Системы поддержки стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение модели информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления;
- рассмотреть систему поддержки стратегического управления.

Оглавление

Введение 3
1 Основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления 5
1.1. Стратегия организации 5
1.2. Стратегическое управление 8
1.3. Основные составляющие стратегического менеджмента. 10
2 Системы поддержки стратегического управления 15
2.1. Система информационной поддержки стратегического управления 15
2.2. Модель информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

1217н - стратегический менеджмент.docx

— 50.69 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

1 Основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления 5

   1.1. Стратегия организации 5

   1.2. Стратегическое управление 8

   1.3. Основные составляющие стратегического менеджмента. 10

2 Системы поддержки стратегического управления 15

   2.1. Система информационной поддержки стратегического управления 15

   2.2. Модель информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента 18

Заключение 25

Список использованной литературы 27

 

 

Введение

 

Система стратегического  управления предприятием заключается в формулировании общей и локальных стратегий, информировании руководителей о разработанных стратегиях, измерении, оценке и корректировке в случае существенного изменения параметров внешней и внутренней среды. Наличие системы стратегического управления позволяет по всем уровням предприятия:

1. Быстро реагировать на  происходящие изменения и корректировать  стратегии.

2. Четко увязывать стратегии  с оперативной деятельностью.

3. Оценивать результаты  на основе сбалансированных по  уровням и сферам деятельности  показателям.

4. Ставить взаимосвязанные  цели и задачи по всем уровням  управления.

5. Определять наиболее  важные приоритеты и эффективно  распределять ресурсы.

Принципиальной отличительной  особенностью модели является заложенная в ней и реализуемая в каждом блоке концепция увязывания стратегических целей предприятия по сферам деятельности с оперативными планами (через систему  сбалансированных показателей). Моделируя  систему информационно-аналитической  поддержки процессов стратегического  управления, следует всегда помнить, что речь идет о динамическом объекте. Следовательно, принимая решения, необходимо пользоваться наиболее актуальной и адекватной ситуации информацией, непрерывно поступающей из различных источников. Динамика поступления информации может быть настолько высокой, что зачастую приводит к отмене только что принятого решения. Поэтому система информационно-аналитической поддержки стратегического управления должна быть достаточно гибкой.

Объект исследования система  поддержки стратегического менеджмента.

Целью настоящей работы является изучение модели информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- рассмотреть основные  понятия и сущность стратегии  организации и стратегического  управления;

- рассмотреть систему поддержки стратегического управления.

Теоретической основой курсовой работы являются теория и методологические основы менеджмента, разработанные  отечественными и зарубежными учеными.

 

    1. Основные  понятия и сущность стратегии  организации и стратегического  управления

    1. Стратегия организации

Слово «стратегия» заимствовано из военной науки, произошло от греческого strategos — «искусство полководца». Другими словами, стратегия — это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых — находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления бизнес-деятельностью организации, действующей в условиях сложной окружающей среды [1, с.89].

Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, вошло в число управленческих терминов, когда проблема реагирования организации на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.

Стратегия организации — это  совокупность ее главных целей и  основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Разработать стратегию организации  — значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде всего является функцией направления. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества[3, с.113].

Стратегию можно рассматривать  как детальный всесторонний комплексный  план, направленный на осуществление миссии и достижение целей организации с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана — обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с переменами в окружающей среде.

Реальная стратегия организации состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адаптивной реакции на возникшую ситуацию (реактивная стратегия).

Реальная стратегия = проактивная стратегия + реактивная стратегия.

Стратегия необходима, поскольку будущее  в основном непредсказуемо, абсолютной определенности относительно будущего нет. Современный темп изменений во внешней среде, увеличение количества знаний и информационных потоков настолько велики, что планирование стратегии представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Она является основой создания плана развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней среде. При выборе стратегии можно добиться большей определенности; организация сможет предвидеть события во внешней среде и быстрее на них реагировать. Судя по результатам исследования, именно те организации, которые давно существуют, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов[2, с.178].

Сформулированная стратегия —  это комплекс решений, принимаемых  менеджментом на базе основополагающих принципов и правил. Другими словами, стратегия — это обязательство действовать определенным образом: таким, а не другим. Недостаточно иметь только стратегический план; нужен еще набор основополагающих принципов и правил поведения персонала всех уровней с учетом деятельности в постоянно изменяющихся условиях.

