Развитие управления персоналом: тенденции и концепции
Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 19:29, контрольная работа
Краткое описание
Руководитель должен побуждать подчиненных работать не только физически, но и главным образом умственно, а также всегда помнить, что никакие методы принуждения не могут заставить подчиненного мыслить и действовать творчески, если он не захочет этого сам. В современных условиях только методами принуждения эффективно управлять нельзя. Основу влияния должны составлять экономические и социально-психологические методы.
Оглавление
Введения…………………………………………………………………………3 1. Развитие управления персоналом: тенденции и концепции………………...5 1.1. Человеческий и социальный капитал……………………………………….5 1.2. Основные этапы развития управления персоналом………………………..8 1.3. Управления человеческими ресурсами: сущность, отличия и особенности……………………………………………………………………...12 Заключение…………………………………………………………………….18 Список литературы……………………………………………………………...20
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕТРА 1»
Кафедра Управления
и маркетинга в АПК
Контрольная
работа
по дисциплине «Управление
персоналом»
на тему: «Развитие
управления персоналом: тенденции и концепции.
Выполнил:
студентка Э6-б з.ф.
обучения
Солнцева Ю.И.
Шифр зачетки - 10392
Руководитель:
Воронеж
2015
Содержание
Введения…………………………………………………………………………3
1. Развитие управления
персоналом: тенденции и концепции………………...5
1.1. Человеческий и социальный
капитал……………………………………….5
1.2. Основные этапы развития
управления персоналом………………………..8
1.3. Управления человеческими
ресурсами: сущность, отличия и особенности……………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...20
Введение
Современный период
экономического развития сопровождается
ломкой старой социальной и политической
системы, трансформацией тоталитарного
государства в демократическое, а в области
управления - заменой административно-командной
системы рыночной.
Необходимым условием
этих изменений является постоянное совершенствование
управления в социальных системах на основе
всестороннего использования достижений
науки, техники и передового опыта.
Большое внимание уделяется
теоретическим и практическим проблемам
менеджмента, его становлению и развитию.
Технология управления
развитием персонала в организации - это
профессионально осуществляемое управление
персоналом предприятия в условиях рыночных
отношений в любой сфере хозяйственной
деятельности, направленное на получение
прибыли путем рационального использования
ресурсов.
Рыночные отношения
меняют взгляды на природу, роль, сущность
и значение труда руководителя.
На первое место выдвигается
самостоятельность, инициатива, предприимчивость,
творческое мышление, готовность к разумному
риску.
Производственная деятельность
должна изменяться таким образом, чтобы
она могла удовлетворять индивидуальные
потребности, обеспечивать заинтересованность
работников в наивысших конечных результатах
с одновременным регулированием товарно-денежных
отношений, широким использованием достижений
научно-технического прогресса.
Особенностью современного
менеджмента является его направленность
на эффективное ведение хозяйства в условиях
дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение
регулирования производства административными
методами, интенсификацию производства.
Современный менеджмент
должен способствовать развитию рынка,
товарно-денежных отношений в оптовой
торговле средствами производства, конвертируемости
денег, стабилизации рыночных цен.
Руководство совместной
деятельностью людей состоит во взаимосвязи,
с одной стороны, единоначалия, а с другой
- самоуправления группы. Все административные,
организационные и исполнительские функции
могут концентрироваться в руках руководителя
высшего звена или делегироваться нижним
ступеням управленческой иерархии, функциональным
службам, вспомогательным подразделениям.
Управление совместной
деятельностью людей и составляет сущность
менеджмента - особого вида экономической
деятельности.
В эпоху научно-технического
прогресса требуется, чтобы в любой работе
преобладали интеллектуальные компоненты
трудовой деятельности над физическими.
Руководитель должен
побуждать подчиненных работать не только
физически, но и главным образом умственно,
а также всегда помнить, что никакие методы
принуждения не могут заставить подчиненного
мыслить и действовать творчески, если
он не захочет этого сам.
В современных условиях
только методами принуждения эффективно
управлять нельзя. Основу влияния должны
составлять экономические и социально-психологические
методы.
Цель работы - изучить технологию
управления развития персонала.
1. Развитие
управления персоналом: тенденции
и концепции.
1.1. Человеческий
и социальный капитал.
Термин «человеческого
капитал» был предложен в 1961 году Т. Шульцем,
но классикой современной экономической
мысли стал одноименный трактат Г. Беккера.
В своем анализе он исходил из представлений
о человеческом поведении как рациональном
и целесообразном, применяя такие понятия,
как «редкость», «цена», «альтернативные
издержки» и т.п., к самым разнообразным
аспектам человеческой жизни, включая
и те, которые традиционно находились
в ведении других социальных дисциплин.
Сформулированная в нем модель стала основной
для всех последующих исследований в этой
области.
Человеческий капитал — это имеющийся
у каждого запас знаний, способностей,
навыков, мотиваций. Инвестициями в него
могут быть образование, накопление профессионального
опыта, охрана здоровья, географическая
мобильность, поиск информации.
