Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Колебания на валютных, товарных, фондовых рынках, изменения налогового законодательства, развитие экономических отношений - все эти элементы, присущие рыночной экономике, всегда влияли и продолжают оказывать влияние на деятельность экономических субъектов. Менеджмент рисков на современном этапе развития экономики является одной из самых основных задач для предприятий, позиционирующих себя как соответствующие требованиям международных стандартов систем менеджмента.
Риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей в рыночных условиях.
Содержание 2
Введение. 3
Глава 1. Становление и развитие концепции риск-менеджмента 4
1.1. Понятие, сущность и виды рисков. 4
1.2. Сущность и содержание риск-менеджмента. 7
1.3. История развития риск-менеджмента. 9
Глава 2. Применение риск-менеджмента на практике. 17
2.1.ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). История образования и развитие компании. 17
2.2. Внедрение интегрированной системы управления рисками в компании ОАО МТС. 18
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Приложение 1. 27
Приложение 2 28
Даже создание отделов риск-менеджмента в конце 1980-х – начале 1990-х годов не возвестило о «пришествии» стратегического подхода к риску и управлению им. Предполагается, что формирование корпорациями отделов риск-менеджмента в большей степени было обусловлено применением принципов сокращения затрат к отделам страхования. Превентивное предотвращение потерь позволяло сократить страховые взносы (на том основании, что компании более ответственно подходили к управлению риском) и в конечном итоге отказаться от страхования как такового.
В этом смысле управление нефинансовым риском оставалось в рамках страховой дисциплины. Риски того спектра, которым хотела управлять компания, по-прежнему были в основном «страхуемыми» – физическая опасность, риски возникновения ответственности за ущерб и др. Понятие «риск» на этом этапе все еще интерпретировалось формально – как вероятность того, что какие-либо угрозы окажут воздействие на компанию.
Интенсивная практика риск-менеджмента по большей части ограничивалась определенной группой таких отраслей, как тяжелая промышленность и инфраструктура, энергетика, в том числе атомная, и транспорт, либо определенными проектами, например, в области разработки нефтяных месторождений или полетов в космос. В этих областях необходимость дополнительного управленческого надзора за риском была обусловлена сложностью операций и требованиями к безопасности, характерными для этих учреждений или проектов.
Таким образом, в истории развития риск-менеджмента можно условно выделить следующие основные этапы (табл. 1).
Указанные выше этапы, кроме того, можно объединить в две большие группы. Первая группа представляет подход к риск-менеджменту «снизу вверх», который применялся с 1970-х до конца 1990-х годов. Вторая группа представлена подходом «сверху вниз», получившим развитие в начале XXI в.
Подход «снизу вверх» заключался в том, что отделы самостоятельно управляют рисками в соответствии со своими функциями. Такой подход порождает ряд недостатков: разнородность характера оценок и невозможность их сравнивать вследствие сложности анализа и объединения результатов; управление рисками осуществлялось тогда, когда менеджер считал это необходимым; в качестве инструментов риск-менеджмента использовались страхование и избежание рисков.
На сегодняшний день широкое развитие получил более удобный подход – «сверху вниз». Он заключается в том, что высшее руководство координирует управление рисками, а каждый сотрудник компании осуществляет управление рисками в рамках своих обязанностей. Особенности данного подхода: наличие корпоративной политики управления рисками; сбалансированность мероприятий по управлению рисками; непрерывный процесс управления, включающий мониторинг, идентификацию, анализ, использование широкой методологической базы.
Исследования практики риск-менеджмента показали, что к концу 1990-х годов диапазон рисков, которыми руководители компаний должны были управлять, значительно расширился и продолжает стремительно расширяться. Словом «риск» стали обозначать любую корпоративную деятельность, при этом почти все операционные задачи и процессы стали рассматриваться сквозь призму риска.
Изменилось отношение к рискам разной степени тяжести. Наряду с традиционными рисками, характеризующимися высокой частотой наступления и низкой степенью воздействия, компании стали уделять большее внимание рискам, которые могут привести корпорацию к краху. Изменились типы рисков, которые больше всего беспокоят корпорации. Наблюдается активный рост интереса к управлению нематериальными, коммерческими и операционными рисками, в то время как управление традиционными страхуемыми опасностями отходит на второй план.
Становление
риск-менеджмента как новой
До
недавнего времени в
Принципиальные различия традиционного подхода к управлению рисками от корпоративного риск-менеджмента заключаются в следующем:
·
при традиционном подходе происходит
узконаправленное выявление риска,
что ограничивает понимание наихудшего
пути развития событий, из-за чего отсутствует
системное понимание
· управление рисками фокусируется на балансовой стоимости активов вместо экономической выгоды;
· риск-менеджмент не учитывается при принятии стратегических решений;
· и наконец, оптимизация риска и его финансирование не скоординированы по подразделениям, при этом отсутствует оценка допустимой величины риска с точки зрения инвестиционной привлекательности компании.
Основной же чертой концепции корпоративного риск-менеджмента является комплексный подход и непрерывный процесс: сама система внедряется системно, а риск оценивается с целью принятия адекватных решений и повышения доходности.
В рамках смены концепции произошли изменения и в области подхода к самому процессу риск-менеджмента. Акценты сместились с так называемого реактивного риск-менеджмента (reactive risk management) в сторону превентивного (proactive risk management), где под «реактивным» понимается «реагирование» на последствия риска, в то время как «превентивный» подразумевает наличие постоянного видимого процесса управления рисками, который является непрерывным и измеримым.
