Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:00, контрольная работа
Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.
Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:
1. институциональное (кто управляет и кем) – этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.
1. Понятие и содержание менеджмента.
2. Принципиальные различия менеджмента административно командной и рыночной системами управления.
3. Роль государственного регулирования в условиях рынка.
4. Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.
5. Принципы управления.
Он сформулировал принципы управления, основанные на науке администрирования. Ее классический вариант ориентирован прежде всего на построение организационных структур и систем. Опираясь на опыт управления большими войсковыми соединениями , разработал свою стройную систему управления промышленными предприятиями.
Основная книга Файола – “Общее промышленное управление”. В этой книге нашли отражение основные управленческие концепции или взгляды:
1. основные принципы управления являются универсальными и, следовательно, если придерживаться их, то это приведет организацию к успеху:
· разделение труда
· полномочия и ответственность
· дисциплина
· единство направления
· подчиненность личных интересов общим
· вознаграждение
· централизация
· иерархические уровни
· справедливость
· стабильность рабочего места для персонала и др.
2. теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать.
3. Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Файоль дал четкую классификацию управленческих функций выполняемых на предприятии.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (на рубеже 30-х годов зарождение школы человеческих наук, а школа поведенческих – 1950г.)
Э.Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод Мэйо сводился к утверждению, что взаимоотношения работников являются определяющим фактором производственной деятельности. Во главе своих исследований он поставил такие понятия как удовлетворенность работой и моральное воздействие, но в центре внимания остается человек, а не организация.
В отличии от экономического человека непосредственно реагирующего на денежные стимулы она предложила “социального человека”, подверженного личностному влиянию в не формальной рабочей группе. Школа человеческих отношений включает исследования внутри личностных отношений в производственных коллективах.
Развитие этого направления
(школы человеческих отношений) получило
новый импульс после 2 мировой
войны, в дальнейшем развитие поведенческих
наук (Психология и социология).наиболее
известным представителями этой
школы являются Мак Грегор, Герцберг,
Блейк, Маслоу. Этими учениями бихевиористами
(поведения) – было разработано несколько
теорий мотивации. Одной из них является
иерархическая теория потребностей
Маслоу. Он предложил следующую
1. физиологические потребности
2. безопасность своего существования
3. социальные потребности
4. престижность ( авторитет, служебный статус и др.)
5. потребность в самовыражении, полном использовании своих возможностей достижения цели и личном росте.
Учение Мак Грегора: в основе Х и У лежат следующие характеристики работника:
Теория Х – средний индивидуум, туповат, стремится увильнуть от труда. Поэтому его необходимо постоянно принуждать , понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, что бы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.
Теория У – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Модернизированный вариант учения Мак Грегора представлен Блейком в виде управленческой решетки.
Школа количественных методов.
Использование количественных методов управления началась в 50-е годах. Особый толчок с развитием компьютеров.
Процессный подход.
50-е годы – наше время.
В соответствии с процессным
подходом управление
Системный подход.
Он был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что не одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.
Системный подход в управлении
позволяет избежать ситуации, когда
решение в одной области
Выводы ситуационного подхода состоят в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьировать в зависимости от сложившейся обстановки. Центральное место должна занимать ситуация (это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время). Суть рекомендаций по теории ситуационного подхода состоит в требовании решать текущую конкретную проблему, в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управления определенной ситуацией.
3 вопрос.
1. Осознание значения материально технической базы современного производства и оказания услуг. Управленческая мысль вступает в период некоторого усиления “технократизма”.
2. Усиление внимания не только к организованной культуре, но и к различным формам демократизации управления.
3. Усиление международного характера управления.
Интернационализация управления
ставит очень много новых вопросов
перед управленческой теорией и
практикой. Важнейшие из них : “Что
есть общее и особенное в
Заключение: за всю история человечество выработало всего 3 принципиально разных инструмента управления::
1. иерархия. Организация, где основное средство воздействия отношение власти – подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.д.
2. культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом социальные нормы и установки. Шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так , а не иначе.
3. Рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле продаже произведенных услуг , на отношениях к собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Контрольные вопросы:
1. какие исторические периоды выделяют, рассматривая развитие теории и практики управления.