По своему существу сформулированная стратегия и есть набор правил для принятия решений, которыми организация  руководствуется в своей деятельности, т. е. стратегию можно считать зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Успех организации обеспечивается хорошо продуманной стратегией и  высоким качеством ее выполнения. Сформулированная стратегия сама по себе не гарантирует успеха. Так же как самолет с великолепной конструкцией двигателей не сможет летать, если он заправлен топливом низкого качества, так и организация, разрабатывающая стратегию развития, может потерпеть неудачу из-за ошибок в других управленческих функциях или неэффективных действий. Хорошая стратегия и ее умелая реализация за счет эффективных действий — вот что необходимо для достижения намеченных результатов. Можно разработать сильную стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно осуществить посредственную стратегию. В обоих случаях организация не использует все имеющиеся возможности. Путь к успеху — блестяще выполненная блестящая стратегия[4, с.116].

Определяющими элементами стратегии являются решения о размещении ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, создание длительных конкурентных преимуществ.

Размещение ресурсов — это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов (таких как фонды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии организации к окружающим условиям с учетом как возможностей, так и опасностей. Залог успеха связан с разработкой такой стратегии менеджмента, при которой действия и внутренняя структура организации оптимально соответствуют внешним условиям. Даже такие великие компании современности, как General Motors, IBM, PanAm вынуждены вести борьбу за выживание из-за неспособности руководства приспосабливаться к происходящим изменениям; эти компании опережены конкурентами, сумевшими в большей степени адаптироваться к переменам в окружающей среде.

Внутренняя координация является неотъемлемой частью стратегии и включает координацию стратегической деятельности организации с целью обеспечения эффективности внутренних операций.

Основой успеха в бизнес-деятельности является создание устойчивого конкурентного преимущества, которое определяется способностью организации предложить товар или услугу, превосходящие по воспринимаемой потребителями ценности товар или услугу конкурентов.

    1. Стратегическое  управление

Стратегическое управление — это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов[6, с.102].

Стратегическое управление можно отнести к философии или идеологии бизнеса и менеджмента, где значительное место отводится творчеству высшего руководства и персонала организации. Напоминаем, что стратегия — это «искусство полководца» (менеджера).

Когда мы раскрыли основные понятия  «стратегия», «стратегия организации», можно перейти к рассмотрению самой идеи стратегического управления. По своей сути стратегический подход к управлению предполагает ответ на три основных вопроса, рассматриваемые далее.

1. Чего мы хотим добиться в результате нашей деятельности? (Модель желаемого состояния).

Здесь речь прежде всего идет о постановке целей, исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации в достижении своих целей (подробно эта проблема будет рассмотрена в главе 3). Таким образом создается некий идеал организации, к которому следует стремиться (модель идеальной ситуации).

2. Кто мы в настоящее время? (Модель реальной ситуации).

Оценивая потенциальные возможности  компании в части организационного потенциала (маркетингового, производственного, финансового, кадрового, и т. п.), руководители должны определить, чего реально может добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей. Такая диагностика дает представление о возможностях организации в части реализации новых целей и о том, чего не хватает для этого в организационных ресурсах. Результат подобной диагностики — модель реальной ситуации.

3. Как перейти из состояния, в котором находится организация в настоящее время, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных целей в будущем?

Когда поставлены цели с учетом внешних  факторов и оценены потенциальные  ресурсные возможности организации, нужно определить путь достижения цели. Другими словами, руководители организации  должны как в общих чертах, так  и конкретно решить, что должно быть сделано для выполнения поставленных целей. По сути, это и есть понятие  стратегии как совокупности главных  целей организации и основных способов их достижения[6, с.44].

Существует значительное количество вариантов достижения целей; задача стратегического управления — выбор  оптимального варианта на уровне разработки стратегии, как правило, превращающегося  в конкретный план мероприятий, который  должен быть выполнен в определенные сроки.

Обобщая рассмотренные особенности, можно выделить следующие преимущества стратегического подхода к управлению:·обеспечение направленности развития всей организации посредством постановки целей и задач;·гибкая реакция и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе и достигать своих целей;·возможность для руководителей оценивать альтернативные варианты распределения ресурсов организации и принимать скоординированные решения на всех уровнях управления, связанных с действующей стратегией;·создание среды, способствующей активному, творческому, инициативному управлению и противодействующей пассивному реагированию на изменившуюся ситуацию.

    1. Основные  составляющие стратегического менеджмента.

Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная бизнес-диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии. Важны и знания о конкурентном окружении, в котором работает фирма[6, с.119].

Особенностью стратегического  менеджмента является его ориентация в будущее, а, следовательно, необходимо определить: к чему стремиться, какие  цели ставить.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Классифицировать цели можно по следующим функциональным областям:

Рыночные цели: в области маркетинга и Public Relations, например: объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении; число клиентов; доля рынка.

Производственные цели являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов), например[7, с.173]:

- обеспечить определенный  объем производства (объем производства = объем продаж - существующие запасы + планируемые запасы);

- построить цех (объем  капитального строительства);

Информация о работе Системы поддержки стратегического управления