Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление причин возникновения организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ» и разработка рекомендаций по снижению уровня организационных конфликтов на предприятии.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты исследования проблемы организационных конфликтов.
Провести анализ причин возникновения организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ».
Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. Теоретические аспекты организационных конфликтов …….……5
1.1. Сущность организационного конфликта…………………………….…….....5
1.2. Причины и последствия организационных конфликтов……………..….….11
1.3. Методы разрешения организационных конфликтов……….………….…....16
Глава II. Анализ причин возникновения организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ»….………………..………......20
2.1. Краткая характеристика организации ОАО «КамАЗ»…………….…...…....20
2.2. Анализ причин возникновения организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ»…………....…………….……...……….24
2.3. Основные факторы, повышающие уровень конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ»…………………………….……………28
Глава III. Разработка рекомендаций по снижению уровня организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ»……..……....….30
3.1. Механизмы управления организационными конфликтами на предприятии………………………………………………………………………...30
3.2. Рекомендации, способствующие снижению уровня организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ»..............................32
Заключение……………………………………………..……………....……….…37
Список литературы………….…….............................................…….......
Мы выяснили, что конфликты могут быть разных видов. Конфликты различают по природе возникновения (организационные и эмоциональные); по направленности воздействия (вертикальные и горизонтальные); по степени выраженности (открытые, скрытые и потенциальные); по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные и межгрупповые), также различают конструктивные и деструктивные конфликты и многие другие. В данной работе рассматриваются организационные конфликты.
В результате проведенного анализа причин возникновения организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ», был выявлен ряд основных причин возникновения организационных конфликтов, к которым относят:
нехватка кадров,
недовольство организацией трудовой деятельности,
противоречия между интересами работников и их функциями в организации, а также личные
претензии и амбиции работников.
Были сделаны выводы, что все эти причины взаимосвязаны, почвой же организационных конфликтов в лаборатории является
нехватка кадров,
недостаточное обновление коллектива.
Был проведен анализ возрастного состава работников лаборатории, в результате которого, мы выяснили, что большинство сотрудников уже подходят к границе пенсионного возраста, когда молодых специалистов не хватает.
Также в качестве основной причиной конфликтности в лаборатории можно назвать недостаточное обновление материально-технической базы ЦЛПЭ Автомобильного завода. Но это проблема решается на более высоком уровне руководства, на уровне директората ОАО «КамАЗ».
Устранять или разрешать конфликт не достаточно эффективно, поэтому были разработаны методы, которые позволят предупредить возникновение организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ».
Был разработан ряд рекомендаций по снижению уровня организационных конфликтов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ» по средствам анкетирование среди сотрудников организации, чтобы выяснить мнения сотрудников о текущем положении дел в лаборатории.
Так же была предложена программа по привлечению молодых специалистов в ЦЛПЭ Автомобильного завода ОАО «КамАЗ», что в дальнейшем позволит решить проблему нехватки кадров в лаборатории и улучшить организацию труда.
Попутно решатся противоречия между интересами работников и их функциями.
Также было внесено предложение об отправке запроса на приобретение высокотехнологических приборов и инструментов, что решает проблему неудовлетворительных условий труда.
Реализация данных предложений, должна позволит понизить уровень организационных конфликтов в лаборатории, а, следовательно, повысить уровень производительности труда.
1
Список литературы
1. Трудовой кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 26 декабря. М. - 2010 г. - С. 256
2. Анцупов А.Я., А.И. Шипилов. Конфликтология: учебник для вузов – 4-е изд. М.: Эксмо, 2006. – 591 с
3. Аширов Д. А. Управление персоналом. - М.: Издат.: ММИЭИФП - 2003. 135 с.
4. Володько В.Ф. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - Мн: Адукация и выживание, 2006. - 468с.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. - 2- е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 544 с
6. Дж. фон Нейман. О. Моргенштерн. Теория игр и экономическое поведение / пер. с англ. - М.: Наука, 1992 г. – с.3498.
7. Захарова О. "Предотвращение конфликтов на стадии подбора персонала". Журнал "Кадровый менеджмент", № 9, 2008 г. - 22 с
8. Здравомыслов. Социология конфликта. – М., Прогресс, 2001 с.334
9. Кантор В. Е., Маховикова Г. А. "Менеджмент". Изд.: Эксмо, 2009 г. - 208 с
10. Курбатов В.И. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с 384
11. Козер Л. Функции конфликта.-М., 1998. - 245 с.
12. Курт Левин. Разрешение социальных конфликтов. – С-Пб, Речь, 2002. – с.258.
13. Ларионов В.Г. Мельников О.Н. "Управление трудовыми конфликтами". "Российское предпринимательство" № 2 2003г. – 674с.
14. Лукин Ю. Ф. "Конфликтология. Управление конфликтами". Изд.: Академический проект, Трикста, 2007 г.- 800 с.
