Школа человеческих отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – глубокий анализ достижений школы Человеческих отношений, а также предоставление биографических данных относительно наиболее известных представителей данной школы.
Также в работе представлены предпосылки появления школы человеческих отношений и данные, показывающие отношение к человеку как к ресурсу производства до появления данной школы. Эти данные позволяют ярче увидеть контраст между существовавшими в то время взглядами и концепциями школы человеческих отношений, а также показывают всю глубину, значимость и новизну исследований данной школы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
Предпосылки формирования «Школы человеческих отношений».
Человек и его поведение – основа школы…………………………………….5
Характеристика «Школы человеческих отношений»; основные представители
…………………………………………………………………………………...8
Содержание и значение Хоторнского эксперимента……………………….11
Идеи «Школы поведенческих наук» в развитии «Школы человеческих отношений»……………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Школа человеческих отношений контрольная.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

         1. Поддерживающие или гигиенические  факторы, связанные прежде всего с условиями труда и социальной средой на месте работы.

         2. Мотивирующие факторы, которые  собственно и определяют отношение  к труду работника. 

         Причем, если первая группа факторов (стиль управления, межличностные  отношения, заработная плата,  гарантии занятости, условия труда,  профессиональный статус) не удовлетворяют  нормальным требованиям, то возникает  эффект отсутствия заинтересованности  в работе, что делает невозможным  или крайне затрудняет для системы управления активизацию трудового потенциала человека. Однако обеспечение системой управления поддерживающих факторов является лишь необходимым, но не достаточным условием творческого отношения к труду. Для активизации творческого потенциала требуется задействовать мотивирующие факторы, в том числе: личный успех, признание, продвижение, обогащение труда ("работа сама по себе"), возможность профессионального роста, ответственность.

         Активизация мотивирующих факторов  способна обеспечить максимально  возможное участие персонала  в делах фирмы: от принятия  самостоятельных и ответственных  решений на своем рабочем месте  до соучастия в инновационных  программах компании. По мнению  Герцберга, 69% причин, определяющих разочарованность персонала в своей работе, относится к группе гигиенических факторов, в то время как 81 % условий, влияющих на удовлетворенность работой, непосредственно связаны с содержанием труда работников. Кроме того, Герцберг делал предположение о наличии сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда.

         На практике программы "обогащения  труда" обычно реализуются  путем повышения содержательности  труда на основе увеличения  числа выполненных трудовых операций (функциональных обязанностей), чередования  видов работ, ротации рабочих  мест. Разумеется состав гигиенических факторов может отличаться и действительно отличается с изменением уровня жизни, притязаний работников, что само по себе требует специальных исследований на каждом предприятии. Что же касается вопросов реализации мотивирующих факторов, то здесь решающее значение приобретает стиль руководства.

         Особенно важное значение для  развития управления ЧР как  науки имела теория "Х-У" МакГрегора, в соответствии с которой по теории "X" человек имеет врожденную антипатию к труду, пытается улизнуть от него, нуждается в принуждении к труду и санкциях в случае уклонения; человек не хочет нести ответственность и предпочитает, чтобы им руководили; у него мало тщеславия и больше всего он нуждается в уверенности в завтрашнем дне. В противоположность этому, в соответствии с теорией "У", отношение к труду развивается у человека под влиянием его опыта. В принципе он готов развивать свои умения, брать на себя ответственность и реализовывать поставленные цели. В этом случае человек не нуждается в постоянном контроле и развивает самоконтроль. Но для этого нужно создать соответствующие условия.

         На основе этих противоположных  воззрений, касающихся отношения  человека к труду, существуют  два диаметрально противоположных  метода, которые можно использовать  по отношению к управлению  человеческими ресурсами. Традиционное  управление базируется на автократическом  стиле руководства и отражает  концепцию "теории X". Демократический  стиль руководства отражает теория "У". Ее содержание составляют  следующие идеи:

         1. Работа также естественна как  игра.

