Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – изучить систему планирования с помощью программного обеспечения.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы конкретные задачи:
1. Изучить понятие системы бюджетирования.
2. Рассмотреть организацию бюджетирования.
3. Проанализировать программные продукты для планирования.
4. Определить финансовое состояние учреждения в программе Audit Expert.
5. Внедрить программу для финансового анализа бюджетирования.
Введение ………………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретические аспекты построения
системы бюджетирования........………............……………..................................6
1.1. Сущность, цели и функции бюджетирования..................................6
1.2. Организация процесса бюджетирования……..........……………..14
Глава 2. Расчёт системы планирования при использовании программного обеспечения......................…………………………..……………………………22
2.1. Анализ программных продуктов для планирования..………........22
2.2.Определение финансового состояния учреждения в программе Audit Expert …………………………………………………...…………………27
2.3.Внедрение программы для финансового анализа бюджетирования....................................................................................................44
Заключение…………………………………………………………………….. ..48
Список литературы……………………………………………………………... 53
Функции бюджетирования весьма разнообразны и достаточно сложны, как с точки зрения объема обработки информации, так и с точки зрения методологи. Сегодня мало у кого возникают сомнения в том, что эти функции могут быть обеспечены только при помощи современных информационных технологий. Но технология технологии - рознь, и вполне естественно, что разные «электронные» инструменты бюджетирования обеспечивают разный уровень качества информации.
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:
Таким образом, мы пришли к выводу, что «Бюджетирование» — это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
1.2. Организация процесса бюджетирования
Для внедрения в практику предприятий системы бюджетирования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бюджетов, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методическая и методологическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет аналитический блок бюджетного процесса.
Для того чтобы разрабатывать бюджеты, контролировать и анализировать их исполнение нужна соответствующая информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока бюджетного процесса.
Бюджетный
процесс не происходит в «безвоздушном
пространстве», он всегда реализуется
через соответствующую
На средних
и крупных предприятиях процесс
разработки, контроля и анализа исполнения
бюджета предполагает регистрацию
и обработку больших массивов
информации, что затруднительно сделать
вручную. В бюджетном процессе уровень
оперативности и качества учетно-аналитической
работы существенно повышается, а
количество ошибок сокращается при
использовании программно-
Все четыре
компонента бюджетного процесса тесно
связаны между собой и
Рис.2. Система бюджетирования
Таким образом, можно выделить следующие этапы при постановке бюджетирования в организации:
Определение
финансовой структуры организации.
На данном этапе составляется перечень
видов деятельности, исследуется
организационная структура
Центр финансового учета (ЦФУ) — структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, поддающихся учету.
Центр финансовой
ответственности (ЦФО) — структурное
подразделение или объединение
подразделений, осуществляющих операции,
конечная цель которых — максимизация
прибыли, способных оказывать
Проблема внедрения ЦФУ и ЦФО является очень важной, т.к. от этого будет зависеть эффективность бюджетирования.
Определение технологии бюджетирования. В ходе реализации этого этапа определяются виды и формы бюджетов, разрабатывается последовательность составления различных бюджетов для ЦФО (основные бюджеты), для ЦФУ (операционные бюджеты) и организации в целом, уточняются особенности консолидации бюджетов.
Определение форматов бюджетов (перечень статей).
Определение бюджетного регламента.
Бюджетный
регламент — это установленный
в организации порядок
Его составными элементами являются:
Организация бюджетного процесса. Для того чтобы бюджетный регламент заработал в компании как часть управленческой технологии, необходимо закрепить его во внутренних нормативных документах (положение о бюджетировании). Завершающим этапом при постановке бюджетирования в организации является его автоматизация.
Логическая схема процесса бюджетирования (последовательность составления бюджетов) приведена на рис.3.
Рис.3.Процесс бюджетирования
Рассмотрим каждый из бюджетов более подробно.
Бюджет продаж. В условиях рынка первый показатель, с которого необходимо начинать любое планирование — прогноз продаж в физическом и стоимостном выражении.
В зависимости от специфики деятельности предприятия методы составления прогнозного бюджета продаж могут быть разными:
Исходя
из условий заключенных и
На основе
текущего объема выпуска и рыночной
конъюнктуры цен на готовую продукцию
(для крупных предприятий
Путем проведения
анализа безубыточности (CVP-анализ —
издержки — объем — прибыль) и
установления планового уровня отпускных
цен, который обеспечивает наибольшую
величину чистого дохода от сбыта
данного вида продукции (для предприятий
с небольшой номенклатурой
Производственный бюджет. Производственный бюджет состоит из бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета материальных затрат, бюджета затрат на оплату труда, бюджета накладных затрат. В конкретных условиях набор операционных бюджетов, входящих в производственный бюджет компании, может быть расширен.
Назначение бюджета производства — определить производственную программу предприятия или план закупок товаров для перепродажи (для торговых предприятий) на предстоящий бюджетный период.
Назначение бюджета материальных затрат — определить затраты сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства продукции.
Назначение бюджета затрат на оплату труда — определить прямые затраты на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства. Здесь учитываются только прямые затраты на оплату труда, т.е. основного производственного персонала или рабочих.
Бюджет коммерческих расходов. Назначение данного бюджета — определить затраты на мероприятия по продвижению продукции на рынки.
Коммерческие расходы предприятия делятся на постоянные (маркетинговые исследования, расходы на продвижение: реклама, акции по стимулированию сбыта, фонд оплаты труда отдела маркетинга, отдела сбыта), которые в планируемый период не зависят от объема продаж, и переменные (например, премии в виде процента от продаж), динамика которых пропорциональна изменению объема продаж. Основой бюджетирования постоянных коммерческих расходов является сметное планирование по центрам ответственности. В этой связи существуют 2 варианта:
Бюджет
управленческих расходов. Назначение
данного бюджета — определить
общие административные расходы. При
составлении бюджета
Бюджет доходов и расходов. Бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые организация полагает понести в этот же период.
Бюджет доходов и расходов позволяет:
Некоторым аналогом бюджета доходов и расходов можно считать форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно аналогом, поскольку в чистом виде эту форму применять для нужд бюджетирования не стоит, ее необходимо модифицировать:
Бюджет движения денежных средств. Бюджет движения денежных средств — это бюджет движения расчетного счета и наличных денег в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и расходования денежных средств в результате хозяйственной деятельности.
Разработка бюджета движения денежных средств начинается с определения источников и составных частей возможных поступлений денежных средств в предстоящий бюджетный период. Здесь отражаются только те денежные средства, которые реально могут поступить. Следующий этап — предстоит определить направления использования денежных поступлений. Эта часть бюджета движения денежных средств тесно связана с бюджетом доходов и расходов.
Некоторый аналогом бюджета движения денежных средств можно считать форму №4 «Отчет о движении денежных средств».
Расчетный баланс — это прогноз соотношения активов и пассивов компании в соответствии со сложившейся структурой имущества и источников его финансирования. Его назначение — показать, как изменится стоимость компании в целом и ее отдельного структурного подразделения. Без расчетного баланса невозможно осуществить финансовый анализ [16, 190].
Информация о работе Система планирования с помощью программного обеспечения