15. Мартынова Р. В. "Основы организационного поведения" Изд.: Издательство Московского психолого-социального института, МОДЭК, 2008 г. - 272 с.
16. Уткин Э.А. «Конфликтология: теория и практика». Асс авторов и изд. «Тандем», – М., 2007, 536 с.
17. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г. - Т. 2. - 248 с.
18. Ратникова В.П. Конфликтология: Учебник для вузов / В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. В.П. Ратникова. - М. - Юнити - Дана, 2004. – 648с.
19. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 2005. - с.158.
20. Черняк Т.В. «Конфликты в организациях и технологии их разрешения», – М., 2004.с-586
21. .Экономика труда: социально трудовые отношения: Учеб. для вузов / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен. - 2006. - 285 с.
22. http://www.kamaz.ru/
23. http://www.psycho.ru/library/
24. http://hr-portal.ru
25. http://www.psyonline.ru
26. http://www.psy-files.ru
27. http://vsetesti.ru/
Приложение 1
Тест: «Оценка психологического климата в коллективе».
1. Какие чувства Вы испытываете, когда идете на работу? (подчеркните)
Восторг и ощущение праздника
Радость
Удовлетворенность
Неопределенные чувства
Нежелание идти на работу
Подавленность
Досаду и раздражение
2. Оцените по десятибалльной шкале психологическую атмосферу вашей компании (подразделения): ________
3. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на формирование психологической атмосферы в вашей компании (проранжируйте указанные факторы):
Отношения между сотрудниками
Условия работы в компании
Заработная плата
Корпоративные праздники
Интересный и содержательный труд
Внимательное отношение к персоналу со стороны руководства
Стиль управления, принятый в компании (подразделении)
Стабильность компании
Льготы и поощрения, принятые в компании
Известность компании
4. Какие причины мешают развитию положительной психологической атмосферы в компании (подразделении)? (подчеркните)
Неудовлетворительный стиль руководства
Плохие условия труда
Напряженные отношения между сотрудниками
Частые конфликты
Повышенная текучесть кадров
Отсутствие системы материальной мотивации сотрудников
Отсутствие системы моральной мотивации сотрудников
Отсутствие обучения персонала
5. Как Вы думаете, какие мероприятия необходимо провести в компании (подразделении), чтобы улучшить психологическую атмосферу? Сформулируйте Ваши предложения:
______________________________
1
Приложение 2
Рис. 1. Динамика трудовых споров в ЦЛПЭ Автомобильного завода
15 человек (18% работников) указали, что конфликтные ситуации возникают очень часто;
41 человек (48%) – часто;
22 человека (26%) отметили, что конфликтные ситуации достаточно редки; и
7 человек (8%) утверждают, что столкновения очень редко возникаю в процессе работы.
1
Приложение 3
Рис. 2. Результаты анкетирования
75% сотрудников недовольны условиями труда;
52% подчеркнули наличие противоречий интересов работников, их функций в трудовой деятельности;
68% сотрудников отметили неэффективность организации трудовой деятельности;
15% опрошенных недовольны нынешним руководителем.
1
Приложение 4
Таблица 1. Соотношение образования и возраста персонала ЦЛПЭ автомобильного завода «Камаз» (человек)
№ п/п | Возраст | Образование работников | |||
|
| высшее | н./высшее | ср./техн. | среднее |
1 | до 30 лет | 4 | 8 | 10 | 1 |
2 | до 40 лет | 4 | 0 | 6 | 5 |
3 | до 50 лет | 2 | 0 | 11 | 15 |
4 | 50 и старше | 6 | 0 | 13 | 0 |
1
Приложение 5
Рис. 3. Характеристика персонала ЦЛПЭ автомобильного завода по опыту работы
46% сотрудников имеют опыт работы в лаборатории более 10 лет,
26% сотрудников имеют опыт работы от 5 до 10 лет,
20% сотрудников – менее 5 лет,
8% сотрудников не имеют опыта вообще.
1
Приложение 6
Таблица 2. Средняя заработная плата сотрудников (тыс. руб.)
Сотрудники | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Наладчик КИПиА 4 разряда | 10,3 | 13 | 14,1 | 15 |
Наладчик КИПиА 5 разряда | 11 | 14, 5 | 15,6 | 16,9 |
Наладчик КИПиА 6 разряда | 14,9 | 15,7 | 16 | 17,5 |
Наладчик КИПиА 7 разряда | 16,4 | 17,3 | 18 | 19 |
Наладчик КИПиА 8 разряда | 16,7 | 17,8 | 18 | 20 |
Слесарь КИПиА 6 разряда | 9,5 | 12 | 14,5 | 15 |
Инженерно-технические работники | 11 | 16,7 | 17 | 18 |