Человеческий капитал неоднороден.
Он подразделяется на общий (перемещаемый)
и специальный (неперемещаемый).
Общий капитал включает теоретические
и другие достаточно универсальные знания,
имеющие широкую область применения и
приобретаемые прежде всего в школах,
вузах и других образовательных учреждениях,
а также общие профессиональные (специализированные)
знания. Это могут быть, например, знания,
полученные при изучении обычных учебных
предметов: математики, физики, информатики,
иностранных языков и т.п. Важной формой
наращивания общего человеческого капитала
является самообучение.
Специальный капитал соотносим
лишь с конкретной организацией. Он включает
знания особенностей рабочего места, руководства,
товарищей по работе, их возможностей,
достоинств и недостатков, клиентов, специфики
предприятия, региона и т.п., а также практические
навыки по использованию этого рода знаний.
Специальный капитал накапливается в
процессе трудовой деятельности, приобретения
практического опыта. Эффективное использование
человеческого капитала практически невозможно
без наличия капитала социального.
В центре теории человеческого
капитала находится добавленная стоимость,
которую работники могут создавать для
организации. Она рассматривает работников
как активы и подчеркивает, что вложение
в них средств будет приносить организации
достойный доход.
Понятие «социальный капитал»
отражает характер отношений между работниками,
способы и культуру их общения, развитость
межличностных коммуникаций. Содержанием
социального капитала являются межличностные
связи, отношения доверия, солидарность,
готовность к кооперации и поддержке,
умение работать в группе, команде. В основе
социального капитала лежат нравственные
отношения, которые иногда называют нравственным
капиталом. Однако социальный капитал
не сводится к нему, а предполагает, помимо
него, развитость коммуникаций и культуры
общения, навыков эффективного взаимодействия.
Социальный капитал позволяет
быстро и эффективно координировать деятельность
людей, мобилизовать их на достижение
организационных целей, обеспечивает
оперативность передачи информации. Его
развитость резко снижает частоту проявлений
отклоняющегося поведения, случаев нарушения
трудовой дисциплины/недобросовестного
отношения к труду, делает излишним текущий
внешний контроль за персоналом.
Важным отличием социального капитала
от капитала финансового и физического
является его нарастание по мере его потребления.
Социальный капитал накапливается в разных
формах непосредственного взаимодействия
людей, и прежде всего в устойчивых самоуправляющихся
социально-психологических общностях
или группах.
Традиционными формами его образования
являются семья, другие кровнородственные
объединения. Однако накопление этого
вида капитала возможно и в большей или
меньшей степени необходимо также и в
других формах взаимодействия работников,
особенно в современной производственной
деятельности.
Организационный или структурный
капитал – это институциализированное
знание, которым владеет организация и
которое хранится в базах данных, инструкциях
и т.д.
Наращивание и оптимальное использование
человеческого, социального и организационного
капиталов в современных условиях зависит
в первую очередь от качества управления
персоналом.
1.2. Основные этапы
развития управления персоналом.
Развитие управления
персоналом как вида самостоятельной
деятельности носит эволюционный характер.
Его становление происходило по мере развития
промышленности, науки и техники, профессионализации
видов деятельности, т. е. появления многообразных
профессий и специальностей, формирования
системы профессионального образования,
увеличения капиталоемкости профессионального
опыта человека, а также развития предпосылок
профессионализации кадровой политики
и управления персоналом. Этапами управления
персоналом являются: физиократический,
рационалистический, технократический,
гуманистический.
Физиократический этап — это
исторически первый и по продолжительности
самый длительный период развития управления
персоналом. Для него характерны отношение
к человеку как к обладателю физической
силы, ориентация на проявленные природные,
в том числе умственные, психологические
и энергетические, возможности. Этот этап
существовал в период повсеместного господства
простого, неквалифицированного и малоквалифицированного
видов труда. В этот период зарождаются
и получают развитие отдельные элементы
управления персоналом.
Гуманистический - человек понимается
как важнейшая ценность общества, организации;
ориентация на профессионализм, интеллектуальный
и культурный уровень человека
Технократический - человек
расценивается как элемент «человеко-машинного
комплекса»; ориентация на адекватность
профессиональных возможностей человека
требованиям техносферы
Рационалистический (прагматический)
-человек понимается как экономический
ресурс, фактор производства; ориентация
на рациональные действия человека
Физиократический - человек
представляется как носитель силы; ориентация
на проявленные им природные, энергетические
возможности
Рационалистическому (прагматическому)
этапу свойствен подход к человеку как
важнейшему экономическому ресурсу, фактору
производства. Господство механизированных
средств труда требует специализированных
способностей человека.
Здесь в центре внимания практики
управления персоналом находятся способности
и действия человека, которые позволяют
минимизировать затраты ресурсов, энергии,
времени, а также рационализировать действия
человека.
