека.

4.            Цените время своего начальника. Посягая на время начальника, рекомендуется придерживаться следующих 2 правил:

-  просите уделить его столько времени, сколько требуется для получения необходимых указаний.

-  Предлагайте ему помощь только в тех случаях, когда вы можете помочь ему экономить время.

5.            не ищете сочувствия у начальника.

6.            Не пытайтесь скрывать свои недостатки перед начальником.

7.            Принимайте свои собственные решения.

8.            Не вмешивайтесь в решения своего начальника.

Советы для успешного  сотрудничества равных по служебному положению: людям желающим сотрудничать противопоказаны следующие действия с коллегами:

1.            не высказывайтесь не уважительно о коллеге и его работе.

2.            Не переоценивайте своей нагрузки и своих трудностей с указанием на меньшую загрузку коллег.

3.            Не замалчивайте успешных результатов коллеги.

4.            Не стремитесь избавляться от не перспективных подчиненных путем передачи их в подразделение коллеги.

5.            Не ставьте обсуждение своих предложений и предложение коллег в не равные условия.

6.            Не заводите язвительных споров с коллегами (“пикировки”), особенно в присутствии общего начальника.

Откровенность, искренность, корректность, доброжелательность не на словах, а на деле.

Социальная направленность личности. Современные требования к  менеджеру:

1.            способность управлять собой.

2.            Четкость личных целей.

3.            Постоянный личный рост развития.

4.            Умение решать проблемы.

5.            Изобретательность и способность к новому.

6.            Способность влиять на окружающих.

7.            Способность обучать подчиненных.

8.            Знание современных управленческих подходов.

9.            Способность формировать и развивать трудовой коллектив.

ТЕМА :  Руководитель и коллектив.

1.            закономерности образования, функционирования социальных групп.

2.            Формальные группы. Факторы, влияющие на взаимоотношения между членами группы:

-  численность группы

-  правила регулирующие взаимоотношения членов группы.

-  Поведение руководителя по отношению к подчиненным (стиль работы руководителя).

3.            не формальные группы. Типы отношений в неформальных группах:

-  отношения ответственных зависимостей.

-  Отношения сотрудничества.

-  Отношения соперничества.

-  Конформизм ( или внушающие влияние членов группы друг на друга)

4.            лидерство в неформальных группах. 

 

1 вопрос.

Психологи называют социальными  группами совокупность людей, связанных  общей целью, благодаря достижению которых, могут быть удовлетворены  индивидуальные потребности ее членов. По количеству членов социальные группы – большие и малые. Группа более 60 – большая. Группа менее 30 – малая. От 30 до 60 может быть и большой  и малой в зависимости от рода деятельности.

Производственные коллективы – это официально организованная группа людей, занятая каким либо видом общественно полезной деятельности.  

 

2 вопрос.

Важнейшим классификационным  признаком группы является способом образования группы. По этому признаку группы делятся на формальные и не формальные.

Формальные  группы образуются путем вынесения формального акта выше стоящей организации.

Не формальные группы возникают стихийно на основе тех или иных интересов.

Факторы.:

1.            численность группы  N = n(n-1)/2

оптимальный вариант 7 человек.

2.            правила регулирования взаимоотношения человека. Эти правила организуются организационно – распорядительным методами.

3.            Стиль работы руководителя. Стиль – это набор методов и приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью получения желаемых результатов на производстве (наказание, советы и т.д.). в зависимости от использования тех или иных методов и приемов различают :

– авторитарный

- демократический стили  руководства

-  либеральный

-  попустический.

Авторитарный стиль характеризуется  централизацией власти. Жесткость единоличного распорядительства. При применении этого стиля  руководитель использует меры наказания. Основной административный – это строгий приказ. Подчиненными вопросы  управления не обсуждаются. Мнение членов группы не учитывается.

Информация о работе Современный менеджмент