Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 14:58, реферат
Целью реферата состоит в том, чтобы понять сущность скрытых и открытых форм трудовых конфликтов, их роль и влияние на трудовой процесс, являющийся основной составляющей экономики общества.
Введение………………………………………………………….......3
1.Понятие конфликта…………………………………………………4
2.Трудовой конфликт……………………………………………..…..6
3. Виды и формы конфликтов……………………………………..…7
4. Причины и последствия конфликта…………………………….10
5. Управление трудовыми конфликтами………………………….14
Заключение…………………………………………………………..17
Список литературы……………………
Муниципальное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно–Уральский профессиональный институт»
Кафедра менеджмента и маркетинга
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Конфликтология»
специальность «Менеджмент»
на тему «Скрытые и явные конфликты»
Студент гр. МН-1-12
Факультет «Управления и
информационных технологий»
Преподаватель
Челябинск 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Понятие конфликта…………………………………………………4
2.Трудовой конфликт……………………………
3. Виды и формы конфликтов……………………………………..…7
4. Причины и последствия конфликта…………………………….10
5. Управление трудовыми конфликтами………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Введение
В последнее время в сообществе произошли значительные экономические изменения.
Двойственность изменений заключается в том, что, во - первых благодаря им у граждан появились большие возможности для реализации в профессиональной сфере, но с другой стороны, такие факторы как инфляция, падение производства и, как следствие падение жизненного уровня приводят к расслоению общества. Недовольство масс возрастает и ведет к трудовым спорам и конфликтам между работником и работодателем, а также между работниками внутри трудового коллектива. Изучение данной проблемы необходимо для достижения социальной стабильности в обществе, которая напрямую сказывается на политической и экономической жизни страны в целом. Для борьбы с негативными последствиями трудовых конфликтов необходимо владеть совокупностью методов, выявлять причины конфликты, управлять конфликтом, сглаживать их последствия. На данный момент разработан ряд методик по трудовым конфликтам, которые постоянно совершенствуются и сокращают пробелы в практических знаниях.
Целью реферата состоит в том, чтобы понять сущность скрытых и открытых форм трудовых конфликтов, их роль и влияние на трудовой процесс, являющийся основной составляющей экономики общества.
Понятие конфликта
Конфликт
– это понимание, воображение
или опасение хотя бы одной
стороной того, что её интересы
нарушает, ущемляет и игнорирует
другая сторона или стороны. И
две или несколько сторон
интересов.
Слово "конфликт" – латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные – с позитивным знаком и деструктивные – с негативным знаком
Конфликт
возникает и протекает в сфере
непосредственного общения
В любой деятельности постоянно присутствует объект и субъект конфликта. Объектом конфликта становится то, что вызывает противодействие участников, является основой их спора. В качестве субъекта могут выступать отдельные личности, социальные группы и организации, т.е. участники конфликта, которые оспаривают друг друга, мнения, интересы, цели и т.д.
Конфликтная ситуация возникает посредством отношения участников к объекту конфликта. Для возникновения конфликта нужны действия его участников, направленные на овладение объектам. Совокупность таких действий называется инцидентом.
Для возникновения конфликтной ситуации необходимы объективные факторы: в бизнесе это спад производства, банкротство, конкуренция и т.д. В то время как может возникнуть случайно. Конфликтная ситуация может быть создана намеренно, ради достижения внутрифирменных, личных целей, но может возникнуть и без определенной цели. Как результат, конфликтная ситуация может закончиться как по инициативе одного из участников, так и в результате изменения самой конфликтной ситуации.
Трудовой конфликт
«Трудовой конфликт»
как термин появился в
неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения и выполнения коллективных договоров или соглашений по вопросам социально - трудовых отношений. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Трудовой конфликт
может регулироваться как
По данным социологов,
из-за конфликтов на
Виды и формы конфликтов
Конфликты классифицируются по различным критериям. Например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией в которую она входит; между организациями и группами одного или раз личного статуса.
Есть классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящихся в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные.
Конфликты могут явиться результатом ограниченного общения и непонимания, ложных догадок в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах, оценках.
Изучаются три уровня конфликтных трудовых отношений:
У каждого трудового конфликта есть его предмет. Например:
-условия труда (не устраивает режим, соблюдение охраны труда и техники безопасности)
-выполнение ранее принятый договоренностей( перенос отпуска в связи с производственной необходимостью, невыплата премии)
-система распределения ресурсов(выплата зарплаты, участие работников в управлении капиталом)
-различия в целях, восприятии и ценностях
-неэффективная коммуникация.
По своему содержанию различают следующие виды конфликтов:
Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведет к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в самой организации. Конструктивные конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, проговаривании ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Возникновению и разрешению конструктивного конфликта способствует практика свободного высказывания мнений, суждений работниками, а не простое поддакивание руководству. Следует всегда помнить одно из правил менеджмента: «Опирайтесь на то, что сопротивляется».
Конструктивный конфликт создает здоровую почву в организации для роста производительности, прибылей, внедрения новых идей. Нельзя быть всегда довольным происходящим вокруг. Все, что устраивает сегодня - не будет устраивать завтра. Данный конфликт говорит о том, что производственные и межличностные отношения развиваются, зреют и приводят в дальнейшем к положительным изменениям в организации посредством разрешения конструктивного конфликта. Пути разрешения находятся совместными усилиями людей, вовлеченных в данный конфликт.
Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится в зону межличностных отношений, ведет к образованию противоборствующих группировок, расширению количества участников. Деструктивные конфликты приводят к мелким дрязгам в коллективе, к склокам.
В трудовой организации различают скрытые и открытые (явные) формы трудовых конфликтов. Попробуем остановиться на них подробнее.
Во многих
случаях признаки конфликта
- трудовые споры, предмет которых описан выше;
- заведомо неэффективное планирование и использование рабочего времени;
-отказ от выполнения той или иной задачи;
-бесконечные споры, жалобы и даже скандалы.
Открытыми формами трудового конфликта являются забастовка и общественно-групповой протест.
Крайняя форма выражения открытой формы трудового конфликта - это забастовка. Забастовка — это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязательств (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Забастовка — крайняя, исключительная мера борьбы. Она применяется наемными работниками для достижения своих целей и принуждения работодателя и его представителей к выполнению требований работников, т.е. является своеобразным методом урегулирования уже вышедшего из латентной (скрытой) стадии коллективного трудового конфликта. Если трудящиеся лишены возможности влиять на управленческие решения и участвовать в распределении коллективной прибыли, то они используют забастовку в качестве экономического средства воздействия. Не менее значимой формой выражения конфликтных отношений в сфере трудовой деятельности является бойкот, который представляет собой открытый полный или частичный отказ, прекращение или уклонение от действий, которые могут быть полезными индивидам или группам, признаваемых инициатором бойкота в качестве противников или конкурентов.
Скрытый конфликт – это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому якобы он возник.
Признаки скрытой формы трудовых конфликтов:
-холодность и строгая формальность отношений между участниками конфликта;
-гнетущая тишина на совещаниях;
-отсутствие на совещаниях;
-многократное рассмотрение одних и тех же вопросов на совещаниях без прогресса в их решении;
-нежелание сотрудников
или групп общаться между
-один сотрудник (одна группа) «топит» другого (другую);
-отказ людей от дискуссий или уклонение от обсуждения некоторых вопросов;
-постоянные ссылки на
формальные правила и
За всем эти следуют определенные действия:
- работа с заниженной продуктивностью
- отказ от выполнения распоряжений руководства
- скрытое противодействие технологическим нововведениям
- другие формы саботажа.
Обнаружение
этих симптомов на ранней