Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследования (анализ) развития личных качеств руководителя в профессиональной деятельности.
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение: 3-4
1. Понятие о личности в психологии. 5-6
1.1. Формирование личности, ее качеств. 6-8
1.2. Активность и направленность личности. 8-9
2. Роль руководителя в системе управления. 10-11
2.1. Личность, власть и авторитет руководителя. 12-15
2.2. Власть и личное влияние, их формы. 15-19
3. Влияние личных качеств на авторитет руководителя. 20-22
4. Практическое задание. 23-24
Заключение: 25-26
Под стилем понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и заставить делать то, что в данный момент нужно. Существует две основных "стилевые шкалы":
"шкала власти", на которой рассматривается отношение руководителя к своим подчиненным как к субъектам управления;
"шкала предпочтений",
на которой отражается
В управлении самыми важными являются четыре фактора: руководитель, подчиненные, задание и конкретная ситуация. Менеджеру как руководителю необходимо понять и изучить противоречие, которое возникает между потребностями коллектива, заданием и каждым работником в конкретной ситуации в данной организации.
Есть много факторов, которые влияют на руководителя, подчиненных, задание и конкретную ситуацию. Они определяют подходящий и эффективный стиль управления. И, наконец, идет непрекращающийся спор относительно того, можно ли изменить стиль управления и если можно, то до какой степени. Определенного ответа нет.
ТЕОРИИ РУКОВОДСТВА. Краткая характеристика некоторых теорий приведена в таблице 1.1
Год |
Ф. И. О. Автора |
Теория |
1938 |
Левин |
Три типа стилей: диктаторский, демократический, попустительский. Самой производительной была работа при диктаторском стиле руководства (в присутствии руководителя); демократический стиль - самый популярный; попустительский плох во всех отношениях. |
1958 |
Танненбаум и Шмидт |
Теория баланса (власти руководителя и свободы подчиненных) Применяемый стиль руководства зависит от: руководителя, подчиненных, задания, ситуации. |
1961 |
Ренсис Линерт |
Теория классификации на системы 1 - 4: Система 1: эксплуататорско-авторитарный стиль (контроль сверху), Система 2: благожелательно-авторитарный стиль (отеческая забота со стороны начальства), Система 3: консультативный стиль (решение принимает руководство, но прежде советуется с группой), Система 4: открытый стиль (совместное принятие решений руководством и работниками) |
1964 |
Блейк и Моутон |
Двухпараметрическая теория стиля управления Забота о производстве и забота о людях |
1967 |
Фидлер |
Теория ²ситуационного подхода² к руководству и управлению При благоприятной ситуации эффективен демократический стиль, при неблагоприятной - директивный |
1982 |
Петерс и Уотерман |
Руководство становится видимым, когда дела идут наперекосяк, и незаметно, когда все в порядке |
1983 |
Джон Адаир |
Личностная теория. Ценные качества руководителя: способность работать с большим кругом людей, умение брать на себя ответственность, стремление к достижению больших целей, опыт руководства, большой опыт разных деловых функций в середине карьеры. |
Дж. Хант |
Личностная теория. Качества руководителя: первый ребенок или первый сын, сильное желание успеха, мощная жизненная энергия, способность к долгосрочному прогнозу, стремление к цели, способность к политической активности, замкнутость, независимость от работы. |
2.1. Личность, власть и авторитет руководителя.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Лидерство - специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник - подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер - последователь". Процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством.
Быть менеджером еще не означает считаться лидером, т.к. лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Лидерство - это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.
Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения "лидер - последователи". Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений "мастер - работник".
Эффективность организации, основанной на этом типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.
Данный тип лидерских отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в других сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, рассмотренные на рисунке 1.1.
Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.
Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ, настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа:
В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство - это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска. Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. При изучении следующей темы подробно рассмотрим различные основы и источники власти.
В современных условиях эффективное лидерство - это не железная хватка работников, лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.
Лидерство - это не управление. Оно концентрируется на том, чтобы люди делали правильные вещи, а не делали вещи правильно.
Таблица 1.2 - Отличие менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План - основа действий |
Видение - основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решения в реальност |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
2.2. Власть и личное влияние, их формы.
Руководство - способность оказывать влияние на отдельных лиц (или группу людей), побуждая их к действию во благо организации (для достижения её главной цели). Деятельность руководителя организации очень разнообразна; в руководстве коллективом соединяется все сложное различие сторон его деятельности, проявляясь в таких факторах как:
1) Сила - это возможность влиять на других, это условие, с помощью которого один человек может заставить другого думать или поступать определенным образом. Силой обладает отдельный человек или группа.
4 вида сил:
Сила ресурсов и положения дается руководителю сверху. Ее могут признавать, но не все будут подчиняться ей с радостью. Поэтому руководителю придется контролировать выполнение всех своих указаний. Именно этим фактом объясняется наличие в бюрократических организациях многоступенчатых контрольных систем. В творческих коллективах (НИИ, проектные институты) более важны сила специалиста и сила личности. Их отличает высокий уровень самоконтроля и исполнительности. По этой причине в подобных организациях наиболее приемлемы открытый консультативный стиль руководства.
2) Влияние - это процесс, при котором один человек пытается заставить другого сделать что-либо или думать определенным образом, иначе этот человек не будет это выполнять. Эффективно влиять можно только с позиции силы. Как было уже определено, влияние - это процесс применения силы руководителя. Влияние имеет одну характерную особенность: если власть спускается сверху, то влияние распространяется на одном уровне, по горизонтали. Влияние можно оказать и на начальника, и на коллег.
3) Власть - это право использовать силу для управления поведением других; существует официальная или законная власть, которая вытекает из официальной роли или положения. Власть может принимать разнообразные формы:
Таким образом, мы пришли к выводу, что власть, сила и влияние, являющиеся инструментами руководства, определяющие его стиль.
Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, нацеленность руководителя на задачи или на человеческие отношения - все это отражает стиль руководства, характеризующий лидера. Все приведенные ниже теории руководства базируются на известных теориях лидерства.
Характеристика стилей руководства с учетом различных параметров взаимодействия руководитель - подчиненный приведена в таблице .1.3. Стиль, как характер, дается человеку при рождении, можно совершенствовать его, дополнять теми или иными чертами, свойственным другим стилям. Но основа, стержень - остается прежней. В противном случае - это будет перерождение внутреннего "Я". А конфликт внутреннего "Я" и привнесенного рано или поздно даст о себе знать.
Информация о работе Развитие личных качеств руководителя в профессиональной деятельности