Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:45, реферат

Краткое описание

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.

Оглавление

Введение

Тема: Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест

§1. Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест

§2. Организация и оснащение рабочего места

§3. Планировка рабочих мест и их обслуживание

§4. Пример нерациональной планировки и обслуживания рабочего места

§4.1. Рекомендации по совершенствованию организации, планировки и обслуживания рабочих мест

§5. Расчет экономической эффективности от совершенствования организации и обслуживания рабочих мест

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

производственны менеджер.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

В целях принятия эффективных  решений по организации рабочих  мест на предприятиях целесообразно  разрабатывать карты организации  труда на рабочем месте.

 

Обслуживание рабочих  мест осуществляется по следующим функциям:

 

подготовительной (наладка, смазка, регулировка оборудования),

 

производственной (обеспечение  сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями),

 

инструментальной,

 

наладочной (ремонтное  и межремонтное обслуживание),

 

энергетической (подача необходимых видов энергии - тепла, электроэнергии, сжатого воздуха),

 

контрольной (межоперационный  и финишный контроль качества продукции),

 

хозяйственной ( уборка, чистка оборудования),

 

транспортной и т.д.

 

Все эти функции должны выполняться бесперебойно и в  определенных организационных формах. В числе последних выделяют стандартное, планово-предупредительное, дежурное обслуживание рабочих мест.

 

Чтобы организовать обслуживание рабочих мест, необходимо решить следующие  вопросы:

 

) определить, в каких  видах обслуживания нуждается  каждое рабочее место;

 

) по каждому виду  обслуживания установить его  норму, т.е. обосновать объем  обслуживания в смену, месяц,  год; 

 

) установить регламент  обслуживания, т.е. график, периодичность  и последовательность;

 

) закрепить выполнение  обязанностей по обслуживанию за строго определенными исполнителями.

 

Принципы обслуживания рабочих мест:

 

принцип предупредительности  обслуживания, предусматривающего выполнение соответствующих работ до того, как  процесс производства прервется  в силу несвоевременного их выполнения;

 

принцип оперативности  обслуживания - быстроты реагирования на возможные сбои производства;

 

принцип комплексности, выражающегося в обеспечении  разностороннего обслуживания по всем его видам;

 

принцип плановости, заключающегося в проведении расчетов потребности в видах, сроках и объемах обслуживания каждого рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Пример нерациональной планировки и обслуживания рабочего места

 

 

Планировка оборудования на отдельных  рабочих местах и на участке в целом оказывает большое влияние на общий ход производственного процесса и производительность труда.

 

Нерациональная планировка оборудования приводит к неэкономному использованию  производственных площадей, удлинению  путей прохождения деталей в  процессе их изготовления, появлению излишних и встречных грузопотоков, ухудшению условий труда на отдельных рабочих местах и их обслуживания и, в конечном счете, к снижению уровня техники, организации и культуры производства на данном участке.

 

Рациональная планировка рабочего места должна предусматривать четкий порядок и постоянство в размещении инструментов и приспособлений, документации, деталей, заготовок, как в процессе работы, так и при их хранении и обеспечивать удобную рабочую позу, выполнение трудовых процессов с максимальной экономией движений рабочего, а также полную безопасность труда. При планировке рабочего места следует создавать условия для его эффективного обслуживания не только в нормальной, но и в аварийной обстановке.

 

Важным требованием  является правильное использование  отведенной для рабочего места производственной площади. Этому способствует микроклассификация рабочего пространства, в основу которой  положены степень и частота использования  того или иного участка площади рабочего места. На рабочем месте фиксируется оперативное и вспомогательное рабочее пространство. В оперативном пространстве, где осуществляется основная доля трудовых затрат на выполнение технологической или производственной операции, размещается все необходимое для этого оборудование, во вспомогательном пространстве реже используемые средства и предметы труда. Оперативное пространство может подразделяться на рабочие зоны различной значимости. Рабочая зона это участок трехмерного пространства, ограниченный пределами досягаемости рук в горизонтальном и вертикальном направлениях.

 

Большое значение имеет  выбор рабочей позы, вызывающей минимальное  утомление работника: «сидя», «стоя» или «сидя - стоя». Выбор осуществляется с учетом физических усилий, необходимых для выполнения работы, ее темпа и характера. Так, при выполнении работ с усилиями до 5 кг, а также при невысоком темпе работы и небольшом размахе рук наиболее целесообразна рабочая поза «сидя», при значительных усилиях (10- 20 кг) или при большом количестве движений с широким размахом - «стоя», при наблюдениях за работой оборудования и многих других работах - «сидя-стоя». Целесообразность рабочего положения определяется с помощью метода моделирования.

