Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:45, реферат
Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.
Введение
Тема: Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест
§1. Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест
§2. Организация и оснащение рабочего места
§3. Планировка рабочих мест и их обслуживание
§4. Пример нерациональной планировки и обслуживания рабочего места
§4.1. Рекомендации по совершенствованию организации, планировки и обслуживания рабочих мест
§5. Расчет экономической эффективности от совершенствования организации и обслуживания рабочих мест
Заключение
Список литературы
В целях принятия эффективных
решений по организации рабочих
мест на предприятиях целесообразно
разрабатывать карты
Обслуживание рабочих мест осуществляется по следующим функциям:
подготовительной (наладка, смазка, регулировка оборудования),
производственной (обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями),
инструментальной,
наладочной (ремонтное и межремонтное обслуживание),
энергетической (подача необходимых видов энергии - тепла, электроэнергии, сжатого воздуха),
контрольной (межоперационный и финишный контроль качества продукции),
хозяйственной ( уборка, чистка оборудования),
транспортной и т.д.
Все эти функции должны выполняться бесперебойно и в определенных организационных формах. В числе последних выделяют стандартное, планово-предупредительное, дежурное обслуживание рабочих мест.
Чтобы организовать обслуживание рабочих мест, необходимо решить следующие вопросы:
) определить, в каких видах обслуживания нуждается каждое рабочее место;
) по каждому виду обслуживания установить его норму, т.е. обосновать объем обслуживания в смену, месяц, год;
) установить регламент обслуживания, т.е. график, периодичность и последовательность;
) закрепить выполнение обязанностей по обслуживанию за строго определенными исполнителями.
Принципы обслуживания рабочих мест:
принцип предупредительности обслуживания, предусматривающего выполнение соответствующих работ до того, как процесс производства прервется в силу несвоевременного их выполнения;
принцип оперативности обслуживания - быстроты реагирования на возможные сбои производства;
принцип комплексности, выражающегося в обеспечении разностороннего обслуживания по всем его видам;
принцип плановости, заключающегося в проведении расчетов потребности в видах, сроках и объемах обслуживания каждого рабочего места.
§4. Пример нерациональной планировки и обслуживания рабочего места
Планировка оборудования на отдельных рабочих местах и на участке в целом оказывает большое влияние на общий ход производственного процесса и производительность труда.
Нерациональная планировка оборудования приводит к неэкономному использованию производственных площадей, удлинению путей прохождения деталей в процессе их изготовления, появлению излишних и встречных грузопотоков, ухудшению условий труда на отдельных рабочих местах и их обслуживания и, в конечном счете, к снижению уровня техники, организации и культуры производства на данном участке.
Рациональная планировка рабочего места должна предусматривать четкий порядок и постоянство в размещении инструментов и приспособлений, документации, деталей, заготовок, как в процессе работы, так и при их хранении и обеспечивать удобную рабочую позу, выполнение трудовых процессов с максимальной экономией движений рабочего, а также полную безопасность труда. При планировке рабочего места следует создавать условия для его эффективного обслуживания не только в нормальной, но и в аварийной обстановке.
Важным требованием
является правильное использование
отведенной для рабочего места производственной
площади. Этому способствует микроклассификация
рабочего пространства, в основу которой
положены степень и частота
Большое значение имеет выбор рабочей позы, вызывающей минимальное утомление работника: «сидя», «стоя» или «сидя - стоя». Выбор осуществляется с учетом физических усилий, необходимых для выполнения работы, ее темпа и характера. Так, при выполнении работ с усилиями до 5 кг, а также при невысоком темпе работы и небольшом размахе рук наиболее целесообразна рабочая поза «сидя», при значительных усилиях (10- 20 кг) или при большом количестве движений с широким размахом - «стоя», при наблюдениях за работой оборудования и многих других работах - «сидя-стоя». Целесообразность рабочего положения определяется с помощью метода моделирования.
