Системы и их закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 07:30, реферат

Краткое описание

В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 36.80 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.

Научно-техническая революция  привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса  возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные  изменения во времени внешних  условий, внутренней среды организаций  естественным  приводят к появлению  проблем в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических  и организационно-производственных систем (ОПС), например, таких, как государство, территориальная область, холдинг  и др.

Проблемой принято называть критическое рассогласование в  желаемых или наблюдаемых результатах  и(или) характере, условиях деятельности.

В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость  ее решения на должном уровне для  обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.

В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени  протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.

Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом. Поэтому  предприниматель, не способный исследовать  сам, организовать и финансировать  исследование практической проблемы в  условиях рынка, чаще разоряется.

Говоря о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически каждый индивидуум в целях выживания и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально  проводить исследования систем управления, в той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.

Растут число методов  исследований и объем знаний, накопленных  в процессе исследований в процессе исследований при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике  систем управления, теории и практике экспериментальных исследований, бухгалтерского учета и аудита.

Усложнение деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и реально  ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться не совместимыми, вступить в конфликт.

Кроме этого растет степень  автоматизации, а, следовательно, и  формализации управленческого труда. Особенно ярко эти тенденции проявляются  в крупных компаний, холдингах, финансово-промышленных группах, в деятельности государственных  и территориальных органов управления.

Фактически современный  менеджер работает в рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами.

В развитых странах исследования в науке, социальной сфере, бизнесе, технике являются сферой профессиональной деятельности для значительного  числа людей (научные сотрудники, консультанты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы, и др.).

Представляется возможным  утверждать что число (или доля по отношению к общему числу юридических  лиц) независимых исследовательских  организаций может являться индикатором  развития и цивилизованности рыночной экономики.

Увеличение доли таких  организаций в экономике и  обществе свидетельствует:

во-первых, о наличии реальной конкуренции, порождающей объективную  необходимость независимых суждений и достоверных данных в практической деятельности;

во-вторых, информационной прозрачности общественной жизни и бизнеса, достоверности  информационной основы управления;

в-третьих, о реальной эффективности  правового государства, обеспечивающего  как необходимые правовые информационные условия, правила доступа и строго законного целевого использования  этой информации, так и физическую защиту профессиональных исследователей – носителей конфиденциальной информации о своих клиентах.

Возрастающая важность исследования систем управления как учебной дисциплины определяется развитием двух тенденций  в реальной деятельности организаций:

1. продолжающейся интеграцией  функций развития, маркетинга и  контроля в их деятельности;

2. усложнением технико-организационной  среды как системной совокупности  методов и технических средств  управления.

Необходимость в дальнейшей интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в деятельности различных организаций, социально-экономической  системы в целом продиктована стремлением к своевременной  адаптации (приспособлению) и обеспечению  их живучести в быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях. Такая  интеграция требует от общественных деятелей, предпринимателей, менеджеров расширения и системного использования  в их деятельности познаний не только по конкретным методам управления. Субъектам управления становится все  более необходимым:

1. прогнозировать и планировать  развитие не только собственного  производства, но и связанных  с этим глобальных и индивидуальных  рисков;

2. для оценки эффективности,  затрат, снижения рисков проектировать,  проводить и обеспечивать безопасность  социально-экономических, рыночных (маркетинговых) и технических  экспериментов по испытаниям  и сертификации товаров;

3. исследовать затраты  и находить пути их уменьшения;

4. исследовать и совершенствовать  информационные основы обнаружения  проблем, в частности, на основе  данных бухгалтерского учета  и аудита;

5. устранять недостатки  и совершенствовать системы управления  общественными и экономическими, технологическими, конструкторскими  процессами и др.

Поэтому наблюдается все  большая интеграция функций управления, появляются управленческие специализации, отражающие эти интеграционные процессы. Например, появилась и развивается  функция финансового менеджмента, управленческого бухгалтерского учета, аудит все больше приобретает  черты консалтинга и др.

Организации среднего и малого бизнеса в первую очередь и  все глубже осознают и уже испытывают и уже испытывают необходимость  в специалистах более широкого профиля, чем, например, в узкоспециализированных работниках.

Техника усложнения технико-организационной  среды (системной совокупности методов  и технических средств управления) приводит к необходимости устранения в образовании менеджеров все  увеличивающегося разрыва между  гуманитарным, описательно-разговорным  характером современного зарубежного  теоретического менеджмента и реальным техническим обеспечением деятельности современного менеджере. Особенно сильно это проявляется в крупных  фирмах, органах государственного управления. Чтобы избежать критического рассогласования  между гуманитарными методами и  высокоавтоматизированными средствами управления, повысить эффективность  использования средств управления, современная теория менеджмента  объективно должна стремиться к интеграции с теорией автоматизированных систем управления (АСУ). Такая интеграция реально может быть обеспечена пересечением двух теорий, состоящем в использовании  в каждой из теорий (АСУ, менеджмент, исследований) некоторого множества  методов, присущих как одной, так  и другой теории.

