Ресурсы и качество продукции как составляющие эффективности управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 22:54, реферат

Краткое описание

Целью работы является анализ составляющих эффективности управления, в частности рационального использования ресурсов и качества продукции и выработка рекомендаций по достижению эффективности в этой области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть ресурсы организации, проанализировать эффективность их использования;
Определить основы управления качеством продукции;
Определить составные эффективности управления;
Выработать рекомендации по улучшению управления ресурсами и качеством.

Оглавление

Введение
Ресурсы и качество продукции как составляющие эффективности управления организацией
1.1. Эффективное использование ресурсов…………………… 4-10
1.2. Управление качеством продукции в организации……….. 11-17
2.1. Система информационного обеспечения организации и ее влияние на эффективность управления ……………………………………18-26
2.2. Рациональное использование ресурсов – основа эффективности управления организацией ……………………………………………………27-29
Заключение ……………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Ресурсы качество и эффективность менеджмента 2.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение 
 

Ресурсы и качество продукции как составляющие эффективности управления организацией  
1.1. Эффективное использование ресурсов…………………… 4-10 
 
1.2. Управление качеством продукции в организации……….. 11-17 
 
2.1. Система информационного обеспечения организации и ее влияние на эффективность управления ……………………………………18-26 
 
2.2. Рациональное использование ресурсов – основа эффективности управления организацией ……………………………………………………27-29 
 
Заключение ……………………………………………………...30 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что успех любой организации зависит от различных факторов. Заняв определенное положение на рынке она должна сохранить его и развиваться дальше. Эффективная работа компании во многом зависит от наличия у нее необходимых ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. А для успешного функционирования предприятия необходимо рациональное использование имеющихся ресурсов. 
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции, что расценивается в настоящее время как решающее условие её конкурентоспособности на рынке. 
От рационального использования ресурсов и обеспечения качества продукции напрямую зависит эффективность управления предприятием. 
Поэтому целью работы является анализ составляющих эффективности управления, в частности рационального использования ресурсов и качества продукции и выработка рекомендаций по достижению эффективности в этой области. 
Объект исследования – ресурсы организации и качество выпускаемой продукции организации. 
Предметом исследования выступает процесс взаимодействия использования ресурсов, управления качеством продукции с эффективностью управления. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
Рассмотреть ресурсы организации, проанализировать эффективность их использования; 
Определить основы управления качеством продукции; 
Определить составные эффективности управления; 
Выработать рекомендации по улучшению управления ресурсами и качеством. 
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
Основная часть включает в себя две главы. В первой главе описан процесс использования ресурсов и управления качеством продукции. Вторая глава включает в себя пункты, в которых рассматривается эффективность управления организации.

При написании работы использовались материалы монографий различных авторов: Мильнера, Портера и других. Кроме того, в работе использованы материалы периодических изданий: Менеджмент в России и за рубежом, журнал управления компанией, ЭКО, а также учебные пособия для студентов по теории управления и менеджменту.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы и качество продукции как составляющие эффективности управления организацией 
 
1.1. Эффективное использование ресурсов 
 
Основные ресурсы, используемые организацией: люди (человеческие ресурсы), Капитал, Материалы, технология и Информация. Капитал – это ФИнансы, вложенные в Предприятие в виде акционерного капитала (уставного фонда) илээ

жи в виде прочих форм долгосрочного финансирования. 
Это термин, используемый в деловом мире и даже бухгалтерами довольно свободно, может означать совокупные финансы Компании, включая весь акционерный капитал, прибыль прошлых лет, долгосрочные ссуды и текущие обязательства. 
Материалы – это получаемая из природного, сырья посредством обработки, переработки материальная субстанция, используемая для производства, изготовления вещей или преобразования в другие материальные субстанции, объекты, предметы. Основные материалы образуют материально-вещественную основу производимого продукта, входят в его состав, а вспомогательные используются лишь в процессе производства. [571] 
М. Портер предложил схему, которая полезна при анализе ресурсов в стратегическом плане. Эта схема получила название «цепочка создания ценности». Основной идеей Портера является то, что степень оценки продуктов или услуг покупателями (пользователями) определяется тем, как выполняются действия, необходимые для разработки, производства, выведения на рынок, поставки и поддержки данного продукта или услуги. Эта деятельность должна тщательно анализироваться, если ставится задача достичь понимания стратегических возможностей организации. В своей модели Портер разграничивает основную и вспомогательную деятельность компании. 
Портер считает, что при проведении анализа внутренних ресурсов необходимо исследовать и использование ресурсов, которые определяются результативностью и эффективностью. 
Результативность использования ресурсов определяется независимо от их назначения. Наиболее общие показатели результативности: 
Прибыльность.