 

На основе проведенного изучения анализируются показатели рациональности планировки рабочего места как составного элемента планировки участка, цеха. Основным показателем, характеризующим рациональность использования производственной площади, является удельная площадь, приходящаяся в среднем на один станок вместе с проходами. В машиностроении, например, ее нормативы составляют: для мелких станков до 10-12 кв. м, для средних 15-25, для крупных 30-45 и для особо крупных 50-100 кв. м. Второй показатель это санитарные нормы площади, согласно которым на каждого рабо-тающего должно приходиться не менее 4,5 кв. м производственной площади при высоте помещения 3,2 м.

 

Изучение рациональности планировки рабочего места включает также ее анализ в вертикальном разрезе: определяется соответствие антропометрическим данным человека высоты рабочей площади, производственной мебели, расположения средств управления, организационно - технической оснастки, обеспечивающих физиологически целесообразную рабочую позу. Проверяется правильность расположения источников света, средств вентиляции и т. п.

 

Одновременно устанавливается  соответствие расстановки оборудования и оснастки нормам техники безопасности и условиям труда.

 

Важные исходные предпосылки  проектирования рациональной планировки рабочего места его специализация  в соответствии с установленной технологией и формами разделения и кооперации труда; принятая планировка оборудования на участке, в цехе; его технологическая и организационная оснащенность, система обслуживания; разработанные методы и приемы труда; требования техники безопасности и охраны труда.

 

Каждый из этих факторов оказывает непосредственное влияние  на необходимую величину производственной площади и систему размещения технологической и организационной  оснастки на рабочем месте.

 

При планировке рабочих  мест необходимо соблюдать рациональную ширину транспортных проходов и проездов, а также правильно определять виды подъемно-транспортных средств. Основные продольные и поперечные проезды должны быть сквозными, без тупиков.

 

Система обслуживания является наиболее важной составной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования. От организации обслуживания во многом зависят производительность труда, ритмичность производства, его эффективность.

 

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

 

производственно - подготовительная (комплектование предметов труда, выдача производственного задания и  технической документации, проведение производственного инструктажа);

 

инструментальная (обеспечение  инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента);

 

наладочная (наладка и  подналадка оборудования и технологической  оснастки);

 

контрольная (контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, );

 

транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов);

 

функция поддержания  в рабочем состоянии основного  и вспомогательного оборудования, включающая профилактическое его обслуживание, своевременный плановый и текущий  ремонт);

 

энергетическая (обеспечение  рабочего места всеми видами энергии );

 

ремонтно-строительная (текущий  ремонт производственных помещений  и организационной оснастки);

 

хозяйственно-бытовая (систематическая  уборка производственных помещений  и территории).

 

Все эти функции могут  выполняться по различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие - децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка производственных площадей и пр.

 

Обслуживание рабочих  мест может быть дежурным, планово-предупредительным  и стандартным.

 

При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует своевременность обслуживания и, следовательно, возможность полного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.

 

Планово-предупредительное  обслуживание особенно целесообразно  для серийного производства, где  обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов, графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой подготовительной работы, четкого ритма работы служб обслуживания и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.

 

Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства.

 

Разработка системы  обслуживания рабочих мест включает выбор формы ее организации, определение  профессионального состава обслуживающего персонала, установление его регламентаций, обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией, расчет нормативов обслуживания, организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих, а также организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.

 

К каждой системе предъявляются  специфические требования, однако все  системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим  основным требованиям:

 

иметь четкую специализацию  рабочих по функциям обслуживания;

 

основываться на строгой  регламентации и плановости выполняемых  работ по обслуживанию и хорошей  взаимосвязи этих работ во времени  и пространстве;

 

предусматривать проведение работ по обслуживанию активно-предупредительного характера (особенно это относится к работам, связанным с обслуживанием средств производства и предметов труда);

 

обеспечивать оперативность  и надежность обслуживания на всех участках производства на основе научного построения системы с учетом специфики производства и возможности ее быстрой перестройки с использованием типовых решений;

 

быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.

 

В целях наиболее полного  учета этих требований проектирование организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего, определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие - рабочие соответствующих специализированных служб обслуживания.

 

Выделение отдельных  видов работ по обслуживанию в  самостоятельную функцию, выполняемую  специализированными рабочими, целесообразно  в тех случаях, когда суммарные  затраты времени основных рабочих  на их выполнение превышают сменный  фонд времени одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться основными рабочими или его следует совместить с другими видами работ по обслуживанию.

 

Следующий этап - определение  состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслуживания с указанием способов и последовательности выполнения работ, скоординированных во времени (путем составления графиков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы.

 

Обязательным условием рациональной организации процессов обслуживания является их механизация. Как показывает практика, производимые при этом затраты дают в 3-5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.

 

Функции обслуживания на различных предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации работы по каждой функции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.

Информация о работе Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест