Закономерности развития политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия.

Файлы: 1 файл

Закономерности развития политической системы общества.doc

— 91.50 Кб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало  видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее  время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. Существование данных парадоксов побудило нас к выбору темы об особенностях политического процесса в России на современном этапе.

1. Политическая система общества: характеристика и тенденции развития.

Актуальность  темы:

Политический  процесс в России отличается своей  непредсказуемостью. Все решения  по общественно0политическим вопросам самодержавец принимает лично.

В эпоху  СССР вся власть в государстве  концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.

В настоящее  время, когда Россия провозгласила  себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс  выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Именно  на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития.

Развитие  демократии в современной России и обеспечение политической стабильности, основанной на балансе политических сил, которые отражают интересы разных социальных групп общества, невозможно без нормального функционирования института оппозиции. Социальное и политическое значение этого института связано с его объективной ролью в обществе. Современное российское общество все больше дифференцируется по структуре и статусу социальных групп, их материальному положению, участию в распределении ресурсов, включенности в структуры власти, отношению к режиму и правящей элите, политическим ориентациям. Социальная неоднородность и разноликость общества отражается соответствующим образом и в социальном характере оппозиции, ее структуре, возможностях влияния на политические процессы, электоральное поведение населения и деятельность власти. Играя в политической системе общества роль выразителя мнения разных слоев и групп населения, с которыми в условиях демократии обязана считаться власть, оппозиция, посредством критики, организации общественно-политических акций и других действий, выполняет функцию катализатора политических изменений, инициатора принятия решений и утверждения в обществе норм, способствующих смягчению социальной напряженности, развитию гражданского согласия и социального партнерства.  
В настоящее время наметилась определенная трансформация политической системы общества в сторону, так называемой, «управляемой демократии». Происходит явное видоизменение демократических институтов, в том числе и политической оппозиции, которое нуждается в своем теоретическом осмыслении и политологическом изучении.  
Актуальность темы исследования обусловлена серьезными подвижками, происходящими в системе отношений «власть — оппозиция», после парламентских выборов 2003 года и президентских выборов 2004 года.
 

     ХХ1 век, в который  вступила наша страна, становление  институтов гражданского общества в  современной России требует от всех специалистов, всех членов нашего общества  обладания высоким уровнем политической культуры, способности понимать внутреннюю и внешнюю  политику государства, умения  анализировать динамику развития политических явлений и процессов, происходящих в современном мире, с тем, чтобы на этой основе принимать активное и практическое участие в политической жизни. Изучение политической науки необходимо студентам, как будущим специалистам,  ибо предохраняет наше общество от диктатуры, от антигуманных, антидемократических  и экономически неэффективных  форм государственных и общественных организаций.

     Именно  поэтому к настоящему времени в систему изучаемых в России гуманитарных и общественных наук прочно вошла политология. Это, в свою очередь, вызвало создание огромного количества учебников и учебных пособий по данному предмету во всех университетах. Кафедра философии, социологии и политологии МИРЭА также регулярно готовит немалое количество различных учебных пособий в помощь студентам, изучающим данный курс.

     Данные  методические указания содержат многообразный  материал, способствующий более детальному усвоению курса политологии: планы семинарских занятий, тематику докладов и рефератов, вопросы для контроля и самоконтроля, тесты, структурно-методические схемы и таблицы для практических занятий, списки литературы к каждой теме. 

Закономерности  развития политической системы общества Характеристика развития политической системы (включающая аспекты возникновения, функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный этап категориального уровня познания данного процесса. Здесь обеспечивается фиксация количественных и качественных изменений, переход от низших к высшим формам движения, проверяется соответствие теоретических позиций исторической практике. Следующий этап предполагает более углубленное изучение этого процесса, а именно: вычленение и классификацию закономерностей развития политической системы общества. Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции. Политическая система, как и любое сложное явление, состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества-между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие
 

Существенной  особенностью современных процессов  глобализации является эспоненциальный  рост масштабов применения новых  информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации уже активно используется в политической жизни общества.

     Достижения  в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, во многом изменили характер политической коммуникации. Без информационного сопровождения функционирование современных демократических институтов может быть существенно затруднено, а обеспечение равного доступа к сетям при определенных условиях может способствовать закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения. При этом необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни общества, создают потенциальную возможность манипулятивного воздействия на личность, в том числе и со стороны субъектов политического процесса.

     Важными факторами, влияющими на политический процесс, является постепенная демассификация масс-медиа и снижение издержек информационного обмена, что позволяет гражданам и их объединениям более активно участвовать в подготовке и принятии политических решений. 
Таким образом, обращение к теме "Политика и Интернет" объясняется настоятельной необходимостью начала проведения междисциплинарных исследований особенностей политической коммуникации в условиях развития технологий информационного общества в России. 
Настоящая работа является междисциплинарным теоретическим исследованием с привлечением данных теории политических систем, политической коммуникавистики, теорий в русле концепции постиндустриализма, концепций построения информационного общества, реализуемых на государственном уровне.
 
 

2. Экономические и моральные истоки социальных процессов.

 

     Отношения морали и политики имеют историческое и антропологическое измерение, которые в свою очередь связаны  друг с другом. Трудно утверждать, что  политическая нравственность совершенно явно эволюционировала в истории  к какому-либо бесспорно положительному состоянию. Однако их взаимоотношения развивались и развиваются не сами по себе, они направляются, регулируются другими организационно-контрольными системами общества, о которых уже шла речь, – экономической, правовой, культурной, религиозной, идеологической, в которых также действуют представления о долге, границах свободы, нормах поведения и т.д., а также такие нравственные качества, как обязательность, верность слову, преданность делу, исполнительность, добросовестность, – вообще составляют необходимое условие функционирования этих систем (например, экономической деятельности). Их историческое развитие тем самым должно обусловливать и развитие морали и зависимость от нее функций политики. Этот процесс может быть обобщен в представлении об эволюции культуры и цивилизации, которые и образуют тот канал, стены которого, образно говоря, постепенно становятся все более прочными, суживаются и вынуждают мораль и политику все более сближаться.

