Система управления персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение и анализ системы управления персоналом и разработка рекомендаций ее совершенствования на конкретном предприятии.
Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты, касающиеся системы управления персоналом;
2) проанализировать действующую систему управления персоналом в ООО «Стройдвор»;
3) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в исследуемом предприятии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система управления персоналом: сущность, формирование,
методы управления…………………………………………….5
Сущность системы управления персоналом…………………………5
Формирование системы управления персоналом……………………9
Методы управления персоналом…………………………………….11
Глава 2. Система управления персоналом в ООО «Стройдвор»………18
2.1 Характеристика ООО «Стройдвор»…………………………………18
2.2 Организация системы управления ООО «Стройдвор»……………..19
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию
управления персоналом в ООО «Стройдвор»…………………24
Заключение………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………..28

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 62.04 Кб (Скачать)

     На  следующем этапе в зависимости  от организационно-структурного построения службы управления персоналом прорабатываются  вопросы информационного обеспечения  управленческих решений - содержание, пути движения и носители информации. Управление персоналом основывается на использовании целого комплекса  правовых документов, среди которых  наиболее важное место занимает КЗоТ. Кроме того, применяется целый  комплекс норм и нормативов (численности, обслуживания, времени и т.п.), общепринятых процедур работы с документами[14, 213].

     В управлении персоналом как процессе выделяется несколько частных процессов:

 планирование - определение целей управления, средств их достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления;

  организация - работа по комплектованию кадров: профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;

 регулирование - межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;

 контроль - контроль численности, рациональности использования, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов и т.д.;

 учет - получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.

     Управление  можно рассматривать и как  процесс принятия решений. В этом случае управление представляет собой  совокупность последовательно выполняемых  работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления.

     В целях изучения кадрового состава  или кадровой ситуации разрабатывается  система категорий и понятий (потенциал, кадровая политика и т.п.) и на этой основе организуется сбор информации, характеризующей количественную и качественную сторону состояния, динамику развития кадровой ситуации в разрезе принятых категорий.

     1.3 Методы управления персоналом

     Метод управления — это способ воздействия  субъекта управления на его объект по практическому осуществлению  стратегических и тактических целей  системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных  подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой  и управляющей подсистем.

     Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках. Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.

     В настоящее время раскрываются и  применяются на практике три группы методов управления:

  • административные (организационные или организационно-распорядительные);
  • экономические;
  • социально-психологические.

     Эти группы методов управления чаще всего  рассматриваются как дополняющие  друг друга.

     Административные  методы являются способом осуществления  управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Различают пять основных способов административного воздействия.

     Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся:

  • устав предприятия или организации;
  • коллективный договор между администрацией и трудовым    коллективом,
  • правила внутреннего трудового распорядка,
  • организационная структура управления,
  • штатное расписание предприятия,
  • положения о структурных подразделениях,
  • должностные инструкции сотрудников
  • организация рабочих мест.

     Эти документы (кроме устава) могут оформляться  в виде стандартов предприятия и  обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти  документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

     Административные  методы управления являются мощным рычагом  достижения поставленных целей в  случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности  является высокий уровень регламентации  управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия  без значительных искажений реализуются  нижестоящими звеньями управления. Это  особенно актуально в больших  многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные  предприятия.

     Демократизация  управления и развитие рыночных отношений  в стране, развал централизованной административной системы понизили роль административных методов на предприятиях.

     Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию  административных методов. К ним  можно отнести : рост безработицы и частичную занятость на предприятиях, значительную инфляцию в течение последних лет и несвоевременную выплату заработной платы, развитие бартерных сделок и низкую дисциплину поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.

     Негативное  отношение части директорского  корпуса к работе в новых условиях хозяйствования, отсутствие четкой стратегии  развития предприятия, современного маркетинга и высокой корпоративной культуры привели к появлению негативных методов административного воздействия  на коллектив и снижению общего эффекта  от применения административных методов.

     Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.

     В советский период предметом регулирования  экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчет, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия [4, 114]. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

     Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).

     В табл. 1.1. показаны варианты позитивного  и негативного воздействия экономических методов управления на предприятии.

     Социально-психологические  методы - это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые  направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир  человека). 