Это обобщающий показатель результативности, подходящий для коммерческих организаций. Его следует использовать в тесной связи с другими финансовыми показателями, такими как оборачиваемость запасов и период погашения дебиторской задолженности. Прибыльность дает представление о результативности использования конкретных видов ресурсов. 
Оборотный капитал. 
Исследование этого параметра результативности использования ресурсов может показать, как финансовые ресурсы используются с точки зрения стратегии организации. Важным является требование поддержания низкого уровня оборотного капитала. 
Производительность труда. 
Показатель отражает результативность использования трудовых ресурсов организации. Специфическими индикаторами могут быть производительность в расчете на одного работающего, уровень прогулов и опозданий, относительная численность различных подразделений и соотношение между сотрудниками основного и неосновного производств. 
Материалоемкостъ. 
Этот показатель выходит на первый план в случаях, когда сырье или энергия являются основными составляющими себестоимости. 
Загрузка производственных мощностей. Этот показатель становится одним из основных в тех случаях, когда накладные расходы являются основными в себестоимости. 
Эффективность использования ресурсов проявляется в том, используются ли ресурсы организации по целевому назначению. Выделим следующие показатели эффективности: 
Использование капитала. 
Конкретные области анализа в этом случае включают в себя вопросы изменения структуры капитала компании, допустимые показатели прибыльности, а также степень сложности получения средств для запланированных инвестиций. 
Использование трудовых ресурсов. 
Исследуются такие области, как гибкость трудовых ресурсов, характер системы оплаты труда, размеры рабочих бригад, типы систем контроля на местах, уровень руководства в критические моменты, уровни внутреннего соперничества и сотрудничества. 
Использование финансовых систем. 
Области исследования включают соответствие нуждам компании системы калькуляции затрат, степени ее соответствия требованиям стратегии, способа составления сметы, применения методов оценки инвестиций. 
Использование возможностей маркетинга. 
Конкретные показатели могут включать расходы на рекламу в процентах от оборота, объем продаж на одного продавца, затраты на распределение в процентах от оборота, эффективность рекламы и т. п.[572] 
Приведенные показатели всего лишь образец, и в каждом данном случае разработчики стратегии могут найти более подходящие параметры для решения конкретных задач, связанных с исследованием внутренней среды организации.

Основным вопросом при проведении внутреннего анализа является определение общего наличия ресурсов. Для его решения имеется несколько способов, в частности, портфельный, анализ навыков и анализ гибкости. 
Портфельный анализ применяется, когда «в портфеле» фирмы имеется несколько бизнес-единиц и товарных линий. При разработке стратегии могут учитываться ситуации изменения «портфеля», т. е. добавления новых бизнес-единиц или производство новых товаров либо отказа от убыточных и неперспективных направлений ведения бизнеса. Портфельный анализ используется, когда каждое самостоятельное подразделение компании имеет миссию, собственные товарные линии, специфических для нее конкурентов и свои рынки сбыта. 
Наиболее известным средством портфельного анализа является матрица «Бостон Консалтинг групп» (BCG). Эта матрица объединяет темпы роста рынка и долю рынка, приходящуюся на данный продукт, производимый фирмой (рис. 1). Показатель темпов роста бизнеса отражает развитие отрасли, в которой действует СБЕ, а показатель доли рынка – позиции СБЕ на рынке в сравнении с конкурентами. Матрица предполагает четыре сценария развития продукта, которые получили наименование «звезда», «денежная корова», «вопросительные знаки» и «собаки». 
 
Высокая

 

 Низкая

 
Высокий

 
Звезда

 
Быстрый рост и расширение

 
Вопросительные знаки

 
Новые предприятия. Связаны с высокими рисками, звездами становятся многие, остальные продаются

 
Низкий 
 
Денежная корова 
 
«Золотое молоко» для финансирования «вопросительных знаков» и «звезд» 
 
Собаки 
 
Не нуждаются в инвестициях. Если они приносят прибыль, целесообразно сохранить в составе компании. Возможна продажа. 
 
