Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:18, курсовая работа
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер является ключевой фигурой в управлении организации в управлении организации, а лидерство – венцом управленческой деятельности. Менеджеру необходимо знать, что представляет собой природа лидерства и обладать лидерскими качествами, чтобы результаты его работы были максимально эффективными.
Введение 3
Глава 1. Основы лидерства. 5
1.1. Природа и определение понятия лидерства. 5
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. 8
1.3. Лидер и менеджер. 13
Глава 2. Современные концепции лидерства. 16
2.1. Теория лидерских качеств. 16
2.2. Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства). 20
2.3. Концепция харизматического лидерства. 24
2.4. Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений. 27
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложения
2.3. Концепция харизматического лидерства.
Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями (8, с 37). Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств, способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям (смотрите приложение 3). Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Модели
харизматического лидерства различаются
количеством стадий развития самой
харизмы и отношений с
Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты, позы и т.п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.
Исследование
практики деловых организаций показало,
что в обычной ситуации харизматическое
лидерство не всегда требуется для достижения
в бизнесе высоких результатов. Чаще оно
подходит к тем случаям, когда последователи
сильно идеологизируют свои желания и
пути их выполнения. Это во многом объясняет
более частое наличие харизмы у лидеров,
проявляющих себя в политике, религии,
военных действиях. Для бизнеса важность
харизматического лидерства возрастает
по мере необходимости проведения в организации
радикальных изменений в связи с критичностью
ситуации. Однако в этих обстоятельствах
возникает другая концепция лидерства:
концепция лидера-преобразователя или
лидера-реформатора.
2.4. Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений.
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель. Он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.
Модель
преобразующего или реформаторского лидерства
предполагает наличие у лидера и последователей
определенного поведения, пригодного,
по мнению разработчиков модели, для творческого
решения проблемы в кризисной ситуации.
Модель имеет ряд отличительных моментов.
Во-первых, признается необходимым
для лидера влиять на последователей через
привлечение их к участию в управлении,
быть самому частью группы/организации,
а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать
совместные усилия. От последователей
требуется не слепое следование за лидером,
а критическая оценка предоставляемых
возможностей и осознанный подход к своим
действиям, уменьшение влияния эмоций
и увеличение значимости рациональности
в поведении. Во-вторых,
поскольку атмосфера доверия развивает
сильную взаимозависимость между лидером
и последователями, то возникает серьезная
опасность того, что руководитель окружит
себя соглашателями, либо же, наоборот
руководитель пойдет на поводу у
подчиненных. Эти два традиционных подхода
не пригодны для лидера-преобразователя.
Вывод:
Традиционный подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.
Новые
концепции попытались объединить преимущества
и достижения как традиционного, так и
ситуационного подходов. Новые подходы
концентрируются на способности лидера
создать новое видение решения проблемы
и, используя свою харизму, вдохновить
последователей и вызвать у них энтузиазм
к осуществлению действий по достижению
цели.
Заключение.
Традиционные и ситуационные концепции лидерства в своей основе имеют предположение, заключающееся в том, что лидерство и его управленческий эффект могут быть измерены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана также еще тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время концепции лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе, т.е. провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении.
Проблемы лидерства являются ключевыми
для достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного набора качеств,
приписываемых тем, кто успешно оказывает
влияние или воздействует на других, с
другой - лидерство - это процесс преимущественно
несилового воздействия в направлении
достижения группой или организацией
своих целей. Лидерство представляет собой
специфический тип управленческого взаимодействия,
основанный на наиболее эффективном сочетании
различных источников власти и направленный
на побуждение людей к достижению общих
целей.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние
традиционные концепции предлагали
определять эффективное лидерство на
основе либо качеств лидера, либо образцов
его поведения. Ситуационность в этих
случаях во внимание не принималась. Эти
концепции утонули в бесконечном множестве
выявленных качеств и образцов поведения,
так и не создав завершенной теории. Подходы,
основанные на ситуационности лидерства,
предлагали объяснять эффективность лидерства
через влияние внешних факторов, не принимая
при этом во внимание лидера как личность.
Новые концепции попытались объединить
преимущества и достижения как традиционного,
так и ситуационного подходов. Новые подходы
концентрируются на способности лидера
создать новое видение решения проблемы
и, используя свою харизму, вдохновить
последователей и вызвать у них энтузиазм
к осуществлению действий по достижению
цели.
Список использованных
Таблица. Отличие менеджера от лидера.
Менеджер | Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План - основа действий | Видение - основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
Таблица. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров.
Интеллектуальные
способности |
Черты характера
личности |
Приобретенные умения |
• Ум и логика
• Рассудительность • Проницательность • Оригинальность • Концептуальность • Образованность • Знание дела
• Речевая развитость
• Любопытство и познавательность • Интуитивность |
• Инициативность • Гибкость • Бдительность • Созидательность и творчество • Честность • Личностная целостность • Смелость • Самоуверенность •Уравновешенность • Независимость •Самостоятельность • Амбициозность • Потребность в достижениях • Настойчивость и упорство • Энергичность • Властность •Работоспособность • Агрессивность • Стремление к
превосходству • Обязательность • Участливость |
• Умение заручаться поддержкой • Умение кооперироваться • Умение завоевывать популярность и
престиж • Такт и дипломатичность • Умение брать на себя риск и ответственность • Умение организовывать • Умение убеждать • Умение менять
себя • Умение быть надежным • Умение шутить и понимать юмор • Умение разбираться в людях |
Информация о работе Современные концепции лидерства и их использование