Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа
Целью моей работы является изучение и анализ системы управления персоналом и разработка рекомендаций ее совершенствования на конкретном предприятии.
Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты, касающиеся системы управления персоналом;
2) проанализировать действующую систему управления персоналом в ООО «Стройдвор»;
3) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в исследуемом предприятии.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система управления персоналом: сущность, формирование,
методы управления…………………………………………….5
Сущность системы управления персоналом…………………………5
Формирование системы управления персоналом……………………9
Методы управления персоналом…………………………………….11
Глава 2. Система управления персоналом в ООО «Стройдвор»………18
2.1 Характеристика ООО «Стройдвор»…………………………………18
2.2 Организация системы управления ООО «Стройдвор»……………..19
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию
управления персоналом в ООО «Стройдвор»…………………24
Заключение………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………..28
На
следующем этапе в зависимости
от организационно-структурного построения
службы управления персоналом прорабатываются
вопросы информационного
В управлении персоналом как процессе выделяется несколько частных процессов:
планирование - определение целей управления, средств их достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления;
организация - работа по комплектованию кадров: профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;
регулирование - межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;
контроль - контроль численности, рациональности использования, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов и т.д.;
учет - получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.
Управление можно рассматривать и как процесс принятия решений. В этом случае управление представляет собой совокупность последовательно выполняемых работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления.
В целях изучения кадрового состава или кадровой ситуации разрабатывается система категорий и понятий (потенциал, кадровая политика и т.п.) и на этой основе организуется сбор информации, характеризующей количественную и качественную сторону состояния, динамику развития кадровой ситуации в разрезе принятых категорий.
Метод управления — это способ воздействия субъекта управления на его объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках. Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
В настоящее время раскрываются и применяются на практике три группы методов управления:
Эти
группы методов управления чаще всего
рассматриваются как
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Различают пять основных способов административного воздействия.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся:
Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.
Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы понизили роль административных методов на предприятиях.
Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним можно отнести : рост безработицы и частичную занятость на предприятиях, значительную инфляцию в течение последних лет и несвоевременную выплату заработной платы, развитие бартерных сделок и низкую дисциплину поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.
Негативное
отношение части директорского
корпуса к работе в новых условиях
хозяйствования, отсутствие четкой стратегии
развития предприятия, современного маркетинга
и высокой корпоративной
Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.
В советский период предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчет, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия [4, 114]. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.
Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).
В
табл. 1.1. показаны варианты позитивного
и негативного воздействия
Социально-
Таблица 1.1. Позитивное и негативное воздействие экономических методов управления
1 | 2 |
Позитивное воздействие | Негативное воздействие |
1. Плановое ведение хозяйства | 1. Бесплановое ведение хозяйства |
1.1. Предприятие
является свободным |
1.1. Предприятие
не является свободным |
1.2. разрабатывается
план экономического развития
на основе поставленных |
1.2. План экономического
развития не разрабатывается,
увязка объемов производства
и потребных ресурсов не |
1.3. Портфель
заказов формируется |
1.3. Портфель заказов формируется стихийно, не служит базой экономического планирования, оптимизация плана по экономическим критериям не производится |
1.4. Критерии
эффективности работы |
1.4. Критерии
эффективности предприятия |
1.5. Конечные
результаты производства четко
определены (выручка, объем продаж,
производительность, качество, себестоимость
и т.п.). Они являются основой
планирования, учета и анализа,
мотивации и стимулирования |
1.5. Конечные
результаты производства четко
не определены или размыты.
Они не являются основой |
2. Развитие хозяйственного расчета | 2. Ликвидация хозяйственного расчета |
2.1. Децентрализованное планирование | 2.1. Централизованное планирование |
2.3. Долевое
участие подразделений в |
2.3. Отсутствие
участия подразделений в |
2.5. Утверждение
положения о |
2.5. Отмена положения о внутрихозяйственном хозрасчет |
3. Рост заработной платы | 3. «Замораживание» заработной платы |
3.1. Индексация заработной платы с учетом инфляции и увеличения объемов производства | 3.1. Фиксированная
заработная плата на |
3.3. Распределение
вознаграждения за конечный |
3.3. Централизованное
распределение вознаграждений |
4. Развитие
системы премирования из |
4. Ликвидация
системы премирования из |
4.1. Премирование персонала из прибыли в виде процента к должностному окладу (тарифной ставке) или по КТУ | 4.1. Эпизодическое премирование персонала из фонда оплаты труда без привязки к прибыли |
4.2. Распределение
премии из прибыли по конечным
результатам деятельности |
4.2. Централизованное
распределение премии |
4.3. Развитие выплат материальной помощи из прибыли с учетом личности работника и различных ситуаций | 4.3. Прекращение
выплат материальной помощи |
4.4. Наличие
четкого положения о |
4.4. Отсутствие (отмена) положения о премировании |
Такое разделение несколько условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. К социологическим методам относятся: социальное планирование; социологические методы исследования; личностные качества; мораль; партнерство; соревнование; общение; переговоры; конфликты.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. Развитие социального планирования на российских предприятиях постепенно возвращается в практику.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения[4, 157].
Психологические
методы играют очень важную роль в
работе с персоналом, т.к. направлены
на конкретную личность рабочего или
служащего и, как правило, строго
персонифицированы и
К
психологическим методам
С
помощью психологических
Информация о работе Система управления персоналом на предприятии