Развитие личных качеств руководителя в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследования (анализ) развития личных качеств руководителя в профессиональной деятельности.
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Оглавление

Введение: 3-4

1. Понятие о личности в психологии. 5-6

1.1. Формирование личности, ее качеств. 6-8

1.2. Активность и направленность личности. 8-9

2. Роль руководителя в системе управления. 10-11

2.1. Личность, власть и авторитет руководителя. 12-15

2.2. Власть и личное влияние, их формы. 15-19

3. Влияние личных качеств на авторитет руководителя. 20-22

4. Практическое задание. 23-24

Заключение: 25-26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Под стилем понимается манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, позволяющая повлиять на них и заставить делать то, что в данный момент нужно. Существует две основных "стилевые шкалы":

"шкала власти", на  которой рассматривается отношение руководителя к своим подчиненным как к субъектам управления;

"шкала предпочтений", на которой отражается отношение  руководителя к своим подчиненным  как к объектам управления.

В управлении самыми важными  являются четыре фактора: руководитель, подчиненные, задание и конкретная ситуация. Менеджеру как руководителю необходимо понять и изучить противоречие, которое возникает между потребностями коллектива, заданием и каждым работником в конкретной ситуации в данной организации.

Есть много факторов, которые влияют на руководителя, подчиненных, задание и конкретную ситуацию. Они определяют подходящий и эффективный стиль управления. И, наконец, идет непрекращающийся спор относительно того, можно ли изменить стиль управления и если можно, то до какой степени. Определенного ответа нет.

 

ТЕОРИИ РУКОВОДСТВА. Краткая  характеристика некоторых теорий приведена в таблице 1.1

 

Год

Ф. И. О.

Автора

 

Теория

 

1938

Левин

Три типа стилей: диктаторский, демократический, попустительский.

Самой производительной была работа при диктаторском стиле руководства (в присутствии руководителя); демократический стиль - самый популярный; попустительский плох во всех отношениях.

 

1958

Танненбаум и Шмидт

Теория баланса (власти руководителя и свободы подчиненных)

Применяемый стиль руководства зависит от: руководителя, подчиненных, задания, ситуации.

 

1961

Ренсис Линерт

Теория классификации на системы 1 - 4:

Система 1: эксплуататорско-авторитарный стиль (контроль сверху),

Система 2: благожелательно-авторитарный стиль (отеческая забота со стороны начальства),

Система 3: консультативный стиль (решение  принимает руководство, но прежде советуется с группой),

Система 4: открытый стиль (совместное принятие решений руководством и работниками)

 

1964

Блейк и Моутон

Двухпараметрическая теория стиля управления

Забота о производстве и забота о людях

 

1967

Фидлер

Теория ²ситуационного подхода² к руководству и управлению

При благоприятной ситуации эффективен демократический стиль, при неблагоприятной - директивный

 

1982

Петерс и Уотерман

Руководство становится видимым, когда дела идут наперекосяк, и незаметно, когда все в порядке

 

 

 

 

1983

Джон Адаир

Личностная теория. Ценные качества руководителя: способность  работать с большим кругом людей, умение брать на себя ответственность, стремление к достижению больших целей, опыт руководства, большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

Дж. Хант

Личностная теория. Качества руководителя: первый ребенок или  первый сын, сильное желание успеха, мощная жизненная энергия, способность  к долгосрочному прогнозу, стремление к цели, способность к политической активности, замкнутость, независимость от работы.




 

 

 

 

 

 

2.1. Личность, власть  и авторитет руководителя.

 

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Лидерство - специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник - подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер - последователь". Процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством.

Быть менеджером еще  не означает считаться лидером, т.к. лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Лидерство - это тип  управленческого взаимодействия (в  данном случае между лидером и  последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения "лидер - последователи". Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений "мастер - работник".

Эффективность организации, основанной на этом типе лидерских  отношений, проявляется в ее способности  быстро, в короткие сроки выполнять  достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских  отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в других сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, рассмотренные на рисунке 1.1.

 

 

Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Эффективное лидерство  предполагает всесторонний самоанализ, настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа:

 

  • Что у меня хорошо получается?
  • В чем мои сильные стороны?
  • Чего мне как лидеру не хватает?
  • Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

 

В ведущих школах бизнеса  существуют программы развития лидерских  качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство - это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска. Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. При изучении следующей темы подробно рассмотрим различные основы и источники власти.

