Развитие менеджмента как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

Оглавление

Развитие менеджмента как науки……………………………………....……3
1.1. Эволюция теории менеджмента…………………………………………3
1.2. Основные школы менеджмента…………………………………………5
1.3. Современные подходы в менеджменте…………………...……..…….16
2. Инвестиционная политика предприятия……………………………...….……20
2.1 Инвестиционная политика: содержание и виды………………....……20
2.2 Принципы разработки инвестиционной политики……………………23
3. Органы государственного предприятия АПК на федеральном, региональном и местном уровнях. Их функции и полномочия………………………….………25
Список литературы…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Управление производством.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

3.      поселенческими муниципальными образованиями.

Местное самоуправление имеет особую организующую роль в территориальной организации сельского населения. Органы местного самоуправления формируют и исполняют бюджет поселений, устанавливают и изменяют местные налоги и сборы, организуют электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, обеспечивают его топливом. Они также содержат и строят дороги общего пользования, мосты, инженерные сооружения, следят за содержанием муниципального жилого фонда, обеспечивают жильем малоимущих граждан. Местные органы власти создают условия для обеспечения населения транспортными услугами, общественным питанием, торгово-бытовым обслуживанием. Они играют основную роль в организации образования и здравоохранения в сельских поселениях.

Главное направление деятельности управленческих органов всех уровней — аграрная реформа. В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован, в условиях перехода к рыночным отношениям он нуждается в реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложняется отсутствием эффективного механизма финансирования, отсутствием действенной государственной поддержки, слабым материально-техническим обеспечением, ценообразованием, неадекватным рыночным механизмам, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин. Все эти проблемы вызывают необходимость проведения аграрной реформы. Основные направления аграрной реформы в России включают:

1) земельную реформу;

2) утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий для всех форм хозяйствования;

3) приватизацию и демонополизацию в промышленности и других обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса;

4) создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе;

5) социальное преобразование села. Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда.

Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, слабой материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личного подсобного хозяйства, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено на формирование полноценного земельного рынка, повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве. В последнее время приняты базовые нормативные документы по земельным отношениям: Земельный кодекс, федеральные законы: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». Они регулируют процесс создания экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю, важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, на это направлен механизм государственного регулирования этого процесса. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на базе баланса наличия земель и потребности в них, на базе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их. На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы для противодействия монополизму предполагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого необходима финансовая и организационная помощь сельскохозяйственным предприятиям в приобретении акций со стороны государства (предоставление налоговых льгот, льготное кредитование и т.п.). Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является кризисная ситуация с материально-технической базой сельского хозяйства. Высокий износ основных фондов, отсутствие финансовых возможностей у сельхозпроизводителей приобретать технику ставят перед органами государственной власти на федеральном и региональном уровне задачу решить проблему неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства, и предоставить реальную государственную поддержку сельхозпроизводителям.

Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию путем индексации, компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов (кроме налога с земли), включение механизма сельскохозяйственного лизинга. Государственный лизинг сельскохозяйственных машин является наиболее отработанной схемой финансовой поддержки села при приобретении техники. Лизинг развивается с 1995 г. за счет средств федерального и региональных бюджетов на выгодных для сельских лизингополучателей льготных условиях. Финансово-лизинговая деятельность в аграрном секторе нуждается в государственной поддержке. Она предусматривает развитие системы сельскохозяйственного кредита (банковского и внебанковского), включая создание системы сельских кредитных кооперативов, ипотечного кредита, коммерческих сельскохозяйственных банков и т.д. Предполагается решить вопрос обеспечения сельскохозяйственной техникой за счет развития сети машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслуживания сельхозпроизводителей. Формируется рыночная инфраструктура в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельскохозяйственных предприятий. С 1993 г. государственные ресурсы формируются на контрактной основе по свободным ценам, отменены обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва осуществляется за счет средств государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей — только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельскохозяйственных предприятий, заключающих с ним договоры по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотацию животноводческой продукции, компенсацию стоимости горючесмазочных материалов и т.д. Договоры заключаются на конкурсной основе. В области кредитования правительством введено субсидирование процентных ставок по кредитам с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка РФ. Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризиса. Ведущую роль в этом процессе играет завершение институциональных преобразований, реформирование отношений собственности. В настоящее время основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перерегистрирована. Доля государственного сектора сократилась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности на землю и имущество. Изменение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: открытых и закрытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. Причем 55% от их общего числа приходится на предприятия акционерного типа (акционерные общества и товарищества), 45% — на предприятия кооперативного типа (колхозы, производственные кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия). Развитие кооперативных отношений — приоритетное направление аграрной реформы. В АПК идет активное формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Развитие кооперации в АПК предусматривается как в виде производственной сельскохозяйственной кооперации, кооперации крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации.

