Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 18:09, реферат
Управление персоналом — это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.
Ведение…………………………………………………………………………….3
1.Анализ концепций управления персоналом………………………………......7
2.Концепция использования трудовых ресурсов……………………………...11
3.Концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами……………………………………………………….13
Заключение
Список использованной литературы
- Управление персоналом. Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль — должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
- Управление человеческими ресурсами. Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как не возобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов: трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментарно и в годы перестройки получила название «активизация человеческого фактора».
- Управление человеком. В соответствии с этой концепцией человек — особый объект управления, который, однако, не может рассматриваться только как «ресурс».
Анализ
концепций, их отражение в практике
работы организаций позволяют по-
Например, противопоставляя два взгляда на роль человека в производстве:
• человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) - важный элемент процесса производства и управления;
Классификация концепций управления персоналом
Система | Человек — Ресурс | Человек — Личность |
Экономическая | Управление трудовыми ресурсами (Human Labour Management) | Управление персоналом (Personnel Management) |
Социальная | Управление человеческими ресурсами (Human Resourse Management) | Социальный командный менеджмент (Social Management) |
• человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями — главный субъект управления. Другой подход — с позиции теории подсистем:
- экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а персонал, исходя из этого, рассматривается как трудовой ресурс;
-
социальные, в которых главенствуют вопросы
отношений, социальные группы, духовные
ценности, аспекты всестороннего развития
личности, а персонал рассматривается
как главная система, состоящая из неповторимых
личностей.
2. Концепция использования трудовых ресурсов
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В сущности организация рассматривается как набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека, как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование трудовых ресурсов.
Среди
основных принципов концепции
• обеспечение единства руководства - подчиненные получают приказы только от одного начальника;
• соблюдение строгой управленческой вертикали - цепь от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
• фиксирование необходимого и достаточного объема контроля — число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
•
соблюдение четкого разделения штабной
и линейной структур организации
— штабной персонал, отвечая за
содержание деятельности, ни при каких
обстоятельствах не может осуществлять
властных полномочий, которыми наделены
линейные руководители;
Подход | Метафора организации | Концепция управления персоналом | Основные задачи управления персоналом |
Экономический | Механизм | Использование трудовых ресурсов | Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда |
Органический | Личность Мозг | Управление
персоналом
Управление человеческими ресурсами |
Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физиологический, потребность в безопасности, потребность в общении, потребности в получении профессионального признания, потребность в самореализации) Обучение персонала — углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников |
Гуманистический | Культура | Управление человеком | Адаптация, развитие культуры организации — задание ценностей, формирование правил и норм, символизация |
• обеспечение дисциплины - подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями.
3. Концепция управления
персоналом и концепция
управления человеческими
ресурсами
В рамках органической парадигмы последовательно сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами.
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность. Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации. Организация как личность, где каждый человек - самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту - партнеру организации в достижении ее целей - возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека.
Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга («организация как мозг, перерабатывающий информацию»), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
Иллюстрацией первой возможности является использование положений теории мотивации А. Маслоу в качестве основы для выделения направлений и содержания деятельности по управлению персоналом.
Аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Главный секрет мозга — не дифференциация в узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый
Соответствие
деятельности по управлению персоналом
доминирующим потребностям личности (согласно
теории мотивации А. Маслоу) момент, создаваемые
в избыточном количестве
Доминирующая потребность | Деятельность по управлению персоналом |
Само
актуализация
Самоуважение Социальные потребности Потребность в безопасности Физиологические потребности |
Побуждение
служащих к максимальной вовлеченности
в процесс труда и управления Превращение
работы в главное средство самовыражения
служащих
Работа должна находиться в зоне устремлений работника, обеспечивая его автономию, ответственность и развивая само идентичность Работа должна позволять общаться с коллегами и ощущать нужность людям Работа должна позволять сотрудникам ощущать свою защищенность, для чего необходимо осуществлять программы пенсионного и социального страхования, поддержки при болезни, гарантии занятости, перспективы карьеры внутри организации, создавать безопасные условия труда Работа должна обеспечивать возможность восстановления затраченной работником энергии - заработной платы и других видов материального вознаграждения должно хватать по крайней мере на восстановление работоспособности |
Отсюда можно сформулировать следующие принципы структурирования организации:
• Создавайте множественные связи между частями организации (причем избыточные).
• Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).
• Создавайте условия для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.
•
Необходимо делать акцент на окружающей
среде, в которой живет организация.
Заключение
Переход к рыночным отношениям, приоритетность
вопросов качества продукции и обеспечение
ее конкурентоспособности повысили значимость
творческого отношения к труду и высокого
профессионализма. Это побуждает искать
новые формы управления, развивать потенциальные
способности персонала, обеспечивать
его мотивацию к трудовому процессу. Управление
человеческими ресурсами является одним
из важнейших направлений деятельности
организации и считается основным критерием
ее экономического успеха, даже впереди
совершенствования технического процесса
(по значимости). Можно иметь отличную
технологию, но при этом неквалифицированном
персонале работа будет загублена. Таким
образом, ключевой составляющей бизнеса
является управление кадрами, технология
управления персоналом.
Список
использованной литературы
1. Базарова Т.Ю.
Управление персоналом. Учебник. Гриф
МО РФ. Издательство «Юнити». 2005г. с. 560.
2. Дятлов В.А., Кибанов
А.Я.,Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Учебник для
вузов/-М.: « Приор», 1998.- 512с.
3. Егоршин А.П. Основы
управления персоналом.2003г.с., 302.
4. Зубенко В.В., Качан
И.В. О концептуальных подходах в управлении
персоналом. - Донецк: ДонНТУ, 2003.-с.180.
5. Управление персоналом
организации: учебник (под ред. Проф. Кибанова
А.Я.), М., Инфра-М, 2001, 548с.
6. Маслов Е.В. Управление
персоналом предприятия: Учебное пособие.
М.: Инфра-М, 1998. 312 с.
7. М.Мескон, М. Альберт
«Основы менеджмента»М., Изд-во «Дело»,
2000, 701с.
8. Федосеев В.Н.,
Капустин С.Н. Управление персоналом организации.
М.: “Экзамен”, 2003.с. 368.
Информация о работе Современные концепции управления персоналом