2. В чем суть школы научного управления.
3. Выявите отличия административной школы управления от научной.
4. Раскройте суть школы человеческих отношений.
5. В чем состоит сущность процессного подхода в управлении.
6. Обсудите методологию системного и ситуационного подхода.
7. В чем особенности управленческой мысли 90-х годов.
8. В каких 3 принципиально различных методов управления выработало человечество..
Тема: закономерности построения и функционирования систем управления.
1. понятие прямой и обратной связи системы управления
2. понятие производственной системы.
1 вопрос.
Для осуществления управления необходимо наличие 2 элементов
Устройство управление
Воздействие на ОУ (X(t)- прямая связь
Обеспечение управления
Обратная связь Y(t)
Способность оказывать воздействие
X(t) и воспринимать информацию об этом
объекте в кибернетике
С открытием обратной связи связывают развитие кибернетики. (Н. Винер).
Вывод:
1. система считается открытой, если она обменивается информацией с обществом. Как это имеет место в биологических или соц системах. Она считается закрытой, если не имеет таких взаимодействий со своим окружением.
2. система управления организуется степенью управляемости. Система будет управляемой, если на каждое воздействие устройства управления следует строго определенное изменение параметра объекта управления и наоборот. Каждое произведенное изменение параметра управления вызывает соответствующее воздействие соответствующего устройства управления. Не управляемой системой отражается то, что оказанное действие выражается непредвиденными изменениями параметра управления.
2 вопрос.
Под производственной понимается система , состоящая из нескольких объектов управления, связанных между собой технологическим потоком, преобразующим исходной сырье (ресурсы) в готовую продукцию и имеющий одно устройство управления.
Применение кибернетической
схемы управления к реальным предприятиям
позволяет сделать некоторые
практические выводы. Прежде всего, это
относится к правильному
Вопросы для самоконтроля:
1. что понимается под системой управления.
2. Что является необходимым и достаточным условием процесса управления.
3. Дайте определение понятию производственная система.
4. Какой элемент является управляемым.
Тема: функции и управление.
1. понятие и значение функции управления.
2. Классификация функций управления.
3. Содержание функций и аппарата управления.
4. Современные теории мотивации.
5. Регламентация функций управления и их закрепление в должностных инструкциях.
1 вопрос.
Функции управления представляют собой специфический вид работ,
обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников управления. Ключевые слова управления : цель, функция, структура управления, методы управления. (это дежурные вопросы на экзамене)
Каждая конкретная
функция управления выражает 1 какую
либо сторону производства и
соответственно требует
2 вопрос.
Теория управления
различает основные или общие
и конкретные, специфические функции
управления. Основу формы содержания
процесса управления
· функция планирования
· функция организации
· функция регулирования
· функция мотивации
· функция анализа и учета
· функция контроля.
Конкретные функции – это устойчивые, наиболее часто повторяющиеся операции процедуры по управлению производственными процессами, выполняемые коллективом или отдельным работником. Взаимосвязь между основными и конкретными функциями состоит в том, что в каждой конкретной функции, которых может быть множество, присутствует в той или иной степени в основной функции, составляющих содержание процесса управления.
Функция перспективного планирования
X(t) функция текущего планирования
^X(t) функция оперативного планирования
Z(t) функция снабжения
Z’(t) функция сбыта
Y(t) функция учета анализа и контроля внутри системы.
Основная функция планирования
присутствует в таких конкретных
функциях как перспективное
Функция организации составляет основу таких конкретных функций, как управление трудовыми ресурсами, управление технической подготовкой, технологической подготовкой, управление материально техническим снабжением, сбытом продукции, управление капитальным строительством.
Основной составляющей функций регулирования является конкретная функция оперативного управления.
Основная функция контроля присутствует в таких конкретных функциях как контроль за качеством продукции, контроль за ходом выполнения производственных заданий и т.д.
3 вопрос.
1. функция планирования отвечает на вопросы, кто должен сделать, что, сколько и когда. Планирование, как основная функция управления, заключается в определении оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам.