Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:19, реферат
Необходимость развития системы дистрибуции как стратегическая задача прямо зависит от степени конкурентности рынка: при очередном превышении предложения над спросом производителям приходится больше, чем раньше, подстраивать свои каналы сбыта под конечного потребителя, так как именно он выбирает товар (производителя товара). Значит нам необходимо понять, как именно система дистрибуции или, иначе говоря, система доставки товара до конечного потребителя, должна учитывать его потребности чтобы соответствовать новым условиям.
Развитие системы дистрибуции в производственных FMCG-компаниях
Необходимость развития
Дистрибуция в мировом разрезе
По данным исследовательской компании «Альт», в Америке только 20% товаров достигает розницы через дистрибьюторов, основную долю составляют продажи в сетевую розницу. В России обратная ситуация: 80–85% товаров проходит через дистрибьютора. Примерно так же дела обстоят в Китае. Промежуточное положение занимает Европа: 40% товарооборота там приходится на дистрибьюторское звено. Таким образом, вероятный путь развития российского рынка — увеличение прямых продаж и сокращение продаж через дистрибьюторов. Пивная отрасль уже отражает эту тенденцию: многие производители оставили дистрибьюторам роль логистов. Продажи и сбор заказов осуществляют собственные торговые представители компании, а доставку по собранным заказам — дистрибьютор. Производители утверждают, что при высоком уровне конкуренции на рынке торговый представитель дистрибьютора уже не может качественно продавать ваш товар: обилие торговых марок в структуре его портфеля не позволяет ему уделять достаточного внимания каждой из них.
Итак, наиболее развитая дистрибуция
Америки использует
Сбор и анализ информации о рознице и конечных потребителях необходим сегодня и российским компаниям. Организовав с помощью этой информации свою работу с дистрибьютором, компания может оказаться на шаг впереди конкурентов. В зависимости от количества и качества имеющихся сведений можно выделить три этапа в последовательном изменении систем распределения (см. схему).
Схема: Этапы развития дистрибуции в производственных FMCG-компаниях
1 этап развития дистрибуции.
Цель: максимальный заказ от
Инструменты достижения цели (мотиваторы):
Статус «официальный
дистрибьютор» — четкие
Определенные зоны
ответственности дистрибьютора;
Специальные цели по ассортименту.
Еще несколько лет назад
при организации продаж
На операционном уровне
Если же компания не делает
всего этого, зачастую
Пример 1. Ведущий производитель на рынке бытовой химии столкнулся с серьезной проблемой: постепенно интерес к его продукции стал падать. Анализ ситуации выявил, что управление продажами дистрибьюторов в этой компании фактически отсутствовало, и это породило ряд конфликтов.
Из-за отсутствия у производителя дифференцированной политики в отношении дистрибьюторов товарный поток направлялся через наиболее мощные дистрибьюторские компании. Их клиенты — мелкий опт и розница — предпочитали покупать товар в самом полном ассортименте, вследствие чего товарный поток также перераспределялся в пользу гигантов, часто в ущерб более мелким дистрибьюторам. При этом, чтобы продать объем продукции, превышающий спрос на данной территории, у крупного дистрибьютора было два пути: снизить цену и «прокачать» объем либо расширить географию продаж. Когда же он сбрасывал продукцию на соседнюю территорию, от этого страдал соответствующий соседний дистрибьютор, покупавший товар у поставщика более мелкими партиями по более высокой цене. Он, в свою очередь, был вынужден повышать наценку и брать все больше стороннего ассортимента, чтобы заработать, а это снижало качество его работы с товаром поставщика. Результатом был тренд к всеобщему снижению наценок в сети дистрибьюторов. А у розницы и мелкого опта из-за риска купить дорого снижался интерес к продукции поставщика, что ухудшало ее конкурентную позицию.
По сути, на рынке сформировался
неуправляемый поток
Производителю же в тот
момент был доступен только
один инструмент воздействия
на поведение дистрибуторов —
торговые условия,
Решения для этой компании, нацеленные на повышение управляемости дистрибьюторской сетью и рост продаж, были следующие:
Расширение знаний о дистрибьюторах (паспорт дистрибьютора с данными о структуре компании, охватываемой территории, оборотах, пакетах прямых контрактов с клиентами и другой информацией) и формирование четких требований к ним по инфраструктуре продаж и закупаемому ассортименту. Это позволяет разделить дистрибьюторов на два эшелона и выстроить «ценовую лестницу», вследствие чего дистрибьюторы второго эшелона могут закупать товар по единой цене как у дистрибьютора первого эшелона, так и у самого поставщика.