В современных условиях эффективное лидерство - это не железная  хватка работников, лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Лидерство - это не управление. Оно концентрируется на том, чтобы люди делали правильные вещи, а не делали вещи правильно.

 

Таблица 1.2 - Отличие менеджера  от лидера

 

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План - основа действий

Видение - основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

 

2.2. Власть и  личное влияние, их формы.

 

 

Руководство - способность  оказывать влияние на отдельных  лиц (или группу людей), побуждая их к действию во благо организации (для достижения её главной цели). Деятельность руководителя организации очень разнообразна; в руководстве коллективом соединяется все сложное различие сторон его деятельности, проявляясь в таких факторах как:

1) Сила - это возможность влиять на других, это условие, с помощью которого один человек может заставить другого думать или поступать определенным образом. Силой обладает отдельный человек или группа.

 

 

 

4 вида сил:

 

  • Сила ресурсов. Организация может иметь большой ресурсный потенциал - материальные, нематериальные, трудовые и финансовые ресурсы, но не иметь возможности использовать эти ресурсы. Источником силы ресурсы могут стать лишь в том случае, когда в них нуждаются или они составляют конкуренцию.
  • Сила положения. Это сила, которой обладает руководитель, благодаря своему положению и роли в организации. Сила по должности, иногда называемая официальной силой, является основной причиной власти в организации и обществе. Но власть, данная положением, позволяет не только издавать приказы, принимать или увольнять работников и т.д., но и накладывает на руководителя ответственность за разрешение ситуации.
  • Сила личности. Каждый человек может назвать три - четыре качества руководителя, которыми он должен обладать, и которые достойны подражания. Это личные качества. Их называют силой личности, а, в некоторых случаях, и "божьим даром". Такими качествами может быть честность, решительность в кризисных ситуациях, открытость и т.д.
  • Сила специалиста. Гораздо проще стать хорошим руководителем, если руководитель обладает силой специалиста, точнее, если его считают специалистом в какой-то области. Недостаточно самому признать свою неординарность. Сила специалиста дается руководителю людьми, с которыми он работает. Только в этом случае у руководителя появляется власть (признанная сила), и подчиненные будут выполнять задания не потому, что они должны это делать, а потому, что это задание дает человек, силу специалиста которого они признали.

 

Сила ресурсов и положения  дается руководителю сверху. Ее могут признавать, но не все будут подчиняться ей с радостью. Поэтому руководителю придется контролировать выполнение всех своих указаний. Именно этим фактом объясняется наличие в бюрократических организациях многоступенчатых контрольных систем. В творческих коллективах (НИИ, проектные институты) более важны сила специалиста и сила личности. Их отличает высокий уровень самоконтроля и исполнительности. По этой причине в подобных организациях наиболее приемлемы открытый консультативный стиль руководства.

 

2) Влияние - это процесс, при котором один человек пытается заставить другого сделать что-либо или думать определенным образом, иначе этот человек не будет это выполнять. Эффективно влиять можно только с позиции силы. Как было уже определено, влияние - это процесс применения силы руководителя. Влияние имеет одну характерную особенность: если власть спускается сверху, то влияние распространяется на одном уровне, по горизонтали. Влияние можно оказать и на начальника, и на коллег.

 

3) Власть - это право использовать силу для управления поведением других; существует официальная или законная власть, которая вытекает из официальной роли или положения. Власть может принимать разнообразные формы:

 

  • Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
  • Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворять насущную потребность (доставить удовлетворение).
  • Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребности.
  • Эталонная власть (власть примера). Характеристики (свойства) влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же.
  • Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг - подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, т.к. традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому такую власть часто называют традиционной.

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что власть, сила и влияние, являющиеся инструментами руководства, определяющие его стиль.

 

Стиль руководства в  контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, нацеленность руководителя на задачи или на человеческие отношения - все это отражает стиль руководства, характеризующий лидера. Все приведенные ниже теории руководства базируются на известных теориях лидерства.

Характеристика стилей руководства с учетом различных параметров взаимодействия руководитель - подчиненный приведена в таблице .1.3. Стиль, как характер, дается человеку при рождении, можно совершенствовать его, дополнять теми или иными чертами, свойственным другим стилям. Но основа, стержень - остается прежней. В противном случае - это будет перерождение внутреннего "Я". А конфликт внутреннего "Я" и привнесенного рано или поздно даст о себе знать.

Информация о работе Развитие личных качеств руководителя в профессиональной деятельности