На этом этапе обособляются
задачи и функции управления персоналом,
требующие специализированных действий,
знаний, умений, навыков, формируются организационные
структуры, призванные вести учет, заниматься
поиском и оформлением найма и увольнения
людей, организовывать обучение на рабочих
местах. В этот период обретают востребованность
и получают развитие отдельные элементы
кадровых технологий, позволяющие хотя
бы упрощенно оценивать способности и
труд человека, развиваются институциональные
формы профессионального развития и ряд
других.
Технократический этап развития
управления персоналом сопряжен с господством
трудовых функций, которые требуют от
человека обширных познаний в области
техники и технологий, применения автоматизированных
информационных систем, в том числе в управлении
организацией. Господство техносферы
порождает повышенные требования к объективности
кадровых технологий, точности соответствия
профессиональных способностей человека
профессионально-квалификационным требованиям
различных видов профессиональной деятельности.
Это, в свою очередь, требует значительно
более высоких профессиональных познаний
от тех, кто призван заниматься профессионалами,
создавать благоприятные условия для
реализации их способностей в организации.
Потребность организации в
профессиональной деятельности специалистов
по управлению персоналом диктует необходимость
в их профессиональном развитии, зарождении
научных и консультационных центров по
проблемам управления персоналом (рекрутинговые
агентства, центры оценки персонала, центры
кадрового консалтинга и др.) и профессиональных
сообществ специалистов по управлению
персоналом. Фактически в этот период,
который приходится на вторую половину
XX столетия, создается необходимая научная,
информационная, организационная, образовательная,
консультационная инфраструктура управления
персоналом как вида профессиональной
деятельности.
В этот период зарождаются и
элементы нового этапа развития управления
персоналом — гуманистического, для которого
характерно представление о человеке,
прежде всего о его профессиональных возможностях,
как о важнейшей ценности общества, организации.
Ориентация на профессионализм, интеллектуальный
и культурный уровень человека - это определяющий
вектор кадровой политики и управления
персоналом организации. Достижения науки
о человеке, о механизме его поведения
и механизме управления человеком в организации
становятся важнейшим информационным
ресурсом служб управления персоналом.
Такой поворот к человеку объясняется:
во-первых, тем, что профессионализм становится
не только дорогим, но и ценным ресурсом,
таящим в себе огромный потенциал организации.
Во-вторых, профессионализм обретает функции
капитала не только организации, но и человека,
поэтому он выбирает ту социальную среду,
которую считает для себя более комфортной
и более выгодной. В этих условиях от профессионализма
специалистов по управлению персоналом
становятся напрямую зависимыми качественные
и количественные характеристики персонала
организации, ее конкурентоспособность
и привлекательность для профессионалов,
результативность работы персонала и
другие показатели эффективности ее деятельности.
В то же время наряду с зарождающимися
элементами практики управления персоналом
существуют и все элементы предшествующих
периодов в той или иной степени полноты.
Это зависит от направленности кадровой
политики и господствующей концепции
управления персоналом или степени понимания
важности этой практики руководством
организации
1.3. Управления
человеческими ресурсами: сущность,
отличия и особенности.
Человеческие
ресурсы (ЧР) представляют собой совокупность
различных качеств людей, определяющих
их трудоспособность к производству материальных
и духовных благ, и являются обобщающим
показателем развития общественного производства.
При этом различают человеческие ресурсы
организации, региона, отрасли, страны
и уровни управления ими.
Управление человеческими
ресурсами, является неотъемлемой частью
существования любого предприятия.
Во-первых, управление человеческими ресурсами
непосредственно влияет на стоимость
компании. Растет доля нематериальных
активов (бренд, интеллектуальный потенциал
персонала, кадровая политика) в общей
сумме активов организации. Во-вторых,
управление человеческими ресурсами как
важнейшая организации является одним
из факторов, обеспечивающих лидерство
в конкурентной борьбе, поскольку выдвигается
в число важнейших конкурентных преимуществ
организации, становится гарантией ее
успеха и выживаемости в условиях усиления
конкуренции. В-третьих, по оценкам ряда
специалистов, именно управление человеческими
ресурсами позволяет компаниям переходить
из числа хороших, успешно работающих,
в число лидирующих в определенном сегменте
рынка.
Одной из наиболее важных
областей управления организацией является
- управление людьми. В любой организации
люди – это важный ресурс. Они способны
создавать новые продукты, использовать
финансовые ресурсы, контролировать качество.
Так же люди могут постоянно совершенствоваться
и развиваться. Их возможности и инициатива
безграничны, в то время как другие ресурсы
ограниченны.
Управление человеческими ресурсами
может рассматриваться с разных
точек зрения, например:
- как система разработки
и реализации взаимосвязанных, тщательно
продуманных решений по поводу
регулирования отношений труда
и занятости на уровне организации;
- как направление управленческой
деятельности, в которой человеческий
персонал организации рассматривается
как: один из важнейших ресурсов
ее успешного функционирования
и развития, фактор ее эффективности
и роста, средство достижения
стратегических целей.
Рассмотрим соотношение двух
понятий «управление персоналом» и «управление
человеческими ресурсами» (табл. 1) [3].