Разработка системы принятия решений в подразделении, ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Управленческие решения – основа процесса управления, инструмент менеджмента. Формы управленческих решений многообразны – планы, программы, проекты. Менеджер – прежде всего, лицо, принимающее решение. Управленческие решения не сводятся к плановым или организационным, а включают в себя также мотивационные решения и решения в области контроля.

Оглавление

1. Сущность, значение и функции управленческих решений.
2. Стадии и этапы процесса принятия управленческих решений.
3. Организация процесса разработки и реализации управленческих решений.
4. Разработка варианта решения проблемы «Дефицит квалифицированных сотрудников» в ООО «Спецтяж».
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Менеджмент»

На  тему: «Разработка системы принятия решений в подразделении, ее совершенствование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План.

  1. Сущность, значение и функции управленческих решений.
  2. Стадии и этапы процесса принятия управленческих решений.
  3. Организация процесса разработки и реализации управленческих решений.
  4. Разработка варианта решения проблемы «Дефицит квалифицированных сотрудников» в ООО «Спецтяж».

     Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность,  значение и функции управленческих решений.

     Управленческие  решения – основа процесса управления, инструмент менеджмента. Формы управленческих решений многообразны – планы, программы, проекты. Менеджер – прежде всего, лицо, принимающее решение. Управленческие решения не сводятся к плановым или организационным, а включают в себя также мотивационные решения и решения в области контроля.

     Управление  является процессом решения проблем  организации, возникающих по мере ее функционирования и развития. Выполняя функцию организовывания, менеджеры принимают решения о развитии структуры организации (предприятия) и структуры управления, об изменении внутренней структуры под воздействием изменений в окружающей социальной среде, об уровне централизации и децентрализации, о распределении задач, ответственности и полномочий,  об организации труда рабочих и специалистов. Менеджерам приходится принимать решения, направленные на усиление мотивации работников, обеспечения согласование целей и интересов организации. Процесс контроля связан с принятием решений о том, что, как и когда контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как производить анализ полученной информации и корректировать жизнедеятельность организации в соответствии с результатами контроля.

     Таким образом, в теории управления решения  рассматриваются как связующий  процесс, без которого невозможна реализация функций менеджмента. Существует множество  различных точек зрения на сущность управленческих решений, исходя из которых предложено следующее определение. Управленческое решение – выбор альтернативного варианта (комбинации совместимых вариантов) устранения проблемы функционирования и развития организации, осуществленный руководителем (специалистом) в рамках его должностных полномочий и согласованные с этим выбором действия, позволяющие эффективно достигать целей управления объектом.

     Решения выполняют в системе менеджмента  пять функций: направляющую, координирующую, связующую, фильтрующую, мотивирующую.

     Направляющая  функция решений состоит в том, что они принимаются исходя из главной цели организации, направлены на устранение реальной или потенциальной проблемы.

     Координирующая функция решений состоит в определении баланса между целями, ресурсами и мероприятиями, в согласовании действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и с соответствующим качеством.

     Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия взаимодействуют все функции менеджмента.

     Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между фазами осмысления и реализации управленческого процесса. В результате фильтрации выбирается только один вариант из множества возможных.

     Мотивирующая функция решений заключается в побуждении персонала организации к достижению стоящих перед работниками целей. Эта функция реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки, рост должностного оклада), социальных оценок (почетное звание, поручение творческого задания). 
 
 
 
 
 

     2. Стадии и этапы процесса принятия управленческих решений.

     Существуют  различные трактовки состава  и последовательности  процесса принятия управленческих решений. В  одних методиках больше внимания уделяется анализу, диагностике  и прогнозированию развития проблемной ситуации (Б. Г. Литвак), в других – разработке и следованию альтернативам принятия решений (Э. Квейд, С. Оптнер, Е. П. Голубков), в третьих – определению и структуризации целей (Ю. И. Черняк), в четвертых – процессу реализации уже принятого решения (С. Янг). Но необходимо достижение баланса между стадиями разработки, принятия и реализации решений, а также не превышение числа этапов десяти. Этим требованиям отвечает подход к проектированию процесса разработки, принятия  и реализации управленческого решения, предложенный О. С. Виханским и А. И. Наумовым.

     Первая  стадия. Признание  необходимости решения (диагностика проблемы). Включает в себя три этапа:

       -восприятие и признание проблемы

       - формулирование проблемы

       -определение критериев и ограничений решения проблемы.

     Ограничения могут быть внешними (законы, разнонаправленные  нормативы) и внутренними (недостаток финансов, квалифицированных сотрудников).