Большое внимание будет уделено развитию агропромышленной интеграции во всех ее формах — от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные объединения по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием). Совершенствование отношений собственности в аграрном секторе экономики потребует формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, полной выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства организуется рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования. Необходимо разработать механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы. Направления государственной поддержки различаются по регионам: в основных сельскохозяйственных базах страны — это повышение эффективности производства, в районах депрессивного сельского хозяйства — создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Государственная поддержка в первую очередь будет оказана образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, направлена на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит повысить эффективность АПК. Государственная поддержка будет также предоставлена предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию на мировом рынке. Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования на селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, малонаселенные регионы. Социальное развитие села проходит в рамках реализуемых государством целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения. Основная федеральная целевая программа — «Социальное развитие села до 2010 года». Реализуется также федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002—2005 годы». В рамках совершенствования налоговой системы, повышения ее эффективности предусматривается переход к единому земельному налогу. Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособные сельскохозяйственные предприятия, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами. Несостоятельные перерабатывающие предприятия будут продаваться отечественным инвесторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий. Рост продукции предполагается обеспечить за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы и совершенствования структуры производства продукции животноводства.

Функции и структура государственного управления аграрным сектором:

1.      Политическая и административная поддержка (создание благоприятной среды):

2.      Финансовая поддержка, страхование (прямая и косвенная помощь);

3.      Информационная поддержка;

4.      Инновационная поддержка;

5.      Маркетинговая поддержка;

6.      Правовая поддержка;

7.      Обеспечение доступа к ресурсам на приемлемых условиях (финансовым, материальным, информационным);

8.      Кадровое обеспечение отрасли;

9.      Обеспечение доступа к рынкам сбыта;

10. Защита внутреннего рынка, развитие внутренней конкуренции;

11. Поддержание равновесия на рынке продовольствия (закупки, интервенции);

12. Защита прав собственности (в том числе мелких собственников);

13. Развитие аграрной науки;

14. Обеспечение отрасли элитными семенами и племенным поголовьем;

15. Строительство и содержание дорогостоящих инфраструктурных объектов;

16. Создание приемлемых и стабильных правил игры;

17. Контроль и обеспечение соблюдения принятых правил игры

Как уже отмечалось, значительная часть функций государственного управления отраслью выходит за рамки деятельности МСХ РФ. Таким образом, формирование приемлемых условий хозяйствования в аграрном секторе является общенациональной задачей и требует усилий многих министерств: местных органов власти (политическая и административная поддержка), экономического блока Правительства РФ (создание межотраслевого баланса), силовых структур (защита прав собственности) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. -3-е изд., М.: Гардарики, 2002

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник.-М. Институт международного права и экономики. Издат-во «Триада», «Лтд», 1997

3. Кабушкин Н.И. основы менеджмента: Учебное пособие-2-е изд., испр. И доп.- М.:ТОО «Остожье», мн.:ООО»Новое знание», 1999

4. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.:ЭКМОС, 1998

5. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник.-М.: Изд-во МГУ, 1995

6. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцев, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.: Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999Психология управления. - М.:, 1996/97.

7. Липсин И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект; методы подготовки и анализа. Издательство БЕК, 1999г. М.

8. Лоренс Дж. Гитман, Майкл Д. Джонк ‘Основы инвестирования’ Пер. с англ. – Дело., 1999г.М.

9. Антюганов С.В. Методология управления собственностью: региональный аспект. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999. С. 19.

10. Муратшин Ф. Правовое регулирование аграрных отношений в субъектах РФ // Законодательство и экономика. 2000. N 1 (190). С. 40-41

11. Дьякова В.Г., Лещёва В.Б. ‘АНАЛИЗ – финансово-экономической деятельности предприятия’, Юнити, 2002г. М.

 

 

 

35

 



Информация о работе Развитие менеджмента как науки