Основным поворотным моментом в различении двух подходов к управлению рисками является отношение к самому риску. В рамках концепции корпоративного риск-менеджмента руководители компаний больше не пытаются любыми способами оттолкнуть риск, а, подробнейшим образом наблюдая, изучая и оценивая его на всех стадиях бизнес-процесса, используют риск как среду, предоставляющую некоторые дополнительные возможности для извлечения прибыли. Происходит целенаправленная попытка использовать рисковые среды для получения конкурентного преимущества.
Таким образом, акценты сменились не только в плане наблюдения, оценки и защиты от различных рисков, но и в плане отношения к самому феномену риска и потенциалу его разумного принятия (табл. 2).
Эффективное управление современной компанией предполагает достижение оптимального баланса между риском и доходностью. Для успешного решения этой задачи на корпоративном уровне руководству становится уже недостаточно оценки рисков в разрезе отдельных операций, клиентов и проектов. На первый план теперь выходит потребность в получении совокупных оценок рисков на разных уровнях жизнедеятельности компании по различным видам рисков. Таким образом, единая внутрифирменная система риск-менеджмента должна обеспечивать возможность обобщать все разнородные оценки в единый показатель совокупного риска фирмы. Построение системы риск-менеджмента направляется не на устранение факторов риска, а на создание механизма, способного обеспечить эффективную деятельность в условиях неопределенности, т. е. гибкой системы оптимального использования имеющихся возможностей.
Суть концепции корпоративного риск-менеджмента заключается в создании пластичного риск-профиля компании, когда менеджеры могут выбирать, какие риски принимать, а от каких избавляться. Отсутствием стратегии активного риск-менеджмента становится фактическое решение принимать все риски, которые возникают в ходе работы, без учета возможности их оптимального сочетания.
Ключевая роль инициатора в управлении рисками должна принадлежать руководству компании, так как необходимые мероприятия иногда требуют значительных затрат, не приносящих быстрой отдачи. Полномочия и ответственность в рамках задачи управления рисками на уровне предприятия должны быть персонифицированы.
Именно на уровне топ-менеджмента должны утверждаться программы мероприятий по снижению уровня рисков, а также приниматься решения о начале их реализации при возникновении критических ситуаций.
Работа компании с рисками состоит из нескольких этапов: идентификации, классификации, ранжирования, анализа и непосредственно самого управления рисками.
На этапе идентификации рисков используется количественный подход. Он осуществляется путем анкетирования, интервью и опросов, в процессе которых собирается максимум возможной информации. Интервью берут у представителей всех подразделений и служб корпорации, начиная с руководителей высшего звена и заканчивая операционным персоналом компании. Интервьюируемые предоставляют свои экспертные оценки по следующим проблемам:
· функционирование бизнес-процессов в компании, место представляемого ими подразделения в общей системе;
· риски, с которыми сталкивается конкретное структурное подразделение;
· оценка рисков, масштаба ущерба при наихудшем стечении обстоятельств;
· оценка текущего уровня управления данными рисками и уровня безопасности.
Точно так же, как активы и пассивы группируются в финансовой отчетности по категориям, таким же образом могут быть сгруппированы и риски. Хотя существует множество группировок и классификаций рисков, например по природе происхождения, тем не менее наиболее полной считается деление рисков на четыре группы. Такую группировку рисков обычно применяют в рамках концепции корпоративного риск-менеджмента. В соответствии с данной классификацией все риски компании делятся на четыре основные группы: риски угроз (опасностей), операционные, финансовые и стратегические.
После идентификации, классификации и ранжирования руководство компании принимает решение о способе управления конкретным видом риска. Существуют различные стратегии риск-менеджмента: принятие риска; полная или частичная передача его другой стороне, например, путем страхования или образования совместного предприятия; устранение риска путем принятия «стратегии выхода»; снижение риска с помощью различных защитных механизмов.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — крупнейший оператор сотовой связи GSM и UMTS в России и странах СНГ, обслуживающий более 96,17 (август 2009) миллионов абонентов. Также МТС на данный момент является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной Европе.
28 октября 1993 в Москве была создана компания Мобильные ТелеСистемы (сокращенно: МТС) при участии германского капитала Deutsche Telecom и Siemens. Телекоммуникационное оборудование было закуплено у фирм Siemens и Motorola.
10
мая 2006 года было объявлено
о начале проведения
Сеть МТС использует стандарт GSM и UMTS. Компания работает в России (имеются лицензии на оказание услуг связи в стандарте GSM в 81 регионе страны), Армении, Туркмении, Узбекистане, на Украине, в Белоруссии и Индии.
Также «Мобильным ТелеСистемам» принадлежит (с октября 2009 года) контрольный пакет акций оператора фиксированной связи «Комстар — Объединённые ТелеСистемы» (50,91 %).
Решение о создании системы управления рисками принималось ключевыми руководителями компании. В тот момент должность президента МТС занимал Леонид Меламед, ранее возглавлявший страховую компанию РОСНО. Обладая обширным опытом в сфере управления рисками, он имел четкое видение задач, которые предстояло решить в МТС. После его ухода новый президент МТС Михаил Шамолин сделал развитие этого направления одной из приоритетных бизнес-задач. Сформированной команде предстояло создать такую функциональную структуру в компании, которая позволила бы обеспечить комплексное интегрированное управление рисками. Причем управлению подлежали не только финансовые риски, но и все остальные типы рисков, с которыми сталкивается МТС в своей бизнес-практике. Нужно отметить: когда начиналось создание этой структуры, ситуация в МТС сложилась весьма удачная – ключевые управленцы компании понимали, каковы лучшие мировые практики в области управления рисками и к чему необходимо стремиться.