     Таблица 1.1. Позитивное и негативное воздействие  экономических методов управления

1 2
Позитивное  воздействие Негативное  воздействие
1. Плановое  ведение хозяйства 1. Бесплановое  ведение хозяйства
1.1. Предприятие  является свободным товаропроизводителем  и действует на рынке на  основе разработанной маркетинговой  стратегии по перспективному  плану 1.1. Предприятие  не является свободным товаропроизводителем, не имеет собственной маркетинговой  стратегии, перспективный план  отсутствует
1.2. разрабатывается  план экономического развития  на основе поставленных долгосрочных  целей, производится матричный  расчет объемов производства потребления ресурсов на основе экономических нормативов 1.2. План экономического  развития не разрабатывается,  увязка объемов производства  и потребных ресурсов не производится, экономические нормативы отсутствуют
1.3. Портфель  заказов формируется заблаговременно,  служит базой разработки плана  экономического развития, производится  оптимизация портфеля заказов  по времени и стоимости 1.3. Портфель  заказов формируется стихийно, не  служит базой экономического  планирования, оптимизация плана  по экономическим критериям не  производится
1.4. Критерии  эффективности работы предприятия  четко определены и ранжированы  по важности (самый важный - прибыль); оптимизация планов ведется исходя  из отобранных критериев эффективности 1.4. Критерии  эффективности предприятия четко  не определены. Прибыль не является  главным критерием. Оптимизация  и оценка эффективности работы  по критериям не ведутся
1.5. Конечные  результаты производства четко  определены (выручка, объем продаж, производительность, качество, себестоимость  и т.п.). Они являются основой  планирования, учета и анализа,  мотивации и стимулирования труда,  стабильны во времени и по  уровням управления, о них знают  рядовые сотрудники 1.5. Конечные  результаты производства четко  не определены или размыты.  Они не являются основой планирования, учета и анализа, мотивации  и стимулирования труда, часто  меняются во времени и по  уровням управления, не доведены  до рядовых сотрудников
2. Развитие  хозяйственного расчета 2. Ликвидация  хозяйственного расчета
2.1. Децентрализованное  планирование 2.1. Централизованное  планирование
2.3. Долевое  участие подразделений в прибыли 2.3. Отсутствие  участия подразделений в прибыли
2.5. Утверждение  положения о внутрихозяйственном  хозрасчете 2.5. Отмена положения  о внутрихозяйственном хозрасчет
3. Рост  заработной платы 3. «Замораживание»  заработной платы
3.1. Индексация  заработной платы с учетом  инфляции и увеличения объемов  производства 3.1. Фиксированная  заработная плата на минимальном  уровне в отрасли
3.3. Распределение  вознаграждения за конечный результат  по КТУ (КТВ) непосредственно  в подразделениях 3.3. Централизованное  распределение вознаграждений дирекцией  предприятия
4. Развитие  системы премирования из прибыли 4. Ликвидация  системы премирования из прибыли
4.1. Премирование  персонала из прибыли в виде процента к должностному окладу (тарифной ставке) или по КТУ 4.1. Эпизодическое  премирование персонала из фонда оплаты труда без привязки к прибыли
4.2. Распределение  премии из прибыли по конечным  результатам деятельности подразделений  и внутри самого коллектива 4.2. Централизованное  распределение премии пропорционально  должностным окладам (тарифным  ставкам) дирекцией предприятия
4.3. Развитие  выплат материальной помощи из  прибыли с учетом личности  работника и различных ситуаций 4.3. Прекращение  выплат материальной помощи или  ее оказание только в чрезвычайных  обстоятельствах
4.4. Наличие  четкого положения о премировании 4.4. Отсутствие (отмена) положения о премировании
 

     Такое разделение несколько условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в  изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное  управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как  социологических, так и психологических  методов.

     Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников  в коллективе, выявить лидеров  и обеспечить их поддержку, связать  мотивацию людей с конечными  результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. К социологическим методам относятся: социальное планирование; социологические методы исследования; личностные качества; мораль; партнерство; соревнование; общение; переговоры; конфликты.

     Социальное  планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. Развитие социального планирования на российских предприятиях постепенно возвращается в практику.

     Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения[4, 157].

     Психологические методы играют очень важную роль в  работе с персоналом, т.к. направлены на конкретную личность рабочего или  служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение  к внутреннему миру человека, его  личности, интеллекту, чувствам, образам  и поведению с тем, чтобы направить  внутренний потенциал человека на решение  конкретных задач предприятия.

     К психологическим методам управления относят: психологическое планирование; изучение типа личности, темперамента, характера человека; направленности личности, интеллектуальной способности  и другое.

     С помощью психологических методов  воздействия на персонал предприятия  изучается поведение человека, выявляется причины стрессов и применяются такие способы воздействия как внушение, убеждение, похвала, совет и др.

Информация о работе Система управления персоналом на предприятии