На основе проведенного изучения анализируются показатели рациональности планировки рабочего места как составного элемента планировки участка, цеха. Основным показателем, характеризующим рациональность использования производственной площади, является удельная площадь, приходящаяся в среднем на один станок вместе с проходами. В машиностроении, например, ее нормативы составляют: для мелких станков до 10-12 кв. м, для средних 15-25, для крупных 30-45 и для особо крупных 50-100 кв. м. Второй показатель это санитарные нормы площади, согласно которым на каждого рабо-тающего должно приходиться не менее 4,5 кв. м производственной площади при высоте помещения 3,2 м.
Изучение рациональности планировки рабочего места включает также ее анализ в вертикальном разрезе: определяется соответствие антропометрическим данным человека высоты рабочей площади, производственной мебели, расположения средств управления, организационно - технической оснастки, обеспечивающих физиологически целесообразную рабочую позу. Проверяется правильность расположения источников света, средств вентиляции и т. п.
Одновременно устанавливается соответствие расстановки оборудования и оснастки нормам техники безопасности и условиям труда.
Важные исходные предпосылки проектирования рациональной планировки рабочего места его специализация в соответствии с установленной технологией и формами разделения и кооперации труда; принятая планировка оборудования на участке, в цехе; его технологическая и организационная оснащенность, система обслуживания; разработанные методы и приемы труда; требования техники безопасности и охраны труда.
Каждый из этих факторов
оказывает непосредственное влияние
на необходимую величину производственной
площади и систему размещения
технологической и
При планировке рабочих мест необходимо соблюдать рациональную ширину транспортных проходов и проездов, а также правильно определять виды подъемно-транспортных средств. Основные продольные и поперечные проезды должны быть сквозными, без тупиков.
Система обслуживания является наиболее важной составной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования. От организации обслуживания во многом зависят производительность труда, ритмичность производства, его эффективность.
Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:
производственно - подготовительная
(комплектование предметов труда, выдача
производственного задания и
технической документации, проведение
производственного инструктажа)
инструментальная (обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента);
наладочная (наладка и подналадка оборудования и технологической оснастки);
контрольная (контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, );
транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов);
функция поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая профилактическое его обслуживание, своевременный плановый и текущий ремонт);
энергетическая (обеспечение рабочего места всеми видами энергии );
ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и организационной оснастки);
хозяйственно-бытовая (систематическая уборка производственных помещений и территории).
Все эти функции могут выполняться по различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие - децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка производственных площадей и пр.
Обслуживание рабочих мест может быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.
При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует своевременность обслуживания и, следовательно, возможность полного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.
Планово-предупредительное обслуживание особенно целесообразно для серийного производства, где обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов, графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой подготовительной работы, четкого ритма работы служб обслуживания и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.
Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства.
Разработка системы
обслуживания рабочих мест включает
выбор формы ее организации, определение
профессионального состава
К каждой системе предъявляются специфические требования, однако все системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим основным требованиям:
иметь четкую специализацию рабочих по функциям обслуживания;
основываться на строгой регламентации и плановости выполняемых работ по обслуживанию и хорошей взаимосвязи этих работ во времени и пространстве;
предусматривать проведение работ по обслуживанию активно-предупредительного характера (особенно это относится к работам, связанным с обслуживанием средств производства и предметов труда);
обеспечивать оперативность и надежность обслуживания на всех участках производства на основе научного построения системы с учетом специфики производства и возможности ее быстрой перестройки с использованием типовых решений;
быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.
В целях наиболее полного учета этих требований проектирование организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего, определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие - рабочие соответствующих специализированных служб обслуживания.
Выделение отдельных видов работ по обслуживанию в самостоятельную функцию, выполняемую специализированными рабочими, целесообразно в тех случаях, когда суммарные затраты времени основных рабочих на их выполнение превышают сменный фонд времени одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться основными рабочими или его следует совместить с другими видами работ по обслуживанию.
Следующий этап - определение состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслуживания с указанием способов и последовательности выполнения работ, скоординированных во времени (путем составления графиков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы.
Обязательным условием рациональной организации процессов обслуживания является их механизация. Как показывает практика, производимые при этом затраты дают в 3-5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.
Функции обслуживания на различных предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации работы по каждой функции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.
Информация о работе Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест