Нередко задачу исследования
классификации рассматривали как
задачу системного представления объекта
исследования, при этом результаты
такого исследования называли системой
классификации. Однако классификация
не всегда дает и должна давать системные
представления объекта. Классифицируемые
товары не обязательно должны взаимодействовать,
для них не обязательно сосуществование
в пространстве и во времени. Это
просто некоторое множество товаров,
разбитое на подмножества. В управлении
товарами должен получить место и
системный подход. Перед современным
управлением стоят проблемы, которые нельзя
решить существующими в товароведении
представлениями, средствами и методами.
Поэтому поиск новых путей решения проблемы
управления товарами является актуальной
научной задачей. Системный подход может
стать одним из таких средств. Товары как
объекты исследования и управления не
могут рассматриваться только сами по
себе, ибо их существование в значительной
степени детерминировано условиями и
факторами производства, обмена и потребления.
Соответственно знание о товарах, взятое
во взаимосвязи с этими условиями и факторами,
оказывается шире, полнее. Новое качество
системы, возникающее как продукт интеграции,
соединения в единое целое многих товаров
и условий, факторов производства, обмена
и потребления, дает нечто большее, чем
сумму частей. Оно отражает некие общие
свойства данного множества. И если познание
не различает таких системных качественных
образований, то оно невольно сбивается
на иной путь, пытается в конкретных явлениях
найти то, что лежит вне их и составляет
самостоятельную реальность. Поэтому
определение понятия «товарная система»,
выделение реальных конкретных товарных
систем являются важными предпосылками
их исследования [4, с.94]. В 1998 г. ОАО «Москвич»
предложил рынку новую модель автомобиля
«Калита» представительского класса,
имеющего эффективную аэродинамическую
форму и передний привод. Дизайн и эффективное
производство автомобиля были связаны
с использованием новейших достижений
инженерной мысли, затрагивали также немало
экономических вопросов. Акционеры общества
рассчитывали на определенный успех и
увеличение прибыли в будущем. Для этого
руководство общества должно было понять,
насколько благоприятно новый дизайн
модели будет воспринят покупателями,
и кто ими будут? Будут ли они удовлетворены
внешним видом и техническими характеристиками
машины? Каковы будут структура потребностей
и начальный спрос, как он будет изменяться
во времени и пространстве и как на него
повлияют потребительские характеристики,
включая цену автомобиля? Изучение запросов
потребителей, прогнозирование спроса
на новый автомобиль, изменение потребностей
в связи с изменением потребительной стоимости,
качества и цены на машину должны были
составлять существенную часть плана
или программы «Калита». При изучении
рынка автомобилей важнейшими критериями
будут его дизайн и технические характеристики.
Однако изменения в дизайне и технических
характеристиках новой машины стоят денег.
Как учитывать каждую из этих характеристик?
Ответ на этот вопрос зависит не только
от издержек производства, но и от потребительских
предпочтений относительно тех или иных
характеристик автомобиля. Один и способов
такого изучения - опрос потребителей,
в ходе которого предполагается выбор
нескольких моделей разных уровней дизайна
и технических характеристик. Результаты
такого опроса помогут убедиться в том,
какое из свойств машины предпочтительнее
и до каких пределов опрошенные автолюбители
готовы пожертвовать одним качеством
в пользу другого. Зная уровень затрат
на обеспечение каждого из параметров,
руководитель может выбрать модель, которую
необходимо выпустить на рынок. Общество
должно было определить стоимость модели:
установить издержки производства и их
изменение от объема ежегодного выпуска
автомобиля. Следовало бы проанализировать
размер и скорость снижения издержек производства
по мере накопления производственного
опыта. Эти данные требовались для того,
чтобы ответить на вопрос, как получить
максимальную прибыль и какой при этом
запланировать объем ежегодного выпуска
автомобилей. Общество должно было также
разработать стратегию ценообразования
с учетом качества и ассортимента моделей,
а также установить реакцию на эту стратегию
конкурентов. Программа по модели «Калита»
требовала больших капиталовложений в
новое оборудование, и общество должно
было оценить связанный с этим риск и возможные
последствия. Часть риска была связана
с неопределенностью рынка и будущих цен
на модель и бензин, а часть с неопределенностью
размеров заработной платы рабочим. Как
учесть эту неопределенность при принятии
решений о капиталовложениях? Общество
должно было также решить определенные
организационные проблемы, поскольку
оно представляет собой интегрированную
форму организации, в которой одни предприятия
и подразделения производят отдельные
детали и узлы, а другие проводят сборку
автомобилей. Следует ли делать все детали
и части на своем предприятии, или некоторые
из них лучше покупать на стороне, если
это позволит увеличить прибыльность?
В числе мер, которые должны быть предложены
для улучшения работы, прежде всего повышение
конкурентоспособности товарной продукции
общества. Во многом конкурентоспособность
автомобилей, выпускаемых предприятием,
определяется стоимостью и качеством
сырья, материалов, комплектующих, которые
общество в больших количествах закупает
у отечественных и зарубежных производителей,
хотя имеющиеся технологии и оборудование
позволяют организовать собственное производство
некоторых видов материалов, деталей,
комплектующих. При этом выручка от продажи
своей продукции не позволяет в должной
мере расширять и обновлять производство,
так как слишком велики затраты на покупку
сырья, материалов, зарплату и накладные
расходы. Для увеличения прибыли общество
должно было принять решение о более эффективном
использовании своих основных фондов,
организовав гибкое производство некоторых
материалов, деталей, комплектующих, необходимых
для производства основной продукции,
сократив, таким образом, запасы, расходы
на сыре, материалы, рабочую силу, электроэнергию,
складские помещения.
Общество «Москвич» должно
было решить часть своих проблем,
сделать правильный выбор «производить
или закупать», пересмотреть свои расходы
на материалы, электроэнергию, рабочую
силу, хранение, накладные расходы
и сравнить стоимость и качество
закупаемых материалов, сырья и их
производства со стоимостью и качеством
готовой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нужен ли научный анализ
любой проблемы? Рассмотрев вышеописанное,
можно сказать, что системный
анализ явно полезен. Но нужно ли использовать
его при решении любой проблемы?
Системный анализ в принципе может
быть полезен для решения стратегических
проблем, встречающихся в управлении
на этапе планирования, и тактических
проблем, относящихся к этапу
реализации плана, а также для
проблем, с которыми встречаемся
в повседневной жизни, однако применять
его всюду и везде - неразумно.
Некоторые проблемы относительно просты
по своей природе и не нуждается
в глубоком анализе. В решении
проблем стратегического плана,
будь то в военной или гражданской
сфере, условия таковы, что результат
решения критически зависит от степени
понимания ситуации. Другими словами,
на конечный результат действия гораздо
больше влияет характер выбранной альтернативы,
чем быстрота действия. Для этой
категории решений характерно наличие
неопределенностей, безграничное количество
возможных альтернатив и то, что
использование ресурсов будет происходить
в будущем, часто весьма отдаленном.
Существуют и такие типы решений,
которые занимают промежуточное
место между критичными по времени
и критичными по познанности ситуации
и не требуют глубокого анализа. Рутинные
решения, принимаемые повседневно в границах
общей установленной политики, служат
примером решений, не требующих ни большой
спешки, ни затрат на серьезный анализ.
Для понимания существа системного анализа,
его роли и места в стратегических решениях,
прежде всего, необходимо иметь четкое
представление о принципиальном содержании
проблемы, о важнейших ее элементах и принципах
ее решения. Системный анализ представляет
собой методологию анализа и решения проблем,
использующую систематическое исследование
и сравнение альтернатив, проводимых на
основе соотношении оценок стоимости
ресурсов, затрачиваемых на их реализацию,
и получаемой в результате выгоды. Как
часть этого исследования обязателен
глубоких анализ тех неопределенностей,
которые присущи решениям, реализуемым
в будущем. Несмотря на то, что в системном
анализе для решения проблем часто используют
как логические, так и математические
методы, не следует предполагать, что между
системным анализом и сложным математическим
аппаратом существует обязательная связь.