     Вторая  стадия. Выработка  решения. Включает в себя также три этапа:

       - определение альтернатив (их разработка)

       -оценка альтернатив

       -выбор альтернативы

     На  первом этапе разрабатывается и  формулируется набор альтернативных решений, которые могут устранить  проблему. Необходимо рассматривать  как можно более широкий спектр альтернатив, многие из которых могут быть известны из предыдущего опыта.

     На  втором этапе оценивают, определяют достоинства и недостатки альтернативы, возможные последствия. При этом важно учитывать вероятность  осуществления решения.

     Важнейшим этапом в процессе принятия решения является выбор альтернатив. При этом возможен выбор не одной, а нескольких (комбинация) альтернатив, что нередко ведет к наилучшему результату.

     При выборе альтернативы могут использоваться три подхода:

     - учет прошлого опыта

     - проведение эксперимента

     - исследование и анализ

     Исследование  и анализ является наиболее общим  и эффективным методом отбора альтернатив.

     Третья  стадия (завершающая). Выполнение решений.

     Выполнение  решения – это устранение проблемы, его породившей. Оно включает три  этапа:

     - организация выполнения решения

     - анализ и контроль выполнения  решения

     - обратная связь и корректировка  действий

     Организационно-управленческие решения оформляются в виде приказов, распоряжений, в виде устных требований, указаний, заданий, пожеланий и т. д. На этом этапе составляется также план мероприятий, обеспечивающих выполнение решения. Главное назначение анализа и контроля выполнения решения состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы, установлении причин этих отклонений. Контроль обеспечивает обратную связь между управляющей и управляемой системой и дает информацию о подлинном состоянии дел, о достижении организацией  
 

     3. Организация процесса  разработки и реализации  управленческих решений.

     Каждый  процесс, в том числе разработка и реализация управленческих решений, нуждается в организации.

         Организация разработки управленческих  решений включает в себя ряд  направлений.

  1. Формирование целевых групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. При этом реализуется цель использования специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем.
  2. Использование прямых горизонтальных связей без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей.
  3. Формирование вертикальных связей, усиливающих централизацию с соблюдением соподчиненности в разработке решений по исполнителям.
  4. Применение формальных правил и процедур, что предполагает разработку и принятие специальных инструкций к действию.
  5. Рационализация структуры решений по масштабу объекта, целевому характеру и по периоду времени.
  6. Минимизация повторно принимаемых решений.
  7. Обеспечение процесса разработки решений необходимыми материальными, финансовыми и информационными ресурсами.
  8. Формирование банка данных решения проблемных ситуаций. С этой целью формируются картотеки. Наличие картотеки позволяет сэкономить время на выбор рационального решения, упорядочивает работу по его поиску.
  9. Обеспечение процесса принятия решений качественной информацией. Информация – сведения об окружающем мире, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний. Основные параметры качества информации – полнота, достоверность, современность, комплексность, краткость, уместность.
  10. Использование интеллектуальных информационных систем и систем поддержки принятия решений.
  11. Делегирование процесса выработки управленческих решенпй с учетом их важности. Все решения по степени важности делятся на 3 группы. На основе собственных выводов, используя известный принцип Парето, Л. Зайверт предлагает следующие рекомендации:

     Решения о делегировании  права выбора альтернатив

     с  учетом приоритетности задач

     Задачи  А      Задачи  Б      Задачи  В
     Весьма  важные      Важные      Менее важные
     15% всех задач

     65% общей значимости

     20% всех задач

     20% общей значимости

     65% всех задач

     15% общей значимости

     Выполнять самому, не перепоручать      Частично  поручать      Поручать, сокращать
 
     
  1.  Предупреждение  непрофессионального подхода при  принятии групповых и коллективных решений, нерационального  распределения ролей в группе, авантюр.
  2. Формирование и реализация требований к оформлению управленческих решений. Оформленное решение становится документом.

     Эффективная реализация управленческих решений  зависит не только от качества их разработки, но и действенности контроля. Руководители могут ошибаться при выборе путей решения проблемы, делегировании, мотивации; небрежно проводить инструктаж, допуска упущения и лишнюю трату времени. Также цель может остаться не достигнутой  из-за недостоверной информации или осознанного сопротивления группы исполнителей, саботирующих реализацию выбранной альтернативы действий.

           Одним из важнейших требований, предъявляемых к управленческим  решениям, как к средству достижения  организационных целей, является их всесторонняя обоснованность. Особое место занимает экономическое обоснование. Здесь следует  учитывать интересы не только собственников фирмы, но и потребителей, государства, деловых партнеров, а иногда и конкурентов.

           Эффективное решение проблемы  зависит от ряда основополагающих  принципов:

Информация о работе Разработка системы принятия решений в подразделении, ее совершенствование