     Этот  процесс неоднократно привлекал  внимание политических мыслителей как переход от естественного (ничем не скованного природного) состояния общества и человека, в котором его первозданные инстинкты и страсти не сдерживаются никакими общественными нормами или моральными соображениями, – к культуре, цивилизации и политике, т.е. к гражданскому и политическому обществу, в котором власть и государство способны обуздать распущенные или нецивилизованные нравы. Переход от дикости к цивильности, о котором писал, которого желал Гоббс, и каждая последующая критика общества, каждый переход к более развитой цивилизации как и весь цивилизационный процесс означали для моральной и политической мысли процесс нравственного совершенствования человека, общества и его политической жизни. Ее демократизация имеет бесспорное моральное измерение, возникающее вместе с реализацией, хотя бы неполной и относительной, фундаментальных социальных и этических ценностей – справедливости, свободы, права. Если демократический процесс действительно составляет одну из основ современной цивилизации и сама она имеет реальные перспективы стать господствующей в мире наших дней, то имеет перспективы и процесс морального опосредования политики. Более того, он окажется одним из глобальных процессов, определяющих будущее человечества.

     Однако  обоснование этого процесса одними глобальными, цивилизационными или даже культурными, т.е. внешними по отношению к человеку, аргументами – лишь одно из его объяснений. Оно к тому же наводит на мысль о репрессивном, принуждающем характере культуры, цивилизации и самой истории. Эта их функция, действительно, налицо, она важна и хорошо известна. Но одной ее было бы недостаточно для нравственной реорганизации общества, политики и самого человека, если бы у него не было интимного человеческого измерения. Еще Гоббс обратил внимание на чувственную жизнь политики, ее психологические основы, направляющие поведение, чувства желания, стремления, страха и показал логику их собственного регулирования: ограничения беспредельной свободы одного человека, которая несовместима с такой же свободой других людей, их неизбежного столкновения, которое превращает ее в свободу вредить другому (отсюда и знаменитая формула Гоббса – “война всех против всех”). Позднее Кант развил идею Гоббса в концепцию добровольного самоограничения свободы, позволяющее не переходить границ свободы другого, разделяющих Мое и Твое во взаимоотношениях людей,т.е., добавим мы, и в политике, и в политических отношениях в самом широком смысле. Таким образом, логика нравственности оказывается механизмом или логикой цивилизационного процесса. На глобальный нравственный смысл этого процесса (сам по себе отнюдь не бесспорный – отметим это еще один раз) и его позитивное направление (если оно реально) объясняет далеко не полно отношение политики и морали. Движение от общих, исторических, коллективных или макроуровней этих отношений к конкретно политической моральности – это лишь один путь взаимодействия моральных и политических начал. Оно имеет и микропроцессуальное измерение. Оно и определяет ближайшим образом конкретное политическое сознание и поведение, моральное качество политического человека – от рядового участника массовых политических событий до политических лидеров, открытие конца XIX – начала XX вв. сложной психологической структуры личности позволило глубже проникнуть к индивидуальным истокам политической нравственности, чем это могла до того осуществить моральная философия или, скажем, литературный, культурно-исторический анализ внутреннего мира человека.

     Интеллектуальные истоки социологии  
Социология - совокупность познавательных практик, складывающихся в европейской интеллектуальной традиции с 1840-х и изначально артикулированных как самостоятельная (отдельная) научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социальной реальности (социума), "природы" и "механизмов действия" социальности в различных ее реализациях. Такая формулировка цели и постановка задач позволяет охватить сложившиеся внутри социологии тенденции как к максимальному расширению своей предметной области до совокупного теоретико-методологического (частью и фактологического) знания о жизнедеятельности общества в целом, об обществе как таковом, так и к редукции своего предмета, к той или иной категоризируемой реализации социальности (при соответствующей трактовке социума - социальной реальности) в рамках конкретных парадигмально-исследовательских стратегий при осуществляемой, как правило, универсализации собственного видения социологии до предельно промысливаемых ее границ.  
 
Соответственно данное понимание социологии дает возможность одновременно рефлексировать две ее контрустановки:  
1) на открытость по отношению к философским дискурсам, на философско-социологический синтез, на понимание социологии как "иного" философии, с одной стороны;  
2) на оборачивание себя в сторону конкретно-научных моделей, на построение себя как строго научной дисциплины с четко обозначенным предметом и методами исследования, вплоть до конституирования себя только как инструментальной инженерно-технологической знаниевой стратегии, что и способствует порождению восприятия социологии в обыденном сознании как техники опроса общественного мнения.
 

     По  мере развития исторической науки перед  ней с неизбежностью встают два  тесно связанные вопроса. Первый из них — почему данное общество является именно таким, а не иным, чем  определяется его качество, его специфика. Это вопрос об основе, фундаменте общества. На него возможны различные ответы.

     Можно выделить два основных подхода к  решению этой проблемы. Первый состоит  в том, что из множества явлений  выделяется одно, которое и объявляется основополагающим, основообразующим фактором. Это — однофакторный (монофакторный) подход. В литературе его нередко называют монистическим. Согласно другому характер общества определяется взаимодействием множества в принципе одинаково важных факторов. Это многофакторный (полифакторный) подход. В литературе его принято называть плюралистическим.

Информация о работе Закономерности развития политической системы общества