Системы поддержки стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение модели информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления;
- рассмотреть систему поддержки стратегического управления.

Оглавление

Введение 3
1 Основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления 5
1.1. Стратегия организации 5
1.2. Стратегическое управление 8
1.3. Основные составляющие стратегического менеджмента. 10
2 Системы поддержки стратегического управления 15
2.1. Система информационной поддержки стратегического управления 15
2.2. Модель информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

1217н - стратегический менеджмент.docx

— 50.69 Кб (Скачать)

- разработать новую технологию (проведение НИР и ОКР).

Организационные цели - все, что касается управления, структуры и персонала организации, например: принять на работу трех маркетологов; довести средний уровень зарплаты сотрудников до уровня зарплаты у лидера на рынке; внедрить систему управления проектами.

Финансовые цели - увязывают между собой все цели в стоимостном выражении: чистый объем продаж; величина издержек ;  валовая и чистая прибыль; рентабельность продаж и т.п.

Можно устанавливать цели и в другом порядке: от финансовых - к рыночным и производственным.

На наш взгляд, данная классификация  отличается простотой понятийного  аппарата. Кроме того, она обеспечивает связность целей, так как последние  логически вытекают друг из друга.

Процесс установления целей  предполагает прохождение четырех  фаз[10, с.111]:

Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней среде фирмы. Руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется внешняя среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы, не абсолютизируя тенденции, отражать их.

Установление целей для  организации в целом. Важно определить, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве целей. Важное значение имеет также система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Решение по целям также всегда зависит от тех ресурсов, которыми располагает организация.

Построение иерархии целей. Определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых будет приводить к достижению отдельными подразделениями общеорганизационных целей. Предполагает построение «дерева целей», в котором фиксируется четкая зависимость «цель-средство» [11, с.135].

Установление индивидуальных целей. Для того, чтобы иерархия целей внутри организации стала реальным инструментом выполнения целей и задач, она должна быть доведена до уровня отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается в процесс совместного достижения конечных целей организации.

Установленные цели должны иметь  статус закона для организации, для  всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности никак не следует неизменность целей. Возможны несколько подходов к проблеме изменения целей: цели корректируются всякий раз, когда того требуют обстоятельства; упреждающее изменение целей. При этом подходе устанавливаются долгосрочные и краткосрочные цели, после достижения краткосрочных целей разрабатываются новые долгосрочные и краткосрочные цели и т.д[12, с.66].

Одним из наиболее важных моментов, определяющих процесс установления целей в организации, является степень делегирования права принятия решений по целям нижних уровней организации. На практике процесс установления целей в различных организациях происходит по-разному. Однако общим является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.

Наряду с анализом внутренней среды, организации необходима также  диагностика внешнего окружения, чтобы  знать возможности и угрозы развития в будущем.

Анализ внешней среды  осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное  положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих: правильно выработанных долгосрочных целях; глубоком понимании внешнего конкурентного окружения; реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.

Стратегический выбор  включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий[9, с.114].

При разработке стратегии  необходимо учитывать, что любая  компания имеет этические обязательства  перед владельцами, служащими, покупателями, поставщиками и обществом.

Обязательство компании перед  покупателем основывается на ожиданиях, которые присутствуют при покупке товаров или услуг. Неадекватная оценка этого обязательства привела к принятию законов о защите прав потребителей и к созданию множества регулирующих органов для их защиты. В России «Общество по охране прав потребителей» тоже имеет влияние и может испортить репутацию любой организации, на которую жалуются потребители.

Реализация выбранной  стратегии предусматривает корректировку двух предыдущих этапов. Деятельность руководства направлена на модернизацию системы управления, приведение в соответствие со стратегическими целями организационной структуры фирмы, выделение необходимых ресурсов, а также на подготовку персонала. Другими словами, стратегический менеджмент формируется таким образом, чтобы помочь руководству организации предвидеть тенденции развития бизнеса, отслеживать внешние влияния.

К числу стратегических решений  на данном этапе можно отнести: реконструкцию  предприятия, внедрение новой продукции  и технологий, организационные изменения  правовой формы предприятия, структуры  производства и управления, оплаты труда и т.д., выход на новые  рынки сбыта, а также приобретение предприятий и др.

Стратегическому менеджменту  присущ также свой алгоритм: что  надо делать (концептуальный аспект, формирование генеральной цели); как делать (технологический  аспект);  с использованием каких средств (ресурсный аспект); в какие сроки и какой последовательности (временной аспект); кто будет делать (кадровый аспект); какой должны быть организационная структура управления (организационно-управленческий аспект).

 

 

    1. Системы поддержки стратегического управления

    1. Система информационной поддержки стратегического управления

Система информационной поддержки  стратегического управления предназначена  для информационной поддержки решения  стратегических задач, связанных с  управлением сложным объектом. Система  информационной поддержки служит для  реализации унифицированных процедур  сбора, систематизации, хранения, передачи, аналитической обработки  и выдачи различным категориям пользователей необходимой информации об объекте управления и окружающей среде.

