Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:25, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение власти и авторитета в организации, изучение структуры власти, ее видов и механизмов, в исследовании значения власти и руководителя для организации.
Ведение 3
1. Понятие власти и авторитета 4
1. Сущность и значение власти для организации 10
2. Властные отношения внутри организации 12
2. Структура власти и ее формы 18
1. Источники власти 21
2. Виды и механизм власти 23
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложение
-частичная, ограниченная властная детерминация поведения, особенно поведения в организации. Власть на предприятии никогда не охватывает всех причин поведения. Она не распространяется на личную жизнь и свободу. При желании сотрудник может уволиться и уйти с поля, на котором действует не устраивающая его власть. [8; c.46]
Выполнение (или невыполнение) распоряжений руководителя зависит не только от его авторитета и ресурсов, но и от наличия и силы противодействующих факторов, которые необходимо учитывать в руководящей работе.
Авторитет и его виды.
Власть руководителя прямо
Применительно к деловым организациям авторитет подразделяется на:
1)должностной или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;
2)деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя (или любого другого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;
3)личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Это, например, такие качества, как порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний) скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п. [11; c.97]
Ведущее место среди указанных видов авторитета руководителя занимает деловой авторитет. Именно он непосредственно связан с эффективной реализацией целей организации и ее сотрудников.
Иногда авторитет и власть трактуют как противоположные понятия, поскольку в случае авторитета подчинение полностью зависит не от возможностей принуждения, а от согласия сотрудников. Однако противопоставление власти и авторитета едва ли правомерно, так как согласие подчиняться присуще и большинству других проявлений власти, например, в случае повиновения в силу общности интересов или при убежденности сотрудников в необходимости выполнять указания руководства.
Исходя из этого, авторитет целесообразнее трактовать как разновидность (а, точнее, основание) власти, главная особенность которой состоит в том, что мотивация подчинения основывается не столько на вере в обладание руководителем значимыми для подчиненных внешними ресурсами или средствами и в его способность применить их, сколько на вере в самого руководителя и его личностную значимость для подчиненных. При этом обладание руководителем ресурсами, ценными для подчиненных, подразумевается само собой (крайний случай таких ресурсов — высокая ценность нравственных качеств руководителя и удовлетворение потребности исполнителей в самоуважении в ситуации «альтруистического» подчинения). Однако авторитет, как и власть (кроме ее видов, связанных с наказанием), сориентирован на ожидание от руководителя, при условии подчинения, каких-либо благ (в крайнем, предельном варианте — психологического комфорта).
Отличие
авторитета от других оснований власти
состоит, так сказать, в количестве
доверия к руководителю и переносе акцентов
с ожидания непосредственного внешнего
вознаграждения по принципу «стимул —
реакция» (в этом случае можно говорить
об инструменталъности подчинения) на
косвенное, личностно опосредованное,
растянутое по времени и детально не дифференцированное
вознаграждение (например, оправдание
подчинения по принципу «с таким человеком
не пропадешь, рано или поздно добьешься
успеха»). [6;c. 359]. В случае авторитета имеет
место опосредование ожидаемого вознаграждения
личностью руководителя. Принципиальных
же различий между авторитетом и другими
разновидностями позитивной, основанной
на вознаграждении власти нет, а есть лишь
различия в степени доверия к руководителю
и акцентах в восприятии вознаграждения.
1.1 Сущность и значение власти для организации
Власть
– это способность или
В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах. [13; c.402]
Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством. [12; c.108]
В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъект. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.
При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.
Методологически
можно выделить два аспекта власти,
в реальности неразрывно связанных
между собой: власть как специфическое
благо и власть как особого
рода отношение. Как и всякое благо,
власть способна удовлетворить потребности
индивидов, т.е. власть позволяет своему
обладателю получить доступ к важным для
него ресурсам. [4; c.19]
Значение власти для организации
С помощью влияния на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.
Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.
Из
всего вышесказанного можно сделать
общий вывод, что власть позволяет руководителю
распоряжаться действиями и поведением
подчинённых, направлять их в русло интересов
организации, например, побуждать более
эффективно работать, предотвращать или
подавлять возникающие между ними конфликты.
1.2.
Властные отношения
внутри организации
Внутри организации существует сложная сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными центрами влияния также идёт конкуренция за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.
С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» ( у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.
Структура властных отношений обуславливается факторами как внутри так и вне организации. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.
Помимо
институтов своё давление на внутриорганизационные
властные отношения оказывает и конкурентная
среда. Она ограничивает возможности для
чрезмерного ужесточения внутренней конкуренции
в ущерб интересам организации в целом,
а также чрезмерной формализации механизмов
принятия решений. [4; c.19]
Руководство персоналом как микрополитика
Политика — это, как уже говорилось, сфера жизнедеятельности, неразрывно связанная с властью, организацией и управлением и распространяющаяся на любые обладающие этими свойствами объединения людей, в том числе деловые (коммерческие и некоммерческие) организации. По оценке В. Пугачева, политика проявляется на уровне компании по меньшей мере в пяти аспектах:
4) как аргументированное обсуждение проблем и обеспечение их всестороннего понимания с целью достижения консенсуса;
5) как микрополитика, т.е. реализация с помощью власти в организации личных интересов в соперничестве с конкурирующими интересами. [8; c.106]
Все названные аспекты политики на предприятии так или иначе связаны с руководством, но больше всего по своей проблематике с ним совпадает микрополитика. С точки зрения влияния на власть многообразных конкурирующих интересов руководство персоналом выступает именно как микрополитика.
Понятие «микрополитика» (аналогично понятию «микроэкономика») уже достаточно давно, примерно с 60-х годов, и широко используется при анализе руководства персоналом и ряда других проблем. Менеджер О. Нойбергер определяет микрополитику как «совокупность тех повседневных попыток влияния отдельных факторов, с помощью которых они стремятся расширить собственную свободу действий и избежать контроля со стороны других». При этом важно учитывать, что действующие в организации факторы преследуют во многом не совпадающие интересы. Содержание микрополитики составляют процессы формирования, проявления и соперничества многообразных конфликтных интересов, целей и стратегий (и представляющих их людей), влияющих на власть и функционирование организации в целом. Микрополитика выражается прежде всего в действиях руководителей, а также во влиянии на них снизу, со стороны сотрудников. С точки зрения микрополитики руководство персоналом представляет собой интерактивный процесс, осуществляемый совместно разными факторами, имеющими конфликтные интересы.
Информация о работе Руководство персоналом как разновидность власти