«Звезда» – продукт, который имеет значительную долю в растущем рынке. Компания с продукцией в этом квадрате обычно затрачивает значительные средства для ее поддержки, однако, благодаря воздействию кривой роста производительности труда, затраты с течением времени уменьшаются. 
 
«Денежная корова» – продукт, имеющий большую долю в зрелом рынке. Потребность в расходах на сбыт меньше. Такой продукт является поставщиком средств для инвестирования в новый продукт. 
«Вопросительные знаки» («трудные дети») существуют в растущем рынке, они страдают от незначительности своей доли в нем. Для увеличения доли необходимы большие средства. Однако в случае отсутствия перспективы продукт может быть снят с производства.

«Собаки» имеют небольшую долю на статичном или сокращающемся рынке, требуют непропорционально больших объемов затраты средств и «пожирают» ресурсы компании. Чаще всего корпорации ищут возможность освободиться от СБЕ этой группы. 
С помощью портфельного анализа можно установить, подходит ли набор продуктов и услуг с точки зрения наличия средств и управления оборотным капиталом. 
Трудовые ресурсы так же важны, как и финансовые. Если организация хочет добиться успеха, то ей необходима некоторая совокупность навыков персонала, которая определяется качеством человеческих ресурсов организации. Анализ навыков может концентрироваться на ряде аспектов, включая следующие: 
Состав и навыки команды высшего руководства. В анализ могут быть включены такие атрибуты, как типы характера, управленческие навыки, способность решать неординарные проблемы, соотношение сил в команде. 
Уровень квалификации исполнителей, в том числе определение их навыков и способности освоить другие профессии. Особую роль играет равновесие физических навыков и навыков общения.[573] 
Важным атрибутом организации являются ее возможности реагировать на внешние изменения. Задача выяснения этой способности определяется как анализ гибкости. Он предполагает осуществление следующей последовательности действий: 
Нахождение основных областей неопределенности: они могут быть внешними и внутренними. 
Анализ наличных ресурсов в связи с этой неопределенностью. 
Анализ уровня гибкости, необходимого для адекватной реакции на изменения параметров внешней среды. 
Конкретизация некоторых действий в связи с этой неопределенностью. 
Анализ использования ресурсов предполагает оценку результативности (прибыльность, оборотный капитал, производительность труда, материалоемкость, загрузка мощностей) и эффективности (использование капитала, использование персонала, использование способов производства, использование нематериальных активов). 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Управление  качеством продукции в организации 
 
Качество - совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять Потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг. 
 
Управление качеством продукции - деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям.

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. 
 
Для управления качеством продукции созданы определенные стандарты. Таким стандартом является ИСО 9001:2000. 
 
При разработке стандарта государством были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. 
 
Стандарт ИСО 9001:2000 направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. 
 
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. 
 
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». 
 
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. 
 
При применении в системе менеджмента качества такой подход 
Подчеркивает важность: 
Понимания и выполнения требований; 
Необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; 
Достижения результатов выполнения процессов и их результативности; 
Постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении. 

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. 
Стандарт ИСО 9001:2000 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: 
 
Нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям; 
Ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям. 
Требования стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.

Если какое-либо требование стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение. 
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта. 
Организация должна: 
Определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации; 
Определять последовательность и взаимодействие этих процессов; 
Определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; 
Обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; 
Осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; 
Принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. 
Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. 
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества: 
Соответствовала целям организации; 
Включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества; 
Создавала основы для постановки и анализа целей в области качества; 
Была доведена до сведения персонала организации и понятна ему; 
Анализировалась на постоянную пригодность. 
Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества. 
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию: 
Результаты аудитов (проверок); 
Обратную связь от потребителей; 
Функционирование процессов и соответствие продукции; 
Статус предупреждающих и корректирующих действий; 
Последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства; 
Изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества; 
Рекомендации по улучшению. 
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к: 
Повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов; 
Улучшению продукции согласно требованиям потребителей; 
Потребности в ресурсах. 
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом. 
Организация должна:

Информация о работе Ресурсы и качество продукции как составляющие эффективности управления организацией