Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 07:30, реферат
В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом.
ВВЕДЕНИЕ
Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.
Научно-техническая революция
привела к росту темпов морального
старения товаров и средств их
производства. По некоторым оценкам,
темпы научно-технического прогресса
возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные
изменения во времени внешних
условий, внутренней среды организаций
естественным приводят к появлению
проблем в работе систем управления
производственных предприятий, компаний,
фирм и других типов социально-экономических
и организационно-
Проблемой принято называть критическое рассогласование в желаемых или наблюдаемых результатах и(или) характере, условиях деятельности.
В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.
В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
Для того чтобы минимизировать
риски и ущербы, а также своевременно
повышать эффективность деятельности
предприниматель и менеджер должны
постоянно исследовать и
Говоря о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически каждый индивидуум в целях выживания и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально проводить исследования систем управления, в той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.
Растут число методов
исследований и объем знаний, накопленных
в процессе исследований в процессе
исследований при разработке целей,
маркетинге, менеджменте, прогнозировании,
планировании, контроле и диагностике
систем управления, теории и практике
экспериментальных
Усложнение деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и реально ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться не совместимыми, вступить в конфликт.
Кроме этого растет степень
автоматизации, а, следовательно, и
формализации управленческого труда.
Особенно ярко эти тенденции проявляются
в крупных компаний, холдингах, финансово-промышленных
группах, в деятельности государственных
и территориальных органов
Фактически современный менеджер работает в рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами.
В развитых странах исследования в науке, социальной сфере, бизнесе, технике являются сферой профессиональной деятельности для значительного числа людей (научные сотрудники, консультанты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы, и др.).
Представляется возможным утверждать что число (или доля по отношению к общему числу юридических лиц) независимых исследовательских организаций может являться индикатором развития и цивилизованности рыночной экономики.
Увеличение доли таких организаций в экономике и обществе свидетельствует:
во-первых, о наличии реальной
конкуренции, порождающей объективную
необходимость независимых
во-вторых, информационной прозрачности общественной жизни и бизнеса, достоверности информационной основы управления;
в-третьих, о реальной эффективности правового государства, обеспечивающего как необходимые правовые информационные условия, правила доступа и строго законного целевого использования этой информации, так и физическую защиту профессиональных исследователей – носителей конфиденциальной информации о своих клиентах.
Возрастающая важность исследования систем управления как учебной дисциплины определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:
1. продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга и контроля в их деятельности;
2. усложнением технико-
Необходимость в дальнейшей интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в деятельности различных организаций, социально-экономической системы в целом продиктована стремлением к своевременной адаптации (приспособлению) и обеспечению их живучести в быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях. Такая интеграция требует от общественных деятелей, предпринимателей, менеджеров расширения и системного использования в их деятельности познаний не только по конкретным методам управления. Субъектам управления становится все более необходимым:
1. прогнозировать и планировать
развитие не только
2. для оценки эффективности,
затрат, снижения рисков проектировать,
3. исследовать затраты и находить пути их уменьшения;
4. исследовать и
5. устранять недостатки
и совершенствовать системы
Поэтому наблюдается все
большая интеграция функций управления,
появляются управленческие специализации,
отражающие эти интеграционные процессы.
Например, появилась и развивается
функция финансового
Организации среднего и малого бизнеса в первую очередь и все глубже осознают и уже испытывают и уже испытывают необходимость в специалистах более широкого профиля, чем, например, в узкоспециализированных работниках.
Техника усложнения технико-организационной
среды (системной совокупности методов
и технических средств
1. СИСТЕМЫ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
По своему построению вся вселенная состоит и множества систем, каждая из которых содержится в более масштабной системе. Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система». Определения «система» изложены в работах Л. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, К. Уотта и других. Например, по Л. фон Берталанфи, систем – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, по А. Холлу система представляет собой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами. У. Гослинг под системой понимает собрание простых частей. В соответствии с понятием Р. Акоффа система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей. Наиболее близким понятием, относящимся к информационным системам, следует отнести определение К. Уотта, который считает, что система – это взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями.
Из приведенных определений
можно выявить общие моменты,
которые присущи понятию «
С точки зрения математики
определение системы можно
S=δ{X, Y},
где δ – функция перехода,
X = {xi : I = 1,2,…,…n} – множество элементов, входящих в систему;
Y ={yj : j = 1,2…,…m} – множество элементов, выходящих из системы.
Множества X и Y являются конечными, так как определяют некоторую систему, выделенную из реальной жизни и дискретную по своей сущности. Поэтому S=δ{X,Y} можно рассматривать как граф, что позволяет возможность использования для описания таких систем теории графов. Любая система может быть представлена в виде графа, вершинами которого являются системы, а ребрами – отношения между ними.
Схемное построение системы, с ее внешней и внутренней средой, приведено на рис. 1.1.
Рис. 1.1
Y = {xi : i = 1,2…,…n}
Y = {yj : j = 1,2…,…m}
При исследовании систем одним из важных условий является определение следующих понятий:
- информация;
- информационные ресурсы;
- элементы;
- подсистемы;
- связи;
- информационные ресурсы внешней среды;
- информационные ресурсы внутренней среды;
- структура;
- функция;
- целевая функция.
Информация. Информация – это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди и технические устройства, технические устройства между собой; обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Понятие «информация» состоит из двух аспектов: содержательного и материального. Содержательный, или смысловой, аспект информации состоит в наличии определенных знаний, сведений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Материальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Как введение понятия «энергия» позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения, так и введения понятия «информация» позволяет подойти с единой точки зрения к изучению процессов взаимодействия явлений в природе. Информация никогда не создается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.
Информационные ресурсы. Информационные ресурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т. п. В форме понятий, суждений и сложных моделях действительности.
Элементы. Элемент – неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.
Подсистемы. Подсистема – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы. Каждую подсистему в свою очередь можно разделить на еще более мелкие подсистемы. Системы отличаются от подсистем только лишь правилом и признаками объединения элементов. Для системы правило является более общим, а для подсистемы – более индивидуальным. Исходя из этого можно сделать вывод, что система представляет собой нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную систему. В то же время любая система является некоторой более большой системы.
Подсистемы, выделенные на одной горизонтальной линии, являются подсистемами одного уровня. Деление системы на подсистемы разного уровня называют иерархией (от греч. hieros – священный и arche – власть), что означает порядок подчинения более низких звеньев системы более высоким. При иерархическом построении системы в целях наиболее эффективного достижения цели должно всегда соблюдаться основное правило, заключающееся в том, что подсистема более низкого уровня должна подчиняться подсистеме более высокого уровня.
Любая подсистема является, с одной стороны, самостоятельной системой, а с другой – подсистемой системы более высокого уровня, что приводит к двум подходам исследования систем. Это макроуровень и микроуровень.
Исследование систем как целого на так называемом макроуровне связано с тем, что основное внимание уделяется изучению взаимодействия системы с внешней средой. В этом случае элементы системы рассматриваются с точки зрения организации их в единое целое и влияния на функционирование системы в целом. При исследовании системы на микроуровне основными являются характеристики внутренней среды, определяемые взаимодействием элементов этой среды между собой и выполняющие определенные действия.