Современные концепции лидерства и их использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер является ключевой фигурой в управлении организации в управлении организации, а лидерство – венцом управленческой деятельности. Менеджеру необходимо знать, что представляет собой природа лидерства и обладать лидерскими качествами, чтобы результаты его работы были максимально эффективными.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основы лидерства. 5
1.1. Природа и определение понятия лидерства. 5
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. 8
1.3. Лидер и менеджер. 13
Глава 2. Современные концепции лидерства. 16
2.1. Теория лидерских качеств. 16
2.2. Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства). 20
2.3. Концепция харизматического лидерства. 24
2.4. Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений. 27
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложения

Файлы: 1 файл

лидерство.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

2.3. Концепция харизматического лидерства.

  Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

  Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями (8, с 37). Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

   Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств, способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.

 Исследования свидетельствуют, что у  харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям (смотрите приложение 3). Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели  харизматического лидерства различаются  количеством стадий развития самой  харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

  Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты, позы и т.п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

  Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера-реформатора.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4. Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений.

  Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель. Он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

  Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.  

Вывод:

 Традиционный подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

  Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Традиционные и ситуационные концепции лидерства в своей основе имеют предположение, заключающееся в том, что лидерство и его управленческий эффект могут быть измерены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана также еще тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время концепции лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе, т.е. провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении.

   Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.                                             Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер - последователи», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

   Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

  Ранние  традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Список использованных источников  и литературы. 

  1. Веснин  В.Р. Основы менеджмента. М.: Т.Д. 2004. – 440 с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 528 с.: ил.
  3. Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 2005
  4. Казначевская Г. Б., Чуев И. Н., Матросова О. В., Менеджмент. - М., 2006.
  5. Веснин В. Р., Основы менеджмента. М.: ИМП, 2006
  6. Виханский О. С., Наумов А.И. // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 3. С. 105-126.
  7. Гончаров В. И. Менеджмент. – Минск, 2005 г.
  8. Косолапов А.Б. Менеджмент. Учебное пособие. - М.,    2007 г.
  9. Лапин А. Н. Управление современной организацией/ А. Н. Лапин // Управление персоналом, 2005г.
  10. Любимова Н. Г. Менеджмент — путь к успеху. — М.: 2004.
  11.   Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение. - Минск: Новое знание, 2004.
  12.   Панов. А.И. Менеджмент. М.: ЮНИТИ 2004г.
  13. Румянцева З. П., Саломатина Н. А., Менеджмент организации. Учебное пособие. М.: Инфра-М,2004.
  14.   Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М., 2005 г. Цай Т.Н. Конкуренция и управление предприятием в условиях рынка: М, 2004г
  15.   Хасби Д.  Менеджмент / Д. Хосби. – М.: Контур, 2002г.
  16.   Фатхутдинов Р.А. Менеджмент / М.:Интел- Синтез, 2000г.
  17.   Ансофф. С. Стратегическое управление / с. Ансофф. – м: Экономика. 2003г.
  18.   Боумен К. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 175 с.
  19.    Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005.
  20.   Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. –М.: РДЛ, 2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                          Приложение 1.

Таблица. Отличие менеджера от лидера.

Менеджер    Лидер
Администратор  
Инноватор
Поручает  Вдохновляет
Работает  по целям других Работает по своим целям 
План - основа действий Видение - основа действий
Полагается  на систему  Полагается  на людей 
Использует  доводы Использует  эмоции
Контролирует  Доверяет 
Поддерживает движение Дает импульс  движению
Профессионален  Энтузиаст
Принимает решения  Превращает  решения в реальность
Делает  дело правильно  Делает правильное дело
Уважаем Обожаем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                        Приложение 2.

Таблица. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров.

  Интеллектуальные 

способности

  Черты характера

личности

   Приобретенные умения
 
• Ум и логика

 

• Рассудительность  

• Проницательность  

• Оригинальность  

• Концептуальность  

• Образованность  

• Знание дела

 

• Речевая развитость

 

• Любопытство 

и познавательность

 •  Интуитивность

 
• Инициативность  

• Гибкость

• Бдительность

• Созидательность 

и творчество  

• Честность 

• Личностная целостность  

• Смелость

• Самоуверенность 

•Уравновешенность

• Независимость  

•Самостоятельность 

• Амбициозность 

• Потребность 

в достижениях 

• Настойчивость

и упорство

• Энергичность  

• Властность  

•Работоспособность  

• Агрессивность  

• Стремление к  превосходству  

• Обязательность

• Участливость

 
• Умение заручаться

поддержкой  

• Умение кооперироваться  

• Умение завоевывать 

популярность и престиж  

• Такт и дипломатичность  

• Умение брать  на себя

риск и ответственность  

• Умение организовывать  

• Умение убеждать  

• Умение менять себя  

• Умение быть надежным  

• Умение шутить

и понимать юмор  

• Умение разбираться 

в людях

Информация о работе Современные концепции лидерства и их использование