 

 

 

 

 

1. СИСТЕМЫ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

По своему построению вся вселенная состоит и множества систем, каждая из которых содержится в более масштабной системе. Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система». Определения «система» изложены в работах Л. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, К. Уотта и других. Например, по Л. фон Берталанфи, систем – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, по А. Холлу система представляет собой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами. У. Гослинг под системой понимает собрание простых частей. В соответствии с понятием Р. Акоффа система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей. Наиболее близким понятием, относящимся к информационным системам, следует отнести определение К. Уотта, который считает, что система – это взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями.

Из приведенных определений  можно выявить общие моменты, которые присущи понятию «система»  и при дальнейших исследований рассматривать  ее как целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними. Обязательное существование целей определяет общие для всех элементов целенаправленные правила взаимосвязей, обуславливающие целенаправленность системы в целом.

С точки зрения математики определение системы можно условно  сопоставить с определением множества. Так, по Г. Кантору, множество является объединением в одно целое объектов, хорошо различимых нашей интуиций или  мыслью. Н. Бурбаки считает, что множество  образуется из элементов, которые обладают некоторыми свойствами и находятся  в некоторых отношениях между  собой или с элементами других множеств. Исходя из этого, можно сделать  вывод, что для математического  описания системы можно использовать аппарат теории множеств. Тогда систему  S можно представить следующим образом:

S=δ{X, Y},

где δ – функция перехода,

X = {xi : I = 1,2,…,…n} – множество элементов, входящих в систему;

Y ={yj : j = 1,2…,…m} – множество элементов, выходящих из системы.

Множества X и Y являются конечными, так как определяют некоторую систему, выделенную из реальной жизни и дискретную по своей сущности. Поэтому S=δ{X,Y} можно рассматривать как граф, что позволяет возможность использования для описания таких систем теории графов. Любая система может быть представлена в виде графа, вершинами которого являются системы, а ребрами – отношения между ними.

Схемное построение системы, с ее внешней и внутренней средой, приведено на рис. 1.1.

Рис. 1.1


 


Y = {xi : i = 1,2…,…n}    





 


 


Y = {yj : j = 1,2…,…m}    


 

 

При исследовании систем одним  из важных условий является определение  следующих понятий:

- информация;

- информационные ресурсы;

- элементы;

- подсистемы;

- связи;

- информационные ресурсы  внешней среды;

- информационные ресурсы  внутренней среды;

- структура;

- функция;

- целевая функция.

Информация. Информация – это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди и технические устройства, технические устройства между собой; обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Понятие «информация» состоит из двух аспектов: содержательного и материального. Содержательный, или смысловой, аспект информации состоит в наличии определенных знаний, сведений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Материальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Как введение понятия «энергия» позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения, так и введения понятия «информация» позволяет подойти с единой точки зрения к изучению процессов взаимодействия явлений в природе. Информация никогда не создается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.

Информационные  ресурсы. Информационные ресурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т. п. В форме понятий, суждений и сложных моделях действительности.

Элементы. Элемент – неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.

Подсистемы. Подсистема – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы. Каждую подсистему в свою очередь можно разделить на еще более мелкие подсистемы. Системы отличаются от подсистем только лишь правилом и признаками объединения элементов. Для системы правило является более общим, а для подсистемы – более индивидуальным. Исходя из этого можно сделать вывод, что система представляет собой нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную систему. В то же время любая система является некоторой более большой системы.

Подсистемы, выделенные на одной  горизонтальной линии, являются подсистемами одного уровня. Деление системы на подсистемы разного уровня называют иерархией (от греч. hieros – священный и arche – власть), что означает порядок подчинения более низких звеньев системы более высоким. При иерархическом построении системы в целях наиболее эффективного достижения цели должно всегда соблюдаться основное правило, заключающееся в том, что подсистема более низкого уровня должна подчиняться подсистеме более высокого уровня.

Любая подсистема является, с одной стороны, самостоятельной  системой, а с другой – подсистемой  системы более высокого уровня, что  приводит к двум подходам исследования систем. Это макроуровень и микроуровень.

Исследование систем как  целого на так называемом макроуровне связано с тем, что основное внимание уделяется изучению взаимодействия системы с внешней средой. В этом случае элементы системы рассматриваются с точки зрения организации их в единое целое и влияния на функционирование системы в целом. При исследовании системы на микроуровне основными являются характеристики внутренней среды, определяемые взаимодействием элементов этой среды между собой и выполняющие определенные действия.

Информация о работе Системы и их закономерности