Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:09, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение модели информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления;
- рассмотреть систему поддержки стратегического управления.
Введение 3
1 Основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления 5
1.1. Стратегия организации 5
1.2. Стратегическое управление 8
1.3. Основные составляющие стратегического менеджмента. 10
2 Системы поддержки стратегического управления 15
2.1. Система информационной поддержки стратегического управления 15
2.2. Модель информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
г) обеспечение возможности
встраивания системы
д) возможность осуществления стратегического и оперативного контроллинга в рамках стратегического и оперативного менеджмента предприятия.
При разработке структурно-логической
модели в части построения системы
сбалансированных показателей можно
опираться на методологию Balanced Scorecard
(BSC), учитывая перечисленные выше требования
к модели информационно-аналитической
поддержки стратегического
В начале необходимо рассмотреть исходные предпосылки для формулировки миссии и генеральной стратегии предприятия, а также проанализировать шансы и риски внешней среды, сильные и слабые стороны предприятия. В предложенной модели рассмотрены следующие основные исходные предпосылки, влияющие на формирование миссии и генеральной стратегии[1, с.104]:
- социальное поле (окружение) предприятия;
- административно-правовое поле;
- рынки и конкуренты;
- экологические требования и стандарты;
- технологии
Информацию для анализа
исходных предпосылок можно получать
из баз данных органов государственного
управления, статистической отчетности
в отраслевом и народнохозяйственном
аспектах, нормативно-справочных баз,
например, АИС «Гарант», конъюнктурных
обзоров и т.п. Следует отметить,
что многие виды перечисленной информации
можно найти в Интернет и на
специализированных сайтах. Полученная
информация носит преимущественно
качественный и нормативный характер,
что предполагает соответствующую
аналитическую обработку
Анализу шансов и рисков, а также выявлению сильных и слабых сторон предприятия посвящено достаточно большое количество литературных источников, поэтому мы не будем подробно рассматривать используемую технику и методы анализа.
На основе анализа исходных
предпосылок, шансов и рисков, сильных
и слабых сторон формулируется миссия
и генеральная стратегия
«На основе нашего понимания
закономерностей развития социально-экономической
и нормативно-законодательной
В результате разработки миссии
предприятия можно
Выбор стратегической цели зависит
от политико-экономической
Далее необходимо рассмотреть процесс формирования системы сбалансированных стратегических показателей по выбранным перспективным направлениям деятельности предприятия.
В модели приведен пример выделения
перспективных направлений
- технология;
- организация;
- клиенты /рынки;
- финансы и стоимость предприятий;
- инновации.
Рассмотрим более подробно каждое из выделенных направлений.
Технологический процесс представляет собой последовательный процесс изготовления изделия (или отдельных его элементов), который обеспечивает получение заданных технических и экономических параметров. Уровень технологии определяется техническим уровнем оборудования, технологической оснастки и приспособлений, степенью автоматизации и механизации всех процессов. При этом технология не отождествляется только с производством продукции. В процессе закупок, сбыта, при проведении научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) также присутствует технологическая составляющая. Отставание в настоящее время большинства российских предприятий от западных в части технологии производства, закупок, сбыта, НИОКР и управления очень велико. Поэтому, в отличие от западных моделей сбалансированных показателей в российских условиях технологии следует относить к приоритетным направлениям.
Эффективность внедрения
новых технологии определяется уровнем
организации процессов. Например, для
автоматизации процесса бухгалтерского
учета предприятие приобрело
специализированную программу. Однако
на предприятии нет специалистов,
которые имеют необходимую
Совершенно очевидно, что в рыночных условиях хозяйствования клиенты практически всегда являются приоритетным направлением для любого предприятия. Исключение составляют предприятия-монополисты, как естественные, так и искусственно созданные. Мероприятия по увеличение клиентской базы и роста уровня удовлетворенности клиентов не могут быть исключительным приоритетом служб сбыта и маркетинга. Соответствующие мероприятия по росту уровня удовлетворенности клиентов должны иметь место в таких сферах как НИОКР, производство и закупки.