         2. Надзор и угроза наказания  далеко не единственные средства  воздействия на персонал и  объединения усилий для достижения  целей организации. 

         3. Для реализации целей, которые  приобрели для человека личностную  актуальность, он подвергает себя  в полной мере самодисциплине  и самоконтролю.

         4. Личная приверженность целям  организации зависит от вознаграждения, которое более всего связано  с удовлетворением высших потребностей  человека.

         5. Бегство от ответственности,  недостаточное честолюбие и сильное  стремление к безопасности являются  не врожденными качествами человека, а следствием горького опыта  и разочарований, вызванных плохим  руководством.

         6. Задатки к творчеству встречаются  у людей часто, но редко используются  в современном индустриальном  обществе.

         Было бы неверно полгать, что  методы управления человеческими  ресурсами в рамках "теории X" лишены своих преимуществ. Курт Левин в своем знаменитом исследовании психологического воздействия стилей руководства на результаты деятельности (1938-1939 гг.) обнаружил, что авторитарное управление добивалось выполнения большего объема работы, чем демократическое. Однако при этом наблюдались: меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие и сотрудничество в группах, отсутствие группового мышления; большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы; большая подавляемая тревога и одновременно — более зависимое и покорное поведение.

         В определенной степени "теория X" представляет собой аналогию с экстенсивными методами развития экономики в том смысле, что методы управления ЧР, основанные на принципах "теории X", также как и экстенсивные методы имеют ограниченный потенциал эффективности и адаптации к изменяющимся условиям среды; а возможности их развития и совершенствования сопряжены с прогрессивным увеличением затрат, при стабильной тенденции уменьшения их рентабельности. В связи с этим эволюция методов управления имеет характер поступательного перехода к концепциям "теории У", которая позволяет обеспечить рост производительности и активизировать творческий потенциал персонала эффективно и надолго.

         Мотивационный механизм "теории У" ориентирован на побуждение персонала к реализации высших потребностей самоактуализации, имеющих в то же время рациональную материальную основу. Политика управления человеческими ресурсами, основанная на "теории У", предполагает не "встраивание" работника в жесткую организационную систему, а его интеграцию в организацию. Последнее означает применение таких методов управления и создание таких условий деятельности, при которых каждый работник может достичь своих личных целей только при наиболее успешной работе предприятия. Методы управления человеческими ресурсами призваны при этом создать такую управленческую ситуацию, при которой реализация интересов личного успеха каждого работника сопряжена с необходимостью и достаточностью полного применения своих сил и творческих способностей ради достижения целей организации. При этом совершенно естественно происходит трансформация внешнего контроля в самоконтроль и самодисциплину, а организационные принципы и требования (например, в отношении обслуживания техники) приобретают значение неотъемлемых элементов самоорганизации, отражающих уровень культуры производства.

         Идеи, по своему содержанию очень  близкие "теории Х-У", нашли своеобразную форму выражения в четырех системах управления человеческими ресурсами Ренсиса Лайкерта:

         Система 1. Работники побуждаются  к труду по преимуществу с  помощью стимулов негативного  характера (угроз и принуждения)  и, только в частных случаях  — вознаграждением. 

         Система 2. Вознаграждения в ней  применяются чаще, чем в Системе  1, но негативные стимулы в виде  угроз и наказаний определяют  скорее норму. Информационные  потоки нисходят от высших  уровней управленческой иерархии и лишь малозначительные решения делегируются нижним уровням управления.

         Система 3. Персонал имеет большее  доверие, что выражается в более  широкой практике делегирования  полномочий, но все значимые решения  принимаются на высших уровнях  управления.

         Система 4. Социально-производственная  система действует на основе  взаимного доверия управленческого  и производственного персонала  с использованием самого широкого обмена информацией. Принятие решений осуществляется на всех уровнях организации, по преимуществу на объектах возникновения вопросов и критических ситуаций.