Целью создания системы информационного  обеспечения является повышение  качества обеспечения необходимой  информацией всех категорий пользователей, участвующих в решении стратегических задач, связанных с управлением  сложным объектом, что в конечном итоге должно привести к достижению наибольшего эффекта от управления в рамках  фиксированных инвестиций на обеспечение функционирования и развития объекта управления.

К основным задачам автоматизированной системы информационной поддержки относятся[3, с.164]:

- информационно-справочные задачи, связанные с извлечением данных из информационного архива как в соответствии с заранее  определенными (регламентированными) , так и динамически возникающими  произвольными (нерегламентированными) запросами;

- аналитический (разноаспектный) анализ доступной информации различной степени детализации;

- моделирование и прогнозирование  состояния как объекта управления, так и окружающей среды.

Основными функциями системы информационной поддержки являются:

- своевременное решение информационно-справочных задач, аналитический анализ разноаспектных данных , извлечение новой информации из исходных «сырых» данных (интеллектуальный анализ данных) ;

- интеграция разнородной информации, поступающей из различных источников,  об объекте управления и окружающей среде;

- представление разнородных данных в виде, удобном для содержательного анализа.

Система информационной поддержки  эксплуатируется как в штатном ( плановое решение заранее  определенных задач), так и в нештатном (связанном с возникновением различного рода чрезвычайных происшествий и ситуаций) режимах.

В качестве окружающей  среды по отношению к системе информационной поддержки выступают[5, с.147]:

- информационные запросы,  поступающие со стороны различных  уровней иерархически организованной  системы управления сложным объектом;

- сам объект управления  с одной стороны как источник  исходной информации, с другой  стороны как потребитель результатов  функционирования системы информационной  поддержки;

- финансовые ресурсы, выделяемые  на обеспечение функционирования  и развития системы информационной  поддержки;

- различные объекты (в  том числе другие информационные  системы), выступающие в качестве  источников данных, необходимых  для функционирования системы  информационной поддержки и потребителей  информации, получаемой в результате  функционирования системы информационной  поддержки;

- нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы получения  и обмена информацией между  различными объектами - источниками  и объектами - приемниками информации.

Основными требованиями к  системе информационной поддержки  стратегического управления являются[7, с.153]:

- обеспечение  возможности получения полной, своевременной непротиворечивой,  представленной в виде, удобном для содержательного анализа, различной степени детализации информации об объекте управления и окружающей среде;

- способность гибко настраиваться  на решение новых информационных  задач, то есть целенаправленно  развивать функциональные возможности  в темпе возникновения новых  информационных потребностей;

- возможность поэтапного  развития, инвариантность состава  и структуры различных подсистем  друг относительно друга;

- возможность развития  и модернизации системы без  принципиального изменения ранее  разработанных компонентов;

- обеспечение разумного  баланса между качеством информационного  обслуживания и связанными с  этим затратами;

- обеспечение унифицированных  подходов к хранению, передаче  и обработке информации, номенклатуре  технических средств, общесистемного  и  прикладного программного обеспечения. Типизация проектных решений,  модульность построения и наращивания структуры системы, многовариантность комплектации;

- возможность хранения  разнородной информации (текстовые  отсканированные документы, файлы  определенной структуры, базы  данных, картографические модели, результаты  математического моделирования,  фото- и видеосъемка и т.п.) и  манипулирования ею;

- обеспечение требований  к эргономике и технической  эстетике на уровне, не ниже  чем определены  в действующих СанПиНах и ГОСТах;

- лицензионная чистота  системных и инструментальных  программных средств,  используемых для эксплуатации и развития систем информационной поддержки;

- обеспечение надежного  хранения , комплексной защиты информации  от несанкционированного доступа;  утечки её по техническим каналам  и из-за побочных электромагнитных  излучений и наводок;

- .возможность использования  при разработке функциональных  компонентов  по подсистем информационной системы различных инструментальных средств при условии поддержания ими общепринятых информационных форматов.

- организационное обеспечение  системы информационной поддержки  должно быть достаточным для  реализации функций системы.

Сформулированные требования позволяют сделать заключение, что система информационной поддержки стратегического управления сложным объектом  имеет все признаки сложной системы и сама является сложной управляемой организационной, технической, программной системой. Из этого следует необходимость использования определенной методологии построения, развития и обеспечения функционирования системы информационной поддержки стратегического управления.

    1. Модель информационно-аналитической  поддержки стратегического менеджмента

 

 Постоянное изменение  условий внешней и внутренней среды заставляет периодически корректировать программы и планы. Это касается как технической, так и финансово-экономической  сфер деятельности. Для динамической системы не следует очень жестко задавать цель и ограничения, которые  могут изменяться в ходе функционирования предприятия. Однако высокий уровень  неопределенности существенно увеличивает  риски хозяйственной деятельности. Поэтому, к основным свойствам и  особенностям модели информационно-аналитической  поддержки стратегического управления следует отнести[8, с.88]:

а) обеспечение снижение уровня неопределенности достижения стратегических целей и результатов;

б) гибкое формирование целей, задач, системы показателей по техническим, организационно-экономическим и  финансовым сферам;

в) возможность использования  адекватных уровню неопределенности инструментов информационно-аналитической поддержки  стратегического управления;

Информация о работе Системы поддержки стратегического управления