Кроме того, выполнение предприятием
общепризнанных стандартов ISO или использование
известных корпоративных
В классической формулировке сбалансированной системы показателей BSC финансовые показатели предназначены для оценки предприятия с позиций акционеров: анализ ликвидности, структуры капитала, затрат, оборачиваемости и прибыльности предприятия. В случае, когда акционеры удовлетворены результатами оценки эффективности работы предприятия, то признается положительной и работа коллектива предприятия, поскольку персонал справился со своей задачей[11, с.131].
Если предприятие работает успешно, имеет потенциалы и возможности роста, то растет и стоимость его акций на фондовом рынке. Объективная оценка стоимости предприятия на основе курса акций может быть получена только при развитом, открытом фондовом рынке и при условии наличия у аналитиков правдивой и полной информации о финансовых результатах деятельности предприятия. Однако в силу отсутствия или ограниченности финансовых институтов, а также политизации Российского фондового рынка эти условия в России на данный момент практически невыполнимы. Более того, зачастую инвесторы покупают акции предприятий с целью размещения свободных средств и увеличения размеров собственной компании. При этом собственники не придают большого значения изменению рыночной стоимости акций предприятия.
Для акционеров важны способность приобретенного предприятия генерировать получение денежных средств в краткосрочной перспективе, а также получение прибыли, техническая оснащенность предприятия, совершенство технологических процессов и НИОКР, обслуживание потребителей, наличие и перспективность клиентской базы предприятия и др.
Исходя из этого, при построении системы сбалансированных показателей по уровням управления предприятием рекомендуется следующее[9, с.119]:
во-первых, при формировании показателей по оценке финансового аспекта деятельности предприятия РФ должны учитывать требования частного собственника, государства, структур, осуществляющих контроль и сертификацию, и др.;
во-вторых, при оценке деятельности предприятия с позиций собственников должны быть учтены не только финансовые показатели, но также дана оценка технико-организационного уровня его развития.
Текущая стоимость предприятия должна оцениваться акционерами на основе всех его сторон деятельности: клиентский аспект, технология, организация, инновации и др.
Далее разрабатываемые стратегии,
мероприятия и показатели по направлениям
деятельности позволяют сформировать
карту стратегических приоритетов
для предприятия в целом. Каждое
линейное подразделение (ЛП) разрабатывает
свою карту мероприятий и
Представленное описание
модели информационно-аналитической
поддержки стратегического
Итак, аналитические системы стратегического управления — это информационные системы, поддерживающие решение ключевых задач стратегического управления компанией. Главное отличие таких инструментов от систем оперативного управления состоит в том, что последние обеспечивают управление предприятием в «режиме функционирования», то есть выполнения вполне определенной производственной программы, в то время как аналитические системы стратегического уровня помогают руководству предприятия вырабатывать решения в «режиме развития».
Масштабы происходящих изменений могут быть различными — от глубокой реструктуризации до частичного обновления технологий на отдельных производственных участках, но, в любом случае, лица, принимающие решения, рассматривают альтернативы развития, задавая себе вопрос: «Что будет, если?» — от ответа на который зависит судьба предприятия в долгосрочной перспективе. Какой бы мощной и развитой ни была информационная система предприятия, она не может помочь в решении этих вопросов, во-первых, потому, что настроена на стационарные, устоявшиеся бизнес-процессы, во-вторых, в ней нет и не может быть информации для принятия решений относительно новых областей бизнеса, новых технологий, новой организации.
Стратегическое управление — это цепь, состоящая из четырех ключевых звеньев:
- стратегическая диагностика.
Для принятия стратегических
решений необходим точный
- выбор стратегических
целей. Цели возникают как
- стратегическое планирование.
Между текущим состоянием и
тем положением, которого компания
стремится достичь, существует
разрыв, который заполняется
- стратегический контроллинг.
Руководство компании должно
иметь возможность отслеживать
по ключевым показателям
Серьезной проблемой, сдерживающей
применение аналитических методов
для решения задач
Информация о работе Системы поддержки стратегического управления