         В ходе многочисленных исследований, сравнительного анализа положения  дел в организациях, придерживающихся  той или иной системы управления в рамках разработанной им классификации, Ренсис Лайкерт определил, что именно в условиях управления Системы 4, в которой персонал испытывает большую профессиональную удовлетворенность, наблюдается и более высокий уровень производительности в длительной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Школа человеческих отношений, которую также называют неоклассической  школой, была основана Г. Мюнстербергом, М. Фолеттом и Э. Мэйо. Формирование этой школы было обусловлено тем, что принципы тейлоризма не могли удовлетворить потребности развивающегося капитализма: они не учитывали личности человека.

Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Они исходили из того неоспоримого факта, что деятельностью человека управляют не экономические силы, а разнообразные потребности, причем деньги далеко не всегда способны эти потребности удовлетворить.

Конечно, этот подход является крайностью, поскольку процесс управления сочетает в себе самые разные аспекты. Однако эта крайность была закономерной: она представляла собой ответ  на чрезмерный интерес к технологии, свойственный научному менеджменту.

Представители школы человеческих отношений исследовали процессы управления при помощи методов, разработанных  в социологии и психологии. В частности, именно они первыми стали применять  тесты и особые формы собеседования  при приеме на работу.

В результате проведенных  исследований Э. Мэйо пришел к выводу, что такие факторы, как логичные трудовые операции и высокая заработная плата, высоко оцениваемые сторонниками научного менеджмента, далеко не всегда влияют на повышение производительности труда. Он установил, что производительность труда в не меньшей степени зависит и от отношений с другими работниками.

По этой причине представители  школы человеческих отношений утверждали, что эффективным управление может  быть только в том случае, если руководители в достаточной степени знают  личностные особенности своих подчиненных, их сильные и слабые места. Только в этом случае руководитель может  полно и эффективно использовать их возможности.

Заслуги сторонников школы  человеческих отношений очень велики. До них психология практически не располагала данными о том, как  психика человека связана с его  трудовой деятельностью. Именно в рамках данной школы были проведены исследования, которые существенно обогатили  наши представления о психической деятельности.

Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лай-керт, Д. Макгрегор, К. Арджирис, Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом.

В основе этой концепции  лежали представления бихевиоризма — психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию  на стимулы внешнего мира. Сторонники этого подхода полагали, что эффективности  производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного  человека при помощи различных стимулов.

В основе взглядов представителей этой школы лежало суждение о том, что обязательным условием эффективности  труда отдельного работника является осознание им своих собственных  возможностей. Был разработан ряд  методов, помогающих достичь этой цели. Например, для того чтобы повысить эффективность работы, предлагалось изменять ее содержание или привлекать работника к управлению предприятием. Ученые полагали, что при помощи таких методов можно достичь  раскрытия возможностей работника.

Впрочем, идеи школы поведенческих  наук оказались ограниченными. Это  не означает, что разработанные методы совершенно непригодны. Дело в том, что они действуют лишь в некоторых  случаях: так, привлечение работника  к управлению предприятием влияет на качество его работы далеко не всегда, поскольку все зависит в первую очередь от психологических особенностей человека.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. История менеджмента: учеб. Пособие / под ред. А.И.Кравченко. – М.: Академический проект, 2009. - 560 с.
  2. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителя: учеб. пособие для вузов / Б.А. Аникин; Гос. ун-т управления; Моск. пед. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005. – 144 с.
  3. Гончаров, В.И. Основы менеджмента / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2006. – 281 с.
  4. Драчева, Е.Л. Менеджмент: учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Academia, 2008. – 311 с.
  5. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента: учеб. пособие для вузов Э.М. Коротков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ДеКА, 2007. – 906 с.
  6. http://www.textreferat.com/referat-2436-2.html
  7. http://www.inventech.ru/lib/management/management-0007

 


Информация о работе Школа человеческих отношений