Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:31, реферат
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие управленческого решения……………………………………….. 3
2. Факторы, влияющие на разработку управленческих решений………...4
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………….16
Тема: Ситуационные и поведенческие факторы, влияющие на разработку управленческих решений.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие управленческого решения……………………………………….. 3
2. Факторы, влияющие на разработку управленческих решений………...4
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Рано или поздно руководители должны переходить от анализа происшедших событий к действию. В идеале, если действие мотивировано правильным анализом проблемы, поиск причин сужается до такой точки, когда можно с уверенностью приступить к решению проблемы. Важно, однако, помнить, что все действия мотивируются необходимостью реагировать на возникшую проблему. Опытные руководители постоянно предпринимают действия по улучшению ситуации, повышают требования к работе и предотвращают возникновение проблем, которые могут угрожать срывом выполнения текущих планов.
Эффективные решения — залог существования коммерческого предприятия. Они являются существенным элементом каждой из пяти функций управления. Поскольку управляющие среднего уровня должны, как правило, принимать решения, необходимые для успешной работы своих подразделений, то начинающий управляющий вскоре осознает значение решений и то, как трудно найти правильное. Если обратиться к словарю, то можно прочесть, что решение — это акт выработки окончательного суждения». Применительно к управленческим решениям это означает выбрать определенный курс действий из возможных альтернатив.
Находясь в настоящем времени, менеджер выбирает действия (альтернативы), которые могут часто реализоваться в будущем. Проблема состоит в том, что иногда приходится даже сравнивать относительные последствия альтернатив, не имея обоснованных данных. Нельзя знать точно, что случится при выборе другой альтернативы. Менеджер должен рассмотреть альтернативы, уверенно занять позицию и заявить, что, скажем, альтернатива А будет лучше отвечать поставленным целям, чем альтернатива В или С. Однако это сложный процесс продвижения к истине.
Существующая неопределенность в процессе принятия решений может создавать ряд ситуаций, при которых не исключается смешение понятий "решительность" и "принятие решений".
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
• стратегическое планирование деятельности организации;
• управление управленческой деятельностью;
• управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
• управление производственной и обслуживающей деятельностью;
• формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);
• управленческое консультирование;
• управление внутренними или внешними коммуникациями.
Примерами управленческого решения в области стратегического планирования являются: устав и бизнес-план компании, Конституция страны.
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях — как процесс и как явление.
Как процесс УР — это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения УР и информирование инициатора решения.
Как явление УР — это набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.
Управленческие решения можно сравнить с дирижером, в ведении и под контролем которого находятся все другие решения.
Процесс подготовки и реализации УР является ответственным, требующим использования теоретических и методических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного и систематизированного практического опыта.
Управленческое решение — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели. УР составляет основу процесса управления.
Ряд УР может быть представлен набором более мелких решений, каждое из которых должно внести свой вклад в решение общей проблемы. В рамках предприятия или организации руководителю приходится принимать все типы решений. Поэтому от инициатора общего УР требуются хорошие знания и в технологических областях, а возможно, и в биологических. Например, главный врач поликлиники обязан принимать и управленческие решения, и решения, связанные с техническим обеспечением, и решения в медицинской области на консилиумах, при операциях и т.д.
Данный подраздел предполагает более
детальное рассмотрение существования
любой организации и принимаемых в ней
управленческих решений под влиянием
факторов внешней и внутренней среды.
Все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы — личностные (субъективные) и ситуационные (объективные).
Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств ЛПР(лицо принимающее решение), влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Ситуационные факторы. Принятие решений зависит не только от психологических особенностей ЛПР, но также от ситуационных факторов, т.е. конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив. Рассмотрим их более подробно и начнем с ситуационных факторов, которые включают факторы внешней и внутренней среды.
Внешняя среда организации. К основным свойствам внешней среды относятся: объемность, сложность, подвижность, неопределенность и коммуникабельность.
Объемность. Определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при разработке и реализации управленческих решений. Принято выделять три уровня объемности:
1) Большая объемность, которой соответствуют от 7 до 20 учитываемых в первую очередь элементов;
2) Средняя объемность, которой соответствует от 4 до 6 элементов;
3) Малая объемность, которой соответствуют от 1 до 3 элемента.
Сложность внешней среды. Здесь понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.
Сложность определяется трудозатратами материальных интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды. Выделяют три уровня сложности: высокая, средняя и низкая. Уровень сложности – величина субъективная для каждой организации.
Повышение профессионализма персонала и ресурсного содержания снижает уровень сложности элементов внешней среды для их обработки.
Подвижность среды (П) — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
П = К / Т,
где К – количество измененных или обновленных значений параметров,
Т – календарное время изменений или обновлений (месяц, год, 10 лет).
Например, в 1998 г. в РФ имелась большая подвижность ставок налогообложения юридических лиц.
Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
Неопределенность внешней среды. Является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.
Если информации мало или
есть сомнения в ее точности, среда
становится более неопределенной, чем
в ситуации, когда имеется адекватная
информация и есть основания считать
ее высоконадежной. Неопределенность
связана, прежде всего, с возможностью
возникновения в ходу реализации проекта
компании неблагоприятных для нее ситуаций
и последствий.
Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Коммуникабельность. Характеризуется уровнем отношений между компанией и внешней средой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие и преимущественное противодействие.
Среда прямого воздействия. При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов. Элементы этого фактора:
Среда косвенного воздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. Элементы этого фактора:
Основные факторы внутренней среды. Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Информация о внутренней среде фирмы необходима руководителю, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.
В процессе принятия управленческих решений любой руководитель вынужден учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Эта ситуация характеризуется набором внутренних факторов, или переменных, которые включают: цели, структуру, задачи, культуру, процессы и ресурсы организации.