Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследования (анализ) развития личных качеств руководителя в профессиональной деятельности.
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение: 3-4
1. Понятие о личности в психологии. 5-6
1.1. Формирование личности, ее качеств. 6-8
1.2. Активность и направленность личности. 8-9
2. Роль руководителя в системе управления. 10-11
2.1. Личность, власть и авторитет руководителя. 12-15
2.2. Власть и личное влияние, их формы. 15-19
3. Влияние личных качеств на авторитет руководителя. 20-22
4. Практическое задание. 23-24
Заключение: 25-26
Таблица 1.3. Характеристика стилей руководства.
Параметры взаимодействия с подчиненными |
Стиль руководства | ||
Авторитарный (автократичный) |
Демократический |
Либеральный | |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решений советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства или решений совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, избавляется от них |
Подбирает деловых, грамотных специалистов |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает - все умеет |
Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, не общителен |
Дружески настроен, любит общение |
Общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровный, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Постоянно использует различные виды стимулов |
3. Влияние личных качеств на авторитет руководителя.
Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.
Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби. В Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.
Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.
Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.
Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может перерасти в самодурство и волюнтаризм. Независимость, реализуемая таким образом, способствует снижению эффективности менеджмента.
Общительность. По результатам научных исследований более трех четвертей своего рабочего времени руководитель затрачивает на общение. Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.
4. Практическое задание.
Руководитель делает замечание двум подчиненным в резкой категоричной по форме по поводу частых опозданий на работу.
Какой тип темпераменты имеют подчиненные?
Проанализируйте действия руководителя.
1) Первый подчиненный менее эмоционально устойчив в конфликтных ситуациях и это объясняют его действия, он склонен к неуравновешенным действиям, не воспринимает высказываний в свой адрес, не способен трезво оценивать ситуация во время конфликта, поскольку спустя 5 минут он подал заявление об увольнении. Это говорит о том, что эмоции у этого человека, личная обида стоят на первом месте, его неспособность задуматься о путях решения конфликта, выхода из ситуации ни чем не помогут ему в дальнейшей карьере. Темперамент его – холерик, отличается большой жизненной энергией, активностью, работоспособностью, загорается идеей мгновенно, но так же быстро остывает из за своего темперамента.
2) Второй точно так же принял все близко к сердцу что видно из ситуации, даже когда руководство во второй раз сделало ему замечание еще и в более категоричной форме. Он сделал вид невосприимчиво к критике человека, а в конечном итоге накопив внутренние переживания не смог остаться на данной работе. Этот подчиненный – меланхолик, человек со слабым типом нервной системы, живет со сложной и напряженной внутренней жизнью, придает огромное значение всему, что касается лично его.
Анализ действий руководителя:
Судя по всему руководитель
склонен к «Авторитарному»
Уверенный в себе руководитель всегда найдет выход из ситуации, в данном случае это меры наказания в виде штрафов за опоздания, такими действиями он более доступно объяснит им, что на работу нужно приходить вовремя, никто ведь не хочет, чтобы его зарплата становилась меньше день ото дня. Плюс ко всему ему необходимо поработать над коммуникабельностью, открытый человек больше привлекает к себе окружающих, подчиненные видят его гуманность, а так же сложности занимаемого поста, он начнет вызывать к себе уважение и преданность персонала.
Заключение:
Руководитель фирмы должен направлять усилия своей организации и личностей на выполнение общих задач. Основной механизм осуществления этой задачи - это руководство, а также самостоятельные, но тесно связанные концепции власти и личного влияния. Для того чтобы сложная организация эффективно выполнила свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Именно руководство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства.
Для того чтобы сделать
свое лидерство и влияние
Сила специалиста. Гораздо
проще стать хорошим
Однако кроме власти,
лидер предприятия может
Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Основано оно на власти примера и власти эксперта. Однако, применяя данный инструмент руководства, руководитель должен учесть и собственные потребности потенциального исполнителя и сделать так, чтобы они совпали с целями организации.
Используя влияние через участие, руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнителю свою волю или даже мнение. Вместо того, чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную им цель, руководитель просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией.
Власть - это возможность влиять на поведение других, это проявление силы, право принимать решения. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Библиографический список:
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление/Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: "Питер", 2008.
2. Коротков Э.М. Исследование систем управления / Э.М. Коротков. - М: изд-во ИМПЭ, 2009.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. /Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Издательство "Питер", переиздан 2009.
4. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С. А Кузнецова. - М: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2010.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2010.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: БГЭУ, переиздан 2009.
7. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2009.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело ЛТД, 2011.
9. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.;, 2009.
10. Менеджмент: Учебник / А. И Наумов. - 3-е изд. - М: Гардарики, 2008.
Информация о работе Развитие личных качеств руководителя в профессиональной деятельности