Регулярный анализ информации о продажах дистрибьюторов (состав клиентской базы по группам клиентов, ее динамика, доля активных клиентов и проч.).
Стимулирование
работы дистрибьютора с
Контроль за соблюдением установленных правил.
2 этап развития дистрибуции. Цель: максимальный заказ от торговой точки
Инструменты достижения цели (мотиваторы):
Планирование продаж дистрибьютора;
Типология торговых точек и максимальный заказ от торговой точки;
Типология торговых
точек и максимальный
Количество торговых
точек в зависимости от
Отчетность о продажах;
Кредитная политика;
Соблюдение рекомендованных цен.
На втором
этапе производитель начинает
вмешиваться в работу
Однако дистрибьютор — это торговая компания, которая преследует свои финансовые и коммерческие цели, поэтому само по себе наличие целевой розницы в составе его клиентской базы не гарантирует необходимого объема продаж продукции производителя. Среди поставщиков дистрибьютора много других производителей, и торговый представитель дистрибьютора зачастую не в состоянии уделить максимум времени и усилий (он даже цели такой не ставит) продажам продукции одного производителя. Для того чтобы добиться максимальных поставок в выбранные розничные точки, производитель вынужден брать часть работы на себя. Например, создавать на базе дистрибьютора команды торговых представителей, которые занимаются только данной продукцией. Торговые представители добиваются от розницы выполнения четких требований по численности ассортимента (доле в ассортименте данной товарной категории) и цене.
Переход компании на второй уровень работы с дистрибуцией дает очень хорошие результаты:
Пример 2. Производитель косметики собрал следующие данные о дистрибьюторах: количество обслуживаемых дистрибьютором торговых точек; количество у дистрибьютора торговых представителей по рознице; доля дистрибьютора в региональной сетевой и несетевой рознице. Затем была составлена карта розничных точек в зоне продаж каждого дистрибьютора. Сверив эти данные с данными от дистрибьютора, компания определила те точки, где продаж пока нет. Следующим шагом стало сегментирование всей розницы и формирование для каждого сегмента ассортиментного предложения и планируемого объема продаж. Целевая розница косметического рынка включала одиннадцать типов торговых точек, а розница фармацевтического рынка (на котором также продается косметика) — пять форматов. Далее производитель косметики определил, сколько еще точек может покрыть дистрибьютор с учетом численности его торгового персонала. После этого был разработан обоснованно увеличенный план продаж для дистрибьютора по всем точкам (с учетом и тех, куда дистрибьютор до этого продукцию не поставлял) и по типам точек. Были введены бонусы за планирование продаж в соответствии с расчетными показателями по определенным территориям и в пределах согласованных цен. Кредитная политика предусматривала дифференцированный подход по длительности отсрочек платежа.
Как
правило, такая перестройка
Пример 3. Увеличения объемов продаж добился региональный производитель минеральной воды: рост составил 27%. Первым шагом в реформировании системы дистрибуции стал отказ от работы с сетями, поводом для которого послужило требование ритейлеров увеличить отсрочку платежа. Поставлять воду средним и мелким розничным торговцам через дистрибьютора оказалось намного выгоднее. Производитель определил пять типов розничных точек и объемные показатели продаж. Под каждый тип точки был просчитан оптимальный заказ, выстроена четкая ценовая политика.
В качестве промежуточных
целевых показателей для
Количество торговых точек,
обеспечивающих регулярные
Количество торговых точек,
обеспечивающих платежи за
Количество торговых точек с заданным для каждого типа точек объемом заказа (контроль структуры ассортимента).
Торговым представителям
3 этап развития дистрибуции. Цель: оптимальный заказ от торговой точки и управление полкой
На третьем этапе работы с дистрибуцией необходимо обеспечить продажи товара в розничных точках.
Инструменты достижения цели (мотиваторы):
Прирост товарооборота;
Информация о работе Развитие системы дистрибуции в производственных FMCG-компаниях