Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 05:56, курсовая работа
Управление организацией в современных условиях представляет собой сложную работу, которую невозможно выполнить успешно, правильно и эффективно планируя свою деятельность. Сегодня руководитель должен не только знать содержание управленческого процесса, но и понимать природу происходящих в организации явлений. Более того, современный менеджмент - это не только и не столько принятие решений и распределение ресурсов, но, и главным образом, - выявление закономерностей деятельности организаций, групп и отдельных индивидов и создание на их основе действенного механизма функционирования, максимально устойчивого к постоянно изменяющемуся внешнему воздействию.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
Предметная область самоменеджмента
Самоменеджмент руководителя 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
Практическое применение самоменеджмента руководителем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При планировании и выявлении дел категории А (наиболее важных) менеджеру необходимо ответить на следующие вопросы:
· благодаря выполнению каких дел он в наибольшей степени приблизится к достижению главных целей;
· может ли он путем выполнения одного-единственного дела решить сразу несколько других;
· выполнение каких дел принесет наибольшую пользу;
· невыполнение каких дел может иметь негативные последствия.
Время, необходимое для выполнения действительно важных дел, зачастую тратится на срочные, но менее важные дела. Весьма часто возникают ситуации, когда руководителю надо быстро принять решение, какому делу отдать предпочтение. Согласно правилу Д. Эйзенхауэра приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.
В зависимости от срочности и важности различаются:
· срочные - важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому выполнять;
· срочные - менее важные дела. В этом случае существует опасность попасть под "тиранию" спешности и в результате решать только эти задачи, потому что они срочные. Если же они, однако, являются не столь важными, то должны быть делегированы, поскольку для их выполнения не требуется каких-либо особых профессиональных качеств;
· менее срочные - важные дела. Они, как правило, могут подождать. Трудности возникают тогда, когда эти дела превращаются в срочные и должны быть выполнены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому рекомендуется перепроверить степень их важности и попробовать полностью или частично поручить их выполнение сотрудникам;
· менее срочные - менее важные дела. Как правило, необязательно сразу приниматься за эти дела или поручать их подчиненным. Некоторые из этих дел следует отправить в архив или в корзину.
Таким образом, для того чтобы значительно повысить производительность и результативность управленческой работы, менеджер должен мотивировать труд своих подчиненных, вовлекать их в сферу своей ответственности, поручая им не только менее важные (рутинные) дела.
Важной
функцией менеджера является делегирование,
т. е. передача подчиненному задачи или
деятельности из сферы действий руководителя.
Одновременно с задачей (деятельностью)
для ее выполнения должны также делегироваться
необходимая компетенция в
Делегирование имеет несколько весьма важных положительных характеристик, а именно:
1. помогает руководителю разгрузиться и высвободить время для важных задач (например, для собственно управленческих функций);
2. способствует использованию профессиональных знаний и опыта соответствующих сотрудников;
3. стимулирует раскрытие способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных;
4. 4. способствует повышению мотивации в работе и квалификации сотрудников, удовлетворенности их работой, особенно если им доверяется исполнение ответственных дел.
Таким
образом, делегирование в равной
степени выгодно и для
Делегирование полномочий осуществляется на длительный срок (длительное или генеральное делегирование) либо ограничивается разовыми поручениями (разовое делегирование).
При делегировании сотрудники могут сами планировать свою работу, выбирать приоритеты, определять методы ее выполнения, решать, когда и как проверять ее качество. Они поощряются за поиск собственных решений проблем либо за их решение при помощи других членов группы, а не руководителя.
Степень
соучастия сотрудников в
Существует
шесть вспомогательных
Эффективное делегирование предполагает соответствующую организацию труда: планирование руководителем делегирования своих задач и контроль за их выполнением и соблюдением сроков с помощью листка контроля.
Важное значение для результативности управленческой деятельности имеет рациональная с точки зрения расхода времени организация трудового процесса менеджера. Это требует условного деления его рабочего дня на три части.
В соответствии с этим организационные принципы распорядка дня также можно разделить на три группы. Так, правила начала дня:
1. Начинайте день с позитивным настроением. Каждый день задавайте себе вопрос: как этот день может приблизить меня к моим целям?
2. Необходимо также продумать следующие моменты:
С кем сегодня необходимо встретиться?
Какие трудности и проблемы может "уготовить" этот день, как их преодолеть?
3.
Начинайте работу по
4.Пересмотрите свой план дня, составленный накануне вечером, оценивая степень важности и срочность задач, и внесите коррективы.
5.
Начинайте работу с выполнения
важнейших задач дня, до
6.
Согласовывайте план дня,
Правила основной части дня:
1.
Экономьте свое собственное
2. Устанавливайте приемлемые для выполнения задания сроки, а также находите альтернативные варианты.
3.
Не отвлекайтесь на решение
внезапно возникших неотложных
проблем. В каждой организации
возникают непредвиденные
4.
Избегайте незапланированных
5. Делайте регулярно (после 1 ч работы) короткие паузы (не более 10 мин). Рассматривайте паузы как подзарядку энергией во время отдыха.
6.
Объединяйте небольшие
7.
Старайтесь начатое дело
8.
Используйте незапланированные
промежутки времени,
9. Работайте антициклично. Выполняйте самые важные запланированные задачи в течение более спокойного дообеденного периода, т. е. до того, как наступит пик активности у других сотрудников и напряжение в работе достигнет апогея. "Беспокойный" период используйте при этом для выполнения задач категории В.
10. Зарезервируйте для выполнения важных дел один спокойный, или закрытый, час, в течение которого вам никто не может помешать.
11.
Установите время для себя (1 ч),
занесите его в свой план
дня и используйте для важных,
но несрочных дел, носящих
12.
Контролируйте время и планы,
а также многократно
Правила завершения рабочего дня:
1. Контролируйте результаты работы, т. е. сравнивайте намеченное в плане дня с реально выполненным с учетом поставленных целей и отклонений от них.
2. Составляйте план на следующий день накануне вечером, пользуясь дневником времени.
3. Отправляйтесь домой с хорошим настроением. В смысле позитивного образа жизни важно осознавать, какое качество и какую ценность имеет каждый день.
Эти правила должны послужить импульсом для составления плана дня.
Следует
также учитывать
Работоспособность
каждого менеджера в
· к фазам высшей активности примыкают двухчасовые паузы, во время которых организм человека работает в "щадящем" режиме;
·
пик работоспособности
· после обеда, когда наступает известный спад продуктивности, нужно использовать этот период для социальных контактов и рутинной деятельности (задачи категории С), после чего следует приступить к задачам категории В.
Менеджеру
рекомендуется работать с учетом
указанных естественных колебаний
работоспособности. При этом следует
иметь в виду, что колебания
кривой работоспособности будут
несколько отличаться от колебаний
его индивидуальной работоспособности,
так как у каждого человека
наблюдаются некоторые
Кроме
того, следует сравнить распорядок
рабочего дня предприятия с кривой
своей работоспособности и
Рекомендуется также в соответствии с колебаниями работоспособности чередовать напряженную, ответственную деятельность с менее важной и ненапряженной.
Кроме того, следует учитывать естественные фазы биоритмов организма. Учение о биоритмах основано на том, что физические, психические и интеллектуальные состояния каждого человека подвержены циклическим колебаниям, т. е. существуют регулярные фазы активности и расслабления. В течение суток биоритмы каждые два часа (10-12 раз в день) замедляются: организм периодически отдыхает. Период бездействия (отдыха) - это смена рабочего режима, которая способствует нормальному функционированию организма. Если этого не учитывать, то перегрузки неизбежны.