Развитие личных качеств руководителя в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследования (анализ) развития личных качеств руководителя в профессиональной деятельности.
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Оглавление

Введение: 3-4

1. Понятие о личности в психологии. 5-6

1.1. Формирование личности, ее качеств. 6-8

1.2. Активность и направленность личности. 8-9

2. Роль руководителя в системе управления. 10-11

2.1. Личность, власть и авторитет руководителя. 12-15

2.2. Власть и личное влияние, их формы. 15-19

3. Влияние личных качеств на авторитет руководителя. 20-22

4. Практическое задание. 23-24

Заключение: 25-26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

НОУ СПО «Красноярский Кооперативный Техникум экономики, коммерции и права»

 

 

 

 

Комплексная курсовая работа

 

 

 

 

 

По дисциплинам: Управленческая психология

Управление  персоналом.

 

Специальность: «Менеджмент»

 

Тема:  Развитие личных качеств руководителя в профессиональной

            деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ряжских  Никита Витальевич

Группа: МА-3

Проверили: Ерёменко Ирина Борисовна

Каптурова Соня Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 г.

 

План:

 

 

Введение:                                                                                                              3-4 

 

1. Понятие о личности в психологии.                                                             5-6                                         

 

1.1. Формирование личности, ее качеств.                                                     6-8

 

1.2. Активность и направленность  личности.                                              8-9                                       

 

2. Роль руководителя в системе управления.                                           10-11

 

2.1. Личность, власть и  авторитет руководителя.                                   12-15

 

2.2. Власть и личное  влияние, их формы.                                                 15-19

 

3. Влияние личных качеств на авторитет руководителя.                     20-22

 

4. Практическое задание.                                                                              23-24

 

Заключение:                                                                                                    25-26

 

Библиографический список:                                                                             27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Эффективное применение концепции управления человеческими  ресурсами конкретной организацией во многом определяется степенью реализации лидерского потенциала ее руководителя (формального лидера).

Разумеется, на практике дело обстоит сложнее. Искусство  лидерства не является только данностью  или только благоприобретением. Оно  одновременно и дается от рождения, и приобретается в процессе совместной работы с другими. Но даже обладание оптимальным набором нужных качеств не гарантирует индивидууму лидерство. В менеджменте не менее важен случай, шанс проявить такие качества. Отсюда необходимость создания возможностей для самореализации лидера и проявления им своих потенциальных способностей, т.е. для управления персоналом.

Жизнь также показывает, что реализация потенциала индивида в значительной мере зависит от ситуации. Нынешняя реальность такова, что лидерами в политике, экономике, предпринимательстве часто становятся не только люди, наделенные соответствующими качествами, но и те, кто не имея их, но в силу обстоятельств, обретя власть (или сохранив ее, как прежняя номенклатура), "демонстрируют" эти качества, начинают уверовать в то, что действительно обладают ими. Об этом свидетельствует, в частности, карьера многих "перестроечных" лидеров в политике, бизнесе.

В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно  уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и неотъемлемым компонентом высшего образования в целом.

В настоящее время  многие руководители отечественных  организаций различных форм собственности  недооценивают значение методов  управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.

Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством, как  на макро- , так и на микроуровне  эффективных современных методов  управления производительным трудом становиться  один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.

 

 

Цель курсовой работы – исследования (анализ) развития личных качеств руководителя в профессиональной деятельности.

· раскрыть общие элементы управления персоналом;

· определить роль руководителя в управлении персоналом;

· рассмотреть личность руководителя и стили управления;

 

 

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть, что в сущности представляет из себя личность в современном обществе.

 

2. Выявить потенциал  руководителя в его профессиональной  деятельности, применение знаний на практике, самоуправление, особенности этих факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о личности в психологии.

 

Проблема личности, являясь  одной из центральных в теоретической  и прикладной психологии, выступает  как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.) 

В такой плоскости, рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.  
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности- это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности. 
Научное изучение личности и сейчас, и прежде задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и осмысленные связи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша наука – психология. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются. 
Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом, понятие личности является главным понятием в психологии. 

 

1.1. Формирование  личности, ее качеств.

 

Формирование личности очень сложный процесс, который происходит: 
 
- под влиянием семьи, школы, внешкольных учреждений;  
 
- под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение, в последнее время Интернета);  
 
- в результате живого, непосредственного общения с окружающими людьми.  
 
В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.  

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.  

В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения  со сверстниками, другими взрослыми  людьми, обращение к доступным  средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие. 

Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с  друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития. 

 

Ранний юношеский возраст - это  время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в  социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности. Именно она трансформирует в себе все факторы: что-то принимает в них, а что-то нет. 
К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.  
 
Особенно важен и труден период после окончания школы, когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, систем ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т.д.

 

1.2. Активность  и направленность личности.

 

Активность личности — это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего в общении, совместной деятельности, творчестве. Основным источником активности являются потребности, которые по своему происхождению делятся на естественные и культурные.

Потребности выражаются в мотивах, непосредственных побуждениях  к деятельности. Осознанные мотивы характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные мотивы характеризуются  влечениями и установками (неосознанным состоянием готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим объектам и людям).

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, независимо от конкретных условий, определяющая поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим, характеризующаяся доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением.

Убеждения — система  устойчивых принципов, осознанный мотив  поведения личности, придающий ее деятельности значимость и направленность.

Идеал — это осознанный мотив, образ, которым руководствуется личность в настоящее время, определяющий план самовоспитания.

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я» — относительно устойчивая, в той или иной степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Степень адекватности «Я – образ» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности — наиболее существенной и изученной в психологии стороны самосознания. С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека, постоянно сверяющего себя с неким эталоном. При завышенной самооценке человек начинает переоценивать себя. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности — желаемым уровнем самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющимся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, при неуспехе, соответственно, — снижается. Исследование уровня притязаний личности позволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

 

2. Роль руководителя в системе управления.

 

Каждая организация  представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Скорее, стиль руководителя может быть соотнесен с какой-то определенной позицией.

И так, стиль руководства - это процесс согласования работы своих подчиненных. Успех применения того или иного стиля зависит от многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя; особенностей коллектива и исполнителя; специфики "текущего момента" и других факторов.

Информация о работе Развитие личных качеств руководителя в профессиональной деятельности