Система органов государственной власти в штатах Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:01, доклад

Краткое описание

Система органов государственной власти – необходимый атрибут любого государственного образования.
Каждая страна имеет свою особую систему данных органов. Индия - многонациональное федеративное государство, поэтому для нее особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации.
В данной работе исследуются основные принципы деятельности органов государственной власти субъектов Индии: порядок их формирования и прекращения полномочий, компетенция, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.

Файлы: 1 файл

Система органов государственной власти в штатах Индии 02.12.10.docx

— 24.06 Кб (Скачать)

Система органов государственной  власти в штатах Индии.

Введение.

Система органов государственной  власти – необходимый атрибут  любого государственного образования. Государственный орган – составная  и в тоже время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в  осуществлении функций государства  и действует от его имени и  поручению, обладает государственно-властными  полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Каждая страна имеет  свою особую систему данных органов. Индия - многонациональное федеративное государство, поэтому для нее  особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов  государственной власти субъектов  федерации.

В данной работе исследуются  основные принципы деятельности органов  государственной власти субъектов  Индии: порядок их формирования и  прекращения полномочий, компетенция, порядок взаимодействия между собой  и с федеральными органами государственной  власти.

Основания:

  1. Индия, как и РФ, является федеративной республикой;
  2. Управление единицами федерации в Индии, как и в РФ, осуществляется местной властью;
  3. Особенности формирования административных органов субъектов в Индии.

В состав Индии входит 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

Исполнительная власть в штатах представлена губернатором, назначаемым президентом на пятилетний срок. Губернатор назначает главного министра штата, являющегося лидером  партии большинства или партийной  коалиции в законодательном органе, и поручает ему формирование Совета министров штата. В своих действиях  губернатор руководствуется рекомендациями Совета министров во главе с главным  министром. Министры несут коллективную ответственность перед законодательным  собранием штата, которое избирается на 5 лет всеобщим голосованием по территориальным  округам. В большинстве штатов имеются  малочисленные верхние палаты, или  законодательные советы. Их члены  либо выбираются специально оговоренным  электоратом, либо назначаются губернатором.

Как и в Российской Федерации, Конституция Индии четко разграничивает федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации – штатов. Деятельность органов государственной власти штатов также строится на основе принципа разделения властей. Штаты сами определяют порядок формирования и деятельности своих органов государственной власти на основе принципов, закрепленных в Конституции. Таким образом, Конституция Индии – основной нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность органов государственной власти штатов.

Исполнительная власть в штатах.

В отличие от субъектов РФ, где высшее должностное  лицо обычно является и главой высшего  исполнительного органа власти, Конституция  Индии четко разграничивает эти  две должности. В России губернаторы  субъектов федерации назначаются населением не более, чем на 2 срока подряд, а в Индии они назначаются президентом на 5 лет на неограниченное число сроков подряд. Возможно назначение одного лица губернатором нескольких штатов. Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет, как и в России, он не вправе занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, быть депутатом парламента Индии или легислатуры штата.  

      Губернатор обладает рядом важных полномочий, которые могут быть подразделены на несколько категорий:

  1. Полномочия в области законодательства: как и в РФ губернатор созывает сессии легислатуры штата, закрывает их, обладает правом отлагательного вето, которое преодолевается простым большинством голосов (в РФ двумя третями). Однако он также обладает рядом важных полномочий, нетипичных для РФ. Он назначает 1/6 членов верхней палаты легислатуры штата, решает вопросы о дисквалификации членов палат легислатуры. Он может в любой момент распустить нижнюю палату легислатуры. Губернатор резервирует на рассмотрение президента те законопроекты, для вступления которых в силу требуется, согласно Конституции, одобрение президента. В перерывах между сессиями легислатур он может издавать указы, имеющие силу закона, которые прекращают свое действие по истечении 6 недель с момента созыва легислатуры.
  2. Полномочия в области исполнительной власти: губернатор является главой исполнительной власти штата, вся исполнительная деятельность правительства штата осуществляется от его имени. Он издает правила ведения дел правительством штата и имеет право на информацию об исполнительной деятельности правительства. Как и в РФ губернатор имеет право делать отдельные назначения: он назначает главного министра и по его совету остальных министров кабинета, генерального адвоката, председателя и членов комиссии по делам государственной службы.
  3. Полномочия в области финансов: как и в РФ губернатор представляет на рассмотрение легислатуры проект бюджета и все финансовые законопроекты.  Фонд чрезвычайных расходов штата находится в его распоряжении.
  4. Полномочия в области правосудия и его отправления нетипичны для губернаторов субъектов РФ. Он имеет право помилования осужденных, право приостанавливать приведение приговора в исполнение, сокращать срок и смягчать меру наказания. Он назначает судей окружных судов.

      Губернатор и правительство штата. В качестве конституционного главы штата губернатор обязан действовать по совету Совета министров штата. Таким образом, многие полномочия, которыми он юридически наделен, на деле осуществляют его министры, по чьим советам он должен действовать. Лишь в нескольких случаях он имеет право действовать по своему усмотрению: если он назначается управляющим соседней территорией, он осуществляет свои административные полномочия независимо от Совета министров; если происходит конфликт между федеральным правительством и правительством штата при наличии со стороны федерального правительства указаний действовать определенным образом. Это так называемая дискреционная власть губернатора.