Сложнейшие проблемы очень часто анализируют
и решают, не обращаясь к чему-либо более
сложному, чем математика. Роль суждений
человека в системном анализе часто понимается
совершенно превратно. Системный анализ
служит только дополнением к суждению,
основывающемуся на опыте и интуиции принимающего
решения. Основу системы методов, используемых
в управлении, составляет общенаучная
методология, предусматривающая системный,
комплексный подход к решению проблем,
а также применение таких методов, как
моделирование, экспериментирование,
социологические измерения. Системный
подход применяется как способ упорядочения
управленческих проблем, благодаря которому
осуществляется их структурирование,
определяются цели решения, выбираются
варианты, устанавливаются взаимосвязи
и зависимости элементов проблем, а также
факторы и условия, оказывающие воздействие
на их решение. Системный подход к анализу
проблемной ситуации позволяет выявить
факторы и причины, приведшие к появлению
проблемы в целом и ее составных частей.
Он особенно важен при возникновении новых
проблемных ситуаций, с которыми организация
прежде не сталкивалась. Несомненно, что
уже на этом этапе возникает потребность
в сборе информации, изучении всех фактов,
которые помогают разобраться в сложившейся
ситуации. В дело может пойти изучение
отчетов, беседы с сотрудниками, консультирование
с руководителями и специалистами других
подразделений. Всю собранную информацию
необходимо оценить с точки зрения ее
надежности и источников поступления,
чтобы исключить влияние недостоверных
сведений. Наряду с данными, отражающими
состояние организации, необходимо проанализировать
динамику и тенденции в изменении внешних
факторов, которые особенно важны с точки
зрения решаемой проблемы [17, с.140].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова Н.И., Кульба В.В.,
Косяченко С.А., Чархиева Ф.Ю. Исследование
систем управления [текст]: научное издание.
- М.: ПРИОР, 2002. - 384 с.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые
исследования: теория, методология и практика
[текст]. - М.: Финпресс, 2003. - 406 с.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И.
Исследование систем управления: социологические,
экономические, прогнозные, плановые,
экспериментальные исследования [текст].
- Железнодорожный, Моск.обл.: ООО НПЦ «Крылья»,
2004. - 416 с.
4. Егоров И.В. Управление товарными
системами [текст] : учебн. пособие. - М.:
Маркетинг, 2007. - 644 с.
5. Игнатьева А.В., Максимцов
М.М. Исследование систем управления [текст]
: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 157
с.
6. Исследование систем управления
и системный анализ. Ч.1, 2 / Н.В.Минеева,
М.Е.Мотышик. - СПб.: изд-во СПб. ун-та экономики
и финансов, 2005. - 364 с.
7 Кафидов В.П. Исследование
систем управления [текст]. - М.: Академический
проект, 2003. - 160 с.
8. Клиланд Д., Кинг В. Системный
анализ и целевое управление [текст] / Пер.
с англ. - М.: Сов. радио, 1974. - 280 с.
9. Лафта Дж. К. Теория организации
[текст]: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд-во
Проспект, 2006. - 416 с.
10. Малинин А.С., Мухин В.И. Исследование
систем управления [текст]. - М.: ГУВШЭ, 2002.
- 380 с.
11. Мишин В.М. Исследование систем
управления [текст]: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007. - 431 с.
12. Мухин В.И. Исследование систем
управления [текст]. - М.: изд-во Национального
института бизнеса, 2005. - 400 с.
13. Могилевский В.Д. Методология
систем? Вербальный подход [текст]. - М.:
ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. - 251 с.
14. Мыльник В.В., Титаренко Б.П.,
Волочиенко В.А. Исследование систем управления
[текст]. - М.: Академический проект; Екатеринбург,
«Деловая книга», 2004. - 312 с.
15. Мельников А.В., Малинин А.С.,
Мухин В.И. Исследование систем управления
[текст]. - М.: ГУВШЕ, 2005. - 400 с.
16. Рогожин С.В., Рогожина Т.В.
Исследование систем управления [текст]
: учебник / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. -
М.: Экзамен, 2008. - 288 с.
17. Румянцева З.П. Общее управление
организацией. Теория и практика [текст]
: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
18. Теоретические основы системного
анализа [текст] / Под ред. В.И. Новосельцева.
- М.: Майор, 2006. - 592 с.
19. Теория систем и системный
анализ в управлении организациями [текст]:
учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой, А.А.
Емельянова. - М.: Финансы и статистика,
2006. - 848 с.
20. Управление проектами: зарубежный
опыт [текст] / Под ред. В.Д. Шапиро. - СПб.:
«Два-Три», 2003. - 443 с.