      В отличие от РФ, при формировании правительства штата, губернатор назначает главу правительства не по своему усмотрению, а только лидера партии большинства в легислатуре штата. Затем, по его совету, губернатор назначает остальных членов правительства. Правительство (Совет министров) несет коллективную ответственность перед легислатурой. Никто из министров не может оставаться в должности более 6 месяцев, не будучи членом легислатуры штата.

     Полномочия правительств штатов во многом аналогичны полномочиям высших исполнительных органов субъектов РФ: они осуществляют меры по реализации прав человека, борьбе с преступностью, охране общественного порядка; разрабатывают и исполняют бюджет и проекты социально-экономического развития; формируют иные органы государственной власти штата. Правительства штатов обладают рядом важных полномочий, нетипичных для субъектов РФ. Во-первых, Совет министров дает советы губернатору, на основании которых он обязан осуществлять свою деятельность (в том числе и о назначениях должностных лиц штатов). Во-вторых, Совет министров, не получивший вотума доверия от легислатуры штата, может обратиться к губернатору с требованием ее роспуска.

    Важно отметить положение главного министра, который фактически является главой исполнительной власти штата и сильно влияет на законодательную. Он председательствует на заседаниях кабинета, решает, какие вопросы будут поставлены на рассмотрение кабинета, координирует его работу, оказывает решающее влияние на назначения, которые формально возложены на губернатора (в случае назначения генерального адвоката, министров правительства и.т.д.). Он координирует законотворчество легислатуры, опираясь на поддержку партийного большинства.

      Генеральный адвокат штата. Статья 165 Конституции содержит положения относительно генерального адвоката каждого штата, должности, нетипичной для субъектов РФ. Он назначается губернатором по рекомендации Совета министров. Генеральным адвокатом может быть назначено только лицо, обладающее квалификацией судьи Высшего суда. Его обязанности: давать правительству советы по всем правовым вопросам, выступать от имени правительства в Высшем суде по всем делам, в которых штат является стороной, представлять штат в Высшем Суде прирассмотрении апелляции по уголовному делу особой важности.

     Должность генерального адвоката носит политический характер, и изменения в правительстве штата ведут к новому назначению на этот пост.

Институт федерального вмешательства  в Индии.

    В связи с тем, что Индия – многонациональное государство, в котором очень сильны сепаратистские тенденции реакционных сил, подогреваемых религиозным фанатизмом, особое развитие получил институт федерального вмешательства. Частые беспорядки в отдельных штатах и неспособность местных властей контролировать ситуацию приводили к частому использованию вмешательства на практике.

    Федеральное вмешательство имеет место в двух случаях: при введении режима чрезвычайного положения (как и в РФ) и прямого президентского правления.

     При введении чрезвычайного положения на территории какого-либо штата, что делается президентом по указанию федерального правительства, парламент Индии получает право законодательствовать для штата, где объявлено чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть полностью берет под свой контроль административные учреждения штата.

    Прямое президентское правление вводит президент (по указанию правительства) по докладу губернатора штата или по собственной инициативе (опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии с конституцией, установленными ею средствами. На основе ст.356 Конституции президент путем издания особой прокламации может принять на себя функции правительства штата, а полномочия законодательного органа штата передать парламенту Индии. Законодательное собрание штата распускается, правительство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или специально назначенному губернатору либо иному полномочному представителю президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое правительство штата.

Заключение.

     Индия и Россия - многонациональные федеративные государства, поэтому для них особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации. Каждая страна имеет свою особую систему данных органов. Две системы имеют схожие и различные моменты.

    Основной критерий отличия - вопрос о том кто формирует правительство субъекта федерации. В России это делает высшее должностное лицо субъекта, избираемое населением. В Индии же роль губернатора, назначаемого президентом, при формировании правительства носит чисто формальный характер, так как он обязан назначить председателем правительства лидера партии большинства в легислатуре штата, который и формирует правительство по партийному принципу. Таким образом, в Индии правительство штата может более эффективно осуществлять свою деятельность, опираясь на партийное большинство в легислатуре штата, которое может в любой момент обеспечить принятие нужных ему законов. В субъектах РФ нередки конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, представляющими разные политические партии, что не лучшим образом сказывается на их деятельности. В связи с этим, целесообразным представляется в России заимствовать у Индии принцип формирования правительств субъектов федерации.

     В Индии также применяется особый порядок формирования верхних палат легислатур штата, по которому небольшая часть депутатов назначается губернатором из людей, обладающих специальными знаниями в различных областях жизни. Безусловно, такой порядок был бы очень полезен для субъектов РФ, так как знания этих депутатов нашли бы практическое применение в разработке эффективно действующих законов.

     Российской Федерации также необходимо осуществлять жесткий контроль за надлежащей деятельностью органов государственной власти ее субъектов, для чего развивать и совершенствовать институт федерального вмешательства. В этом плане у Индии, которая так же, как и Россия, является многонациональным государством и где очень сильны сепаратистские тенденции, можно позаимствовать много ценного, в частности, институт прямого президентского правления.

      Таким образом, можно сказать, что Россия как по-настоящему федеративное государство развивается лишь в течение десяти лет, поэтому представленная система органов государственной власти нуждается еще в проработке, развитии и совершенствовании с учетом опыта зарубежных стран, в том числе, возможно, и Индии.

 


Информация о работе Система